Тема 5. Способности в структуре индивидуальности
Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и являющиеся условием их успешного выполнения. Самым главным в определении способностей представляется: 1. указание на то, что способности отличают одного человека от другого; 2.в отличие от дефектов, они обеспечивают успех; 3. несводимость способностей к знаниям, умениям, навыкам.
Существует несколько концепций способностей: 1. Теории наследственности понимают способности как биологически детерминированные явления, развитие и проявление которых зависит целиком и полностью от унаследованного фонда (Ф.Гальтон); 2. Теория приобретенных способностей. Гельвеции утверждал, что посредством воспитания можно сформировать гениальность любого уровня. Это утверждение несколько смягчал Эшби, считавший, что способности складываются из врожденных программ и работоспособности; 3. Теория диалектики врожденного и приобретенного в способностях, развивающаяся в основном в отечественной психологии. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, а сами способности − результат становления (причем врожденное и наследуемое не отождествляется). Способности формируются в деятельности и потому зависят от ее содержания и от общения со взрослыми, дающими ребенку эталоны действий и достижений. На этом основании П.Я.Гальперин предполагал, что способности есть результат интериоризации.
Способности ‑ явление динамическое, историческое, отвечают запросу культурной практики и профессиональной деятельности. Задатки представляют собой психофизиологическую основу способностей и содержат в основном свойства нервной системы. Способности описывают посредством нескольких характеристик: качество (определяющим ту деятельность, которой они благоприятствуют) и количество (мерой выраженности). По качеству чаще всего выделяют общие способности (систему индивидуально-волевых качеств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности) и специальные, или частные (систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности). Для задатков частных способностей существуют периоды, особо благоприятные (сензитивные), в течение которых задатки мо гут раскрыться ярче.
Общепринятой является следующая классификация способностей. Естественные–обусловлены биологически, общие для человека и животных способности (восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии), непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения. Специфические способности имеют общественно-историческое происхождение, обеспечивают жизнь человека и развитие в социальной среде. К ним относятся: 1.общие (высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, определяют успехи человека в разных видах деятельности) и специальные (определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода: музыкальные и т.д.); 2. теоретические (предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям) и практические (склонность к конкретным практическим действиям);3. учебные(определяют успешность обучения и воспитания) и творческие(создание предметов материальной и духовной культуры, индивидуальное творчество); 4. предметные(способности к различным видам теоретической и практической деятельности) и межличностные (способности к социально-психологической адаптации, способность входить в контакт с разными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние).
В проявлении способностей выделяются следующие уровни: репродуктивный (воспроизводящий) и продуктивный, творческий (талант и гениальность, когда создается субъективно или объективно новое). В структуре способностей выделяют опорные свойства, без которых проявление способностей вообще невозможно, и ведущие свойства, которые задают верхний предел развития способностей (творческое воображение). Говоря о структуре способностей, выделяют задатки и операции, при помощи которых способности реализуют себя.
Способности имеют синтетическую природу естественного и социального характера, обладают сложной, комплексной структурой, благодаря которой они приобретают такое качество, как возможность компенсации. Относительная слабость какой-либо отдельной способности не исключает успешности овладения деятельностью в целом. Отдельные способности сосуществуют друг с другом, оказывают взаимовлияние и приводят к появлению феномена одаренности.
Среди всех видов способностей наиболее исследованными являются интеллектуальные cпособности. Большинство психологических моделей включает те переменные, которые выделяются, если существует подходящий инструмент для их измерения, поэтому такие теории называют факторными. Первая из них была создана Ч. Спирменом, который отмечал, что в каждой интеллектуальной деятельности содержится общий фактор g (general) и множество специфических s (specific), свойственных только данному виду деятельности. Специфические отражают особенности ситуации, поэтому невозможно измерить их. А фактор g проявляется в высокой корреляции между отдельными тестами и, таким образом, отражает устойчивые характеристики человека.
Дж.Келли определил в качестве главных не генеральный, а несколько групповых, включающих действия с пространственными соотношениями, числами, словесным материалом, память и скорость мышления. А.Л.Терстоун выделил 12 факторов (первичных умственных способностей), среди которых наиболее часто встречаются следующие: V ‑ вербальное понимание;W ‑ беглость речи;N ‑ число;S – пространство; М ‑ ассоциативная память; Р ‑ скорость восприятия;I (R) ‑ индукция, или общее рассуждение.
