ЗАДАНИЕ 2. Заполнение таблицы. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ТАРАТЫНОВОЙ АННЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

БЛОК ЗАДАНИЙ № 1

ЗАДАНИЕ 1. Заполнить таблицу: «Стадии развития психики и поведения животных» (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)

Стадии и уровни психического отражения Характеристика стадии (особенности поведения животных) Примеры животных данной стадии развития
1. Стадия элементарной сенсорной психики А) Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
2. Стадия перцептивной психики. А) Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти. А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение. А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира". В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт). Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.   В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).     В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).


ЗАДАНИЕ 2. Заполнение таблицы

Заполните тематическую таблицу, используя информацию из научных источников (учебники, словари по психологии, представленные в списке литературы, семинаров).

Ф.И.О. ученого (годы жизни) Научные взгляды, разработанные понятия, теории Основные научные труды (название произведений, год написания)
И.П. Павлов 1)Создатель учения об условно-рефлекторной деятельности. 2)Понятие об условном рефлексе. Термин «рефлекс» был паролем научного объяснения поведения у Сеченова. 3) Теория высшей нервной деятельности. · Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных. (1973) · Лекции о работе больших полушарий головного мозга, 1949 · Лекции о работе главных пищеварительных желез, 1949.
Л.С. Выготский 1)Понятие деятельности как основание исследований научной школы 2)Культурно-историческая теория 3)Возрастная и педагогическая психология 4)Современные проблемы и перспективы развития психодиагностики в контексте формирования и развития взглядов · «Проблемы дефектологии» издан в, 1995 · «Мышление и речь», 1925 · Мысли и настроения, 1916 · Методика рефлексологического и психологического исследования, 1926
С.Л. Рубинштейн 1) Философско-психологическая теория 2) Теория деятельности 3) Основоположник деятельностного подхода в психологии и педагогике · Принцип творческой самодеятельности, 1922 · Основы общей психологии ,1940 · Бытие и сознание, 1957 · О мышлении и путях его познания, 1958 · Проблемы общей психологии, 1973 · Принципы и пути развития психологии, 1959 · Пути и достижения советской психологии, 1945
А.Н. Леонтьев 1)Психологическая теория деятельности · А. Н. Леонтьев и современная психология, 1983 · Проблемы развития психики, 1959 · Деятельность. Сознание. Личность, 1975 · Исследование объективных симптомов аффективных реакций, 1926 · Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций, 1931
А.Р. Лурия 1) Теория культурно-исторической концепции развития высших психических функций 2) Основатель отечественной нейропсихологии 3) Общепсихологические проблемы наследия · Речь и интеллект в развитии ребенка, 1927 · Восстановление функций мозга после военной травмы, 1948 · Язык и сознание, 1998 · Лобные доли и регуляция психических процессов, 1966 · Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок, 1930 · Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга, 1962, 1969
Б.Г. Ананьев 1)Теория личности 2) Теория осязания 3) Теория ощущения · Психология педагогической оценки, 1935 · Теория ощущений, 1961 · Очерки психологии, 1945 · Человек как предмет познания ,1969 · Психология чувственного познания, 1960 · Человек как предмет познания, 1969 ·
К. Юнг 1) Теория либидо 2) Основатель «аналитической психологии». · Красная книга, 1914 · Аналитическая психология и воспитание, 1926
А. Адлер 1) Концепция индивидуальной теории личности 2) Система индивидуальной психологии · О нервическом характере, 1997 · Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека, 1926 · Практика и теория индивидуальной психологии, 1920 · Проблемы человеческой природы, 1929 · Наука жизни, 1929 · Стиль жизни, 1930
В. Франкл 1) Теория логотерапии и экзистенциального анализа 2) Теория личности · Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере,1977 · Человек в поисках смысла, 1990 · Психотерапия на практике, 1947 · Поиск смысла жизни и логотерапия, 1982 · Врачевание души (с 1938 по 1942) · Человек страдающий, 1950
К. Левин 1) Теория психологического поля · Теория поля в социальных науках, 2000 · Разрешение социальных конфликтов, 2000 · Динамическая психология: Избранные труды, 2001

БЛОК ЗАДАНИЙ № 2

Наши рекомендации