Основные параметры детско-родительских взаимоотношений
1. характер эмоциональной связи:
со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и. эмоциональное отношение к родителю;
Эмоциональная сторона детско-родительских отношений предопределяет благополучие психического развития ребенка и самореализацию родителей как воспитателей.
Эмоциональная близость (В.В. Столин) определяет знак отношения (симпатия — антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.
В современном обществе социальная ценность родительской любви чрезвычайно велика, а интимно-эмоциональная близость родителей с детьми в условиях малодетной семьи и планирования рождения детей представляет собой массовое явление. Все это привело к тому, что родительская любовь сегодня рассматривается обществом как норма психического здоровья человека, а поведение и личность родителя, имеющего несчастье не любить своего ребенка, — как патология, психическое отклонение, проявление аморальности и распущенности.
Однако любовь к ребенку — эмоциональная близость и взаимопонимание — не является врожденной способностью матери и отца. Способность любить ребенка формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося матери и отцу ощущения счастья, полноты самореализации и самозавершенности. Напротив, переживание нелюбви, отвержения ребенка вызывает у родителя тяжелые эмоционально-личностные расстройства — чувство вины, депрессию, тревожность и страхи, нарушения Я-концепции в форме самоотвержения и низкой самооценки.
Причины нарушений родительской любви:
• Фрустрация (недостаточная реализация) жизненно важных потребностей родителя в связи с воспитанием ребенка: (потребность в сне и отдыхе; в безопасности; в общении с друзьями; личные достижения, карьера, профессиональный рост).
В этом случае психологическая помощь должна быть направлена на поиск способа удовлетворения жизненно важных потребностей родителя при сохранении им полноценной функции ухода за ребенком и его воспитания, а также на развитие ценностно-смысловой сферы родителя.
• Мистификация и искажение образа ребенка как результат проекции
негативных качеств и приписывания их ребенку; идентификация ребенка с личностью, вызывающей отвращение у родителя (например, с отцом, оставившим семью), и, как следствие, перенос на него негативного эмоционального отношения.
Психологическая работа в этом случае должна быть направлена на анализ причин подобной проекции, их анализ и помощь родителю в разрешении глубинного внутриличностного конфликта.
• Негативное эмоциональное отношение к ребенку как проявление посттравматического стресса. Возникает вследствие фатального совпадениярождения ребенка или начального периода его воспитания, сенситивного кформированию привязанности, и психологической травмы, например утраты близкого человека. Ребенок приобретает значение символа травмирующей ситуации либо ассоциируется с ней.
Психологическая помощь здесь строится в контексте преодоления посттравматического стресса.
•Личностные особенности родителя (инфантильность, акцентуации
характера, невротический тип личности, неадекватный тип привязанности самого родителя, эмоциональные расстройства). Матери, переживающие депрессию, также склонны к отвержению ребенка.
Здесь требуется индивидуальное психологическое консультирование, а в случае необходимости и психотерапия.
•Индивидуально-типологические особенности ребенка —трудный темперамент, чрезмерное возбуждение, проблемы дисциплины, невнимательность, импульсивность, — опосредующие формирование родительского отношения. Важное значение для формирования эмоционального отношения родителя к ребенку имеет степень соответствия их темпераментов. Если темперамент ребенка противоположен родительскому, это может восприниматься родителем как негативная характеристика его личности или признак инфантильности и незрелости. Например, порывистость и импульсивность ребенка, противоположная сдержанности и неторопливости родителя, воспринимается последним как проявление слабости ребенка.
• Низкая степень удовлетворенности браком и конфликтность в супружеских отношениях.
Привязанность ребенка к родителям (как вторая сторона эмоциональных взаимоотношений родитель-ребенок) связана с эмоционально-позитивным переживанием ребенка и основана на удовлетворении близким взрослым потребности ребенка в новых впечатлениях, а механизмом ее формирования является опережающая инициатива взрослого, создающего зону ближайшего развития ребенка [Лисина, 1986].
Сенситивным периодом для формирования привязанности является первый год жизни ребенка. Примерно в 6—10 месяцев у ребенка возникает избирательность в отношении взрослых, происходит объективирование фигуры родителя как предмета привязанности. Если до 12 месяцев привязанность оказывается несформированной, то психическое развитие ребенка нарушается.
Привязанность формируется в диадическом отношении ребенка с близким взрослым, обеспечивающим первому заботу, протекцию и безопасность. Тип привязанности в значительной мере определяется базовыми характеристиками матери или другого близкого взрослого, проявляющимися в общении и совместной деятельности с ребенком.
Различные типы привязанности (от надежной до тревожной) влияют на личностное и познавательное развитие ребенка.
