Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова
Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из 2 возможностей, что бы предпочли Вы? Отвечая на вопрос «Что бы вы предпочли из 2 возможностей?», необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности (а) по отношению к (б), либо виду деятельности (б) по отношению к (а), и поставить «+» напротив соответствующего утверждения.
Опросник
1. а) ухаживать за животными;
б) обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
2. а) помогать больным людям, лечить их;
б) составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.
3. а) следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток;
б) следить за состоянием, развитием растений.
4. а) обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу); б) доводить товары до потребителя (рекламировать, рекомендовать, продавать).
5. а) обсуждать научно-популярные книги, статьи;
б) обсуждать художественные книги (пьесы, концерты).
6. а) выращивать молодняк (животных какой-либо породы);
б) тренировать товарищей, сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).
7. а) копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты);
б) управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - трактором, тепловозом, подъемным краном.
8. а) сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии);
б) оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
9. а) ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище;
б) искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
10. а) лечить животных;
б) выполнять вычисления, расчеты.
11. а) выводить новые сорта растений;
б) конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания).
12. а) разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять;
б) разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13. а) наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности;
б) наблюдать, изучать жизнь микробов.
14. а) обслуживать, налаживать медицинскую аппаратуру, приборы; б) оказывать людям медицинскую помощь при ушибах, травмах, ранениях, ожогах.
15. а) составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах;
б) художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).
16. а) делать лабораторные анализы в больнице;
б) принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17. а) красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий; б) осуществлять сборку машин, приборов.
18. а) организовывать культпоходы и экскурсии сверстников или младших в театры, в музеи, туристические походы;
б) играть на сцене, принимать участие в концертах.
19. а) изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания;
б) заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20. а) вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада; б) работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, компьютере).
Ключ к методике ДДО
Подсчитать количество плюсов в каждом из 5 вертикальных столбцов и проставить соответствующие суммы в нижних клетках бланка ответов. Наибольшие суммы плюсов в столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, склонностей к областям профессиональной деятельности.
Ч-П | Ч-Т | Ч-Ч | Ч-ЗС | Ч-ХО |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 6б | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 9б | |||
10а | 10б | |||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19а | 19б | |||
20а | 20б | |||
Интерпретация результатов
1. Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - природа» являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. К данному типу относятся профессии: агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и др.
2. Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - техника» служат технические системы, машины, аппараты, установки, материалы и энергия. К данному типу относятся профессии: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер и др.
3. Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - человек» являются люди, группы, коллективы. К данному типу относятся профессии сферы обслуживания, медицины, педагогики, психологии, юриспруденции и др.
4. Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - знаковая система» служат условные знаки, шифры, схемы, коды, таблицы. К данному типу относятся профессии: корректор, программист, машинистка, статистик, экономист и др.
5. Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - художественный образ» служат художественные образы, их роли, особенности и элементы. К данному типу профессий относятся: ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, поэт, артист и др.
Модификация инструкции и обработки данных (О.Б.Поляковой)
Оценивание видов деятельности может осуществляться по бинарной шкалы (оценивается каждый вид деятельности в предлагаемой паре: если нравится, то ставится «+»; если не нравится - «-») или по 6-балльной шкале (очень нравится - «+++»; нравится - «++»; скорее нравится, чем не нравится - «+»; скорее не нравится, чем нравится - «-»; не нравится - «--»; очень не нравится - «---»). При обработке данных по каждому столбцу подсчитывается количество «+» и количество «-», а потом находится алгебраическая сумма. Наибольшее положительное значение указывает на преобладающий тип профессий, которому соответствуют интересы и склонности человека.