Вершину модели Вернона представляет фактор g, ниже располагаются два главных групповых фактора: вербально-образователъный (V:ed) и практико-технический (К:m), которые можно разделить на мелкие групповые факторы ‑ вербальный, числовой, пространственный, механико-информационный, мануальный. На самом низшем уровне располагаются специфические ситуационные факторы. Смысл этой модели состоит в том, что человек может проявлять себя интеллектуалом не во всех видах деятельности, а либо в вербально опосредствованных, либо в области «ручного мышления», т.е. иметь специализацию.
На иных основаниях построил свою модель Дж.Гилфорд, который представил интеллект в виде параллелепипеда, измерения которого соответствуют трем свойствам мышления ‑ операциям (что умеет человек), содержанию (природе материала, форме подачи информации) и результатам (форме итоговой обработки информации). Операций выделено пять (оценивание, конвергенция как нахождение единственно правильного решения, дивергенция как нахождение спектра решений, понимание имеющейся информации и ее запоминание). Форм содержания определено также пять (зрительная, слуховая, символическая, семантическая, представленная словесно), поведенческая (проявляющаяся в задачах практической коммуникации). Результаты могут принимать шесть вариантов: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, значение.
В последнее время наблюдается отход от рассмотрения интеллекта как чисто информационного процесса. Одна из концепций этой направленности (трехкомпонентная теория интеллекта) разработана американским исследователем Р.Стернбергом. Первой составляющей интеллекта является компонентный интеллект, связанный с особенностями обработки информации и включающий исполнительские компоненты, основанные на перцептивных и мнестических процессах, компоненты, способствующие приобретению знаний, и метакомпоненты, осуществляющие контроль над стратегией решения задач и мышлением в целом. Эмпирический интеллект, обеспечивает эффективность овладения новой ситуацией и включает в себя способность справляться с новой ситуацией и способность автоматизировать некоторые процессы. Ситуативный интеллект, отвечает за проявление интеллекта в социальной ситуации и состоит из практического интеллекта, проявляющегося в повседневных бытовых действиях, и социального интеллекта, отражающегося в общении с другими людьми.
Интеллект как множественное явление понимался так же и Г.Айзенком, который выделял и соподчинял три вида интеллекта в следующей последовательности: биологический, психометрический, социальный. X.Гарднер выделил 6 видов интеллекта, прибавив к традиционно выделяемым лингвистическому, логико-математическому и пространственному ещетри вида ‑ музыкальный, кинестетический и личностный.
Д.Хорн выделял два типа интеллекта: текучий интеллект ‑ способности, благодаря которым человек обучается всему новому, отражает биологические возможности нервной системы − ее работоспособность и интегративность, и кристаллизованный интеллект − широкая область интеллекта, включающая умения формулировать суждения, анализировать проблемы и строить обобщения, развивается с опытом и образованием, опирается на осведомленность и прогрессирует на протяжении всей жизни.
Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью. Эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности. Одаренность как индивидуальную характеристику можно понимать как 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека, 3) умственный потенциал − интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность, 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности, 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).
Термин «гениальность» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную предрасположенность к продуктивной деятельности в той или иной области и достижение выдающегося результата. Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений.
В современной науке прослеживается четыре подхода, объясняющие феномен гениальности. 1. Патологические теории связывают гениальность с безумием, слабоумием, «расовой дегенерацией», упадком физиологических функций гениев; 2. Психоаналитические теории заостряют внимание на мотивационных компонентах творчества, рассматривая его в качестве одной из психологических защит (сублимации). Согласно этому подходу, творчество является компенсаторным ответом на психологические или физиологические проблемы; 3. Теории качественного превосходства рассматривают гениального человека как изначально отличающегося от других, обладающего «креативным интеллектом» − способностью порождать не только субъективно, но и объективно новое; 4. Теории количественного превосходства рассматривают гениальность как достижение верхнего предела способностей, которые изначально присущи многим, но обычно не получают мотивационного или образовательного подкрепления.
Исследованию гениальности, понимаемой как повышенная умственная активность, посвящены работы выдающегося российского генетика В.П.Эфроимсона, использующего метод патографии (изучения болезней) великих людей прошлого. Итак, гениальность в значительной мере обусловлена генетическими механизмами, проявляется в сверхконцентрации на значимой деятельности и нередко сопровождается нарушениями физического и психического здоровья.