Основные психопатологические синдромы
Негативные психопатологические синдромы представлены в следующей последовательности (по критерию тяжести):1. истощаемость психической деятельности 2. субъективно осознаваемая измененость «Я»,3. объективно определяемая измененность личности,4. дисгармония личности,5. снижение энергетического потенциала,6. снижение уровня личности,7. регресс личности,8. амнестические расстройства,9. тотальное слабоумие,10. психический маразм.Болезнь включает в себя представление о некоторой группе патологических расстройств и без них она не существует. Она проявляется не в виде разрозненных признаков – симптомов, а в форме синдромов, т.е. типичной совокупности внутренне связанных симптомов.
Синдром – это система взаимосвязанных типовых расстройств – симптомов (элементов), подчиненных некоторому особому закону. Симптом вне этой системы не имеет смысла. Развитие болезни сопровождается величением числа симптомов и изменением их взаимоотношений, а также возникновением новых симптомов, что приводит к видоизменению картины болезни, превращению одного синдрома в другой.Познание болезни не может ограничиться знанием ее причин, не менее важно знание связей состояния (смены синдромов) болезни, закономерностей, по которым одно состояние переходит в другое.Причина болезни и последовательность смены синдромов отражают разные стороны патологического процесса. Особенности патологического процесса определяют характер связи его состояний, и наоборот, характер связи состояний того или иного патологического процесса предполагает его определенное причинно-следственное отношение.Из синдромов и из их последовательной смены складывается клиническая картина болезни и ее развития. Иначе, болезнь проявляется непрерывной сменой синдромов – внешнее выражение патогенетической цепной реакции. Клиническому проявлению каждого нозологически самостоятельного психического заболевания свойственно преобладание одних синдромов над другими и закономерность их смены – стереотипный механизм развития болезни. Всем болезням, а психическим особенно, присущи разнообразные индивидуальные отклонения от стереотипа. Тем не менее, несмотря на подобные отклонения, типичность в преобладании одних синдромов над другими и повторяемость их последовательного возникновения, свойственная каждому отдельному психическому заболеванию, сохраняется довольно прочно. Последнее и позволяет выделить отдельные психические болезни - нозологические формы.Стереотип развития болезни может выступать в качестве общепатологического, свойственного всем болезням стереотипа и стереотипа нозологического, присущего отдельным болезням (И. В. Давыдовский).Любой патологический процесс, однажды возникнув, развивается по типу цепной реакции, включая в работу звено за звеном, сохраняя при этом фазы и периоды своего развития.К общим закономерностям, свойственным для всех болезней, относится нарастающее по мере развития болезни усложнение клинической картины, ее проявлений - последовательная смена малых (простых) синдромов все более сложными (большими). В понятие малых и больших синдромов вкладывается различие степени генерализации патологического процесса – вовлечение в страдание одного органа, одной системы или нескольких органов (систем), что и находит свое выражение в однородности или сложности клинической картины болезни. Так, при шизофрении однородное паранойяльное состояние стереотипно сменяется более сложными галлюцинаторно-параноидными с разнообразными симптомами, ссиндромом Кандинского-Клерамбо, а в дальнейшем еще более сложным –парафренным.При лечении сначала происходит расщепление более сложного синдрома на простые, вследствие воздействия разными препаратами на отдельные звенья патогенеза
К простым синдромам относятся: астенический, депрессивный, маниакальный, истерический, обсессивный, паранойяльный, вербальный галлюциноз, помрачение сознания. Но каждый из них может усложниться за счет другого.Клиническая картина психоза, обнаруживаемая в данный момент у больного, является продуктом предшествующего развития болезни и одновременно содержит в себе предпосылки особенностей дальнейшего ее течения.синдром может содержать в себе помимо патологически продуктивных (позитивных) и негативные элементы (дефект, выпадение, деструкция). Между ними наличествует органическая связь, они образуют особенность структуры отдельных синдромов. Идея такого рода взаимосвязи впервые была высказана Джексоном. Негативные расстройства иногда могут обнаруживаться и без позитивных (или почти без них). Негативные симптомы достаточно инвариантны, а позитивные чрезвычайно вариабельны и зависят от пола, возраста, исходного состояния психической деятельности, особенностей психического развития.Количество симптомов болезни зависит от особенностей личности больного, ее индивидуальных свойств, предшествуюших наступлению болезни изменений, возраста, конституциональных особенностей и приобретенных в течении жизни.