Ненадежная привязанность ведет к нарушениям развития Я, низкой самооценке и самопринятию, высокой эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой тревожности, депрессии, росту отклонений в поведении.
2. мотивы воспитания и родительства (поА.С. Спиваковской)
1. мотивы воспитания, реализующие ценностное отношение к ребенку (ребенок для родителя обладает самоценностью как личность, детско-родительские отношения строятся как диалогическое общение равноправных партнеров, стимулируя личностный рост каждого из них)
· мотив, реализующий потребность в привязанности, эмоциональном контакте и поддержке, является естественным стремлением личности к установлению эмоционально-позитивной связи со значимым Другим.
Нарушения и искажения воспитания возникают тогда, когда ребенок является для родителя единственным человеком, в отношении которого может быть реализована эта потребность (группа риска - неполные семьи, поскольку возможности общения и контактов одинокого родителя, часто бывают ограничены).
Другой вариант нарушения - симбиотическая связь с ребенком, причиной такой гипертрофированной зависимости могут быть неадекватные формы привязанности самого родителя, переносимые на отношения с ребенком, или невротическая потребность в любви. Возможное следствие — искажение семейного воспитания по типу потворствования и вседозволенности или воспитания по типу «кумир семьи».
Неопределенность, размытость личностных границ в детско-родительских отношениях становится препятствием в формировании личностной идентичности и решении задачи автономизации и становления самостоятельности в подростковом возрасте.
· мотив, реализующий потребность в смысле жизни, является важнейшим смыслообразующим мотивом родительства. Полная самореализация личности в зрелости предполагает передачу ребенку опыта и накопленной мудрости в процессе его воспитания и наставничества.
Однако если воспитание ребенка — единственный смысл и ценность в жизни родителя, то в момент завершения выполнения им воспитательной функции неизбежно наступает кризис, связанный с необходимостью переосмысления жизненного пути, построения новых жизненных смыслов и целей. Если переосмысление оказывается непродуктивным, родитель сталкивается с ситуацией утраты смысла жизни и переживанием пустоты и личностного краха.
2. социальные мотивы воспитания
· мотив долга
· мотив социального самоутверждения (престижный).
Воспитание ребенка выступает как условие социального признания и достижения (подтверждения) родителем своего социального статуса. Воспитание в глазах родителя является важной задачей, возложенной на него обществом, и успешность ее решения определяет меру социального успеха и признания воспитателя. На первый план здесь выступает стремление родителя быть во всем идеальным, непогрешимым, образцовым.
Воспитание является ответственной социальной миссией, реализация которой обеспечивает всеобщее признание и самоуважение.
При неадекватном доминировании социальных мотивов ребенок выступает для родителя скорее как объект воспитания и обучения, чем как уникальная личность, обладающая самоценностью и правом на выбор собственного пути развития.
3. инструментальные мотивы воспитания
Ребенок является средством реализации других потребностей родителей.
· доминирование потребностей достижения в мотивационной сфере родителя может приводить к тому, что родители не соизмеряют планку достижений с индивидуально-личностными особенностями и интересами ребенка, а сами достижения и успехи становятся самоцелью. В ценностное значение личности ребенка не высоко, отношение родителей к нему определяется уровнем достижений ребенка. Как правило, за неадекватными необоснованными требованиями к достижениям ребенка скрываются нереализованные потребности самого родителя (проекция на ребенка не реализованных самим родителем целей и возложение ответственности за их достижение). Например, нереализованное желание научиться рисовать или играть на музыкальном инструменте…
· мотив воспитания у ребенка определенных качеств обусловлен наличием у родителей идеального образа ребенка.
Процесс воспитания, несомненно, должен строиться на культурных нормах, идеалах и ценностях, определяемых родителями, но соотнесенных с интересами и индивидуальностью самого ребенка (!!!).
Искажение процесса воспитания связано с доминированием мотива воспитания определенных качеств, приобретающих абсолютную ценность и не соотнесенных с возрастными особенностями ребенка и реальностью жизненной ситуации. Например, желая воспитать в ребенке правдивость и честность, родители требуют полного отчета в мелочах, абсолютной прозрачности во всех его поступках, отношениях и действиях, отрицая право ребенка на конфиденциальность, тайну и интимно-личностное пространство Итогом насильственного культивирования честности, понимаемой как обязательная отчетность перед родителями во всех действиях, часто является скрытность, боязнь откровенности.
· мотив реализации в воспитании ребенка определенной педагогической системы. В случае гипертрофированности этого мотива воспитание превращается в самоцель, а ребенок — в полигон для проверки той или иной педагогической концепции.