Попытки обнаружения сути нозологической специфичности в результате поисков на более глубоком уровне жизнедеятельности больного организма оказалась безрезультатной. Морфологические изменения головного мозга, например при шизофрении, не только не специфичны, но обнаруживают исключительное сходство с такими же изменениями у пораженных лучами рентгена и радия (П. Е. Снесарев). Исследования М. Е. Вартаняна с сотрудниками установили, что у больных тяжелыми формами шизофрении, а также у страдающих болезнью Пика и у облученных в крови обнаруживаются метаболиты, которые одинаково:1 – вызывают выраженную задержку развития экспериментальных животных,2 - обладают антимитотическим действием,3 – нарушают нормальные стрессовые реакции,4 – в организме тех и других больных развиваются аутоимунные реакции,5 – возникают свободно-радикальные соединения.На глубоком уровне расстройства жизнедеятельности организма:1. Нозологическая специфичность патологии нивелируется. Речь в этой области идет об особенностях функционирования элементарных механизмов надежности живых систем. 2. Нозологическая специфичность болезни проявляется не в элементарных процессах, а в особенностях расстройства всего организма как целого.3. Идентичность расстройств, установленных у больных столь различными болезнями, свидетельствует о существовании общих закономерностей патологии не только для нозологически разных психозов, но и для всех болезней человека, в том числе и психических.4. Невозможно также разделение болезней, в том числе и психических, на функциональные и органические. Современные морфологические исследования, осуществленные на субклеточном и молекулярном уровне, обнаружили, что структурные изменения предшествуют расстройству функций, то есть чисто функциональных изменений не существует.Количество симптомов психической болезни зависит от особенностей личности больного, ее индивидуальных свойств, предшествующих наступлению болезни изменений, возраста.
32. Определение критерия социальной опасности больных с бредовыми идеями и синдромом психического автоматизма. Бредовые идеи
Бред — это неправильное, ложное умозаключение, имеющее колоссальное значение для больного, пронизывающее всю его жизнь, всегда развивающееся на патологической почве (на фоне психического заболевания) и не подвергающееся психологической коррекции извне.
Содержание бредовых высказываний душевно больных, как правило, отражает идеологическое учение эпохи, социальные отношения, уровень культуры, научные и технические достижения общества.
По тематике переживаний или по содержанию бред делится на три группы: персекуторный бред, бредовые идеи величия, бредовые идеи самоуничижения (или группа депрессивного бреда).
В группу персекуторного бредавходит собственно бред преследования: больной стойко убежден в том, что его постоянно преследуют люди из «определенных организаций». С целью избежать слежки, «избавиться от хвоста» они мгновенно меняют один вид транспорта на другой, на полном ходу выскакивают из трамвая или автобуса, в последнюю секунду перед автоматическим закрытием дверей покидают вагон в метро, «квалифицированно заметают следы», но тем не менее постоянно чувствуют себя жертвой охоты. Ибо «его постоянно ведут».
В круг преследователей входят не только сотрудники по работе, родственники, но и совершенно посторонние, незнакомые люди, а иногда даже домашние животные и птицы (синдром Дулитл).
Бред отношениявыражается в том, что больной убежден в плохом к нему отношении со стороны окружающих, которые осуждают его, презрительно посмеиваются, особым образом «перемигиваются», насмешливо улыбаются. По этой причине он начинает уединяться, перестает посещать общественные места, не пользуется транспортом, так как именно в обществе людей особенно остро чувствует недоброжелательное к себе отношение.
Бред сутяжничества (кверулянтский бред) проявляется в упорной борьбе по отстаиванию своих якобы попранных прав. Больные обращаются с жалобами во всевозможные инстанции, собирают огромные количества документов. Этот вид бреда характерен для шизофрении и некоторых форм психопатий.
Бред материального ущерба связан со стойкой убежденностью больного в том, что его постоянно обворовывают соседи по лестничной площадке или подъезду. «Кражи» обычно маломасштабны, они касаются мелких предметов (чайная ложка или старая полуразбитая чашка), старой одежды (ветхий халат, используемый в качестве половой тряпки), продуктов (исчезло три кусочка сахара или несколько глотков пива из бутылки). У больных с подобным бредом в квартире, как правило, двойные металлические двери с несколькими сложными замками, а нередко и с мощным засовом. Тем не менее стоит им отлучиться из квартиры на несколько минут, как при возвращении они обнаруживают следы «воровства» — то украли кусок хлеба, то «откусили» яблоко или унесли старую половую тряпку.
Бред воздействия — это ложная убежденность больного в том, что на него на расстоянии действуют гипнозом, телепатией, лазерными лучами, электрической или ядерной энергией, компьютером и т.д. с целью управления его интеллектом, эмоциями, движениями для выработки «нужных поступков». Особенно часто встречается бред психического и физического воздействия, входящие в структуру так называемых психических автоматизмов при шизофрении.
Бред инсценировки — восприятие реальной обстановки как «ненастоящей», подстроенной специально, при этом вокруг пациента разыгрывается спектакль, лежащие вместе с ним больные — это переодетые сотрудники спецслужб, других карательных организаций или же «подрабатывающие из-за бедности актеры».
Бред обвинения — болезненная убежденность больного в том, что окружающие люди постоянно обвиняют его в различных преступлениях, авариях, катастрофах и трагических происшествиях. Пациент вынужден все время оправдываться, доказывать свою невиновность и непричастность к тем или иным преступлениям.
Бред ревности — больному начинает казаться, что его жена без всякой на то причины становится безразличной к нему, что она получает подозрительные письма, заводит в тайне от него новые знакомства с большим количеством мужчин, приглашает их в гости в его отсутствие. Страдающие этим бредом во всем видят следы измены, постоянно и пристрастно проверяют постельное и нижнее белье супруги (супруга). Находя какие-либо пятна на белье, расценивают это как абсолютное доказательство измены. Для них характерна крайняя подозрительность, тривиальные поступки супруги (супруга) интерпретируются как признак развращенности, похотливости. Бред ревности типичен для хронического алкоголизма и некоторых алкогольных психозов, он подкрепляется снижением потенции. Впрочем эта патология может отмечаться и при других психических расстройствах. Иногда бред ревности носит весьма нелепый характер.
Иногда в бред ревности включаются не супруги, а любовники, любовницы. При этом варианте расстройств больной ревнует любовницу к ее мужу, совершенно не обращая внимание на реальную измену собственной жены. Бред ревности, особенно при хроническом алкоголизме, нередко приводит к правонарушениям в виде убийства жены (мужа), мнимых любовников (любовниц) или кастрации.
Бредовыми идеями величияназывают группу расстройств, в которую входит бред высокого происхождения, бред богатства, бред изобретательства, реформаторский бред, любовный, или эротический, бред, а также альтруистический и манихейский бред.
Бред высокого происхождения заключается в том, что больной непоколебимо убежден в своей принадлежности к знатному роду, известному если не всему миру, то всей стране, что он сын важного государственного деятеля, популярной кинозвезды или имеет внеземное космическое происхождение.
Бред богатства — это ложная убежденность человека втом, что он богат. Этот бред может быть правдоподобным, когда объективно нищий утверждает, что на его счету в банке 5 тыс. рублей, и нелепым, когда больной уверен, что все алмазы мира принадлежат ему, что у него несколько сделанных из золота и платины домов в разных странах, которые также являются его собственностью. Так, Ги де Мопассан уже перед самой смертью утверждал, что семья Ротшильдов оставила все свои капиталы именно ему.
Бред изобретательства — больной убежден, что он сделал выдающееся открытие, нашел лекарство от всех неизлечимых болезней, вывел формулу счастья и вечной молодости (средство Макропулоса), открыл все недостающие химические элементы в таблице Менделеева.
Реформаторский бред связан с уверенностью больного в своей способности преобразовать существующий мир путем, например, изменения скорости вращения Земли вокруг своей оси и общего изменения климата в благоприятную сторону. Реформаторство нередко имеет политическую подоплеку.
Любовный, эротический бред проявляется в патологической убежденности больного в том, что его на расстоянии любит известный человек, который выражает свои чувства цветом одежды, многозначительными паузами во время теледебатов, тембром голоса, жестикуляцией. Больные обычно преследуют предмет своего обожания, вторгаются в его личную жизнь, тщательно изучают распорядок дня и часто устраивают «неожиданные встречи». Нередко любовный бред сопровождается бредом ревности, что может привести к определенным правонарушениям. Иногда эротический бред принимает откровенно нелепые формы. Так, боль ной Ц., страдающий прогрессивным параличом, утверждал, что все женщины мира принадлежали ему, что от него родилось все население Москвы.
Альтруистический бред(или бред мессианства) содержит идею возложенной на больного высокой миссии политического или религиозного характера. Так, больной Л. считал, что в него вселился святой дух, после чего он стал новым Мессией и должен объединить в одно целое добро и зло, создать на основе христианства новую, единую религию.
Некоторые исследователи относят к группе бреда величия и так называемый манихейский бред (манихейство — мистическое, религиозное учение о вечной инепримиримой борьбе добра и зла, света и тьмы). Больной с таким бредом уверен, что он находится в центре этой борьбы, которая ведется за его душу и проходит через его тело. Этот бред сопровождается экстатическим настроением и одновременно выраженным страхом.