ЗАДАНИЕ 2. Заполнение таблицы. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ТАРАТЫНОВОЙ АННЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
БЛОК ЗАДАНИЙ № 1
ЗАДАНИЕ 1. Заполнить таблицу: «Стадии развития психики и поведения животных» (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)
Стадии и уровни психического отражения | Характеристика стадии (особенности поведения животных) | Примеры животных данной стадии развития |
1. Стадия элементарной сенсорной психики А) Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. | А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. | А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде. |
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. | Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. | Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные. |
2. Стадия перцептивной психики. А) Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти. | А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение. | А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые. |
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной "картины мира". В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт). | Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков. | Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие). В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины). |
ЗАДАНИЕ 2. Заполнение таблицы
Заполните тематическую таблицу, используя информацию из научных источников (учебники, словари по психологии, представленные в списке литературы, семинаров).
Ф.И.О. ученого (годы жизни) | Научные взгляды, разработанные понятия, теории | Основные научные труды (название произведений, год написания) |
И.П. Павлов | 1)Создатель учения об условно-рефлекторной деятельности. 2)Понятие об условном рефлексе. Термин «рефлекс» был паролем научного объяснения поведения у Сеченова. 3) Теория высшей нервной деятельности. | · Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных. (1973) · Лекции о работе больших полушарий головного мозга, 1949 · Лекции о работе главных пищеварительных желез, 1949. |
Л.С. Выготский | 1)Понятие деятельности как основание исследований научной школы 2)Культурно-историческая теория 3)Возрастная и педагогическая психология 4)Современные проблемы и перспективы развития психодиагностики в контексте формирования и развития взглядов | · «Проблемы дефектологии» издан в, 1995 · «Мышление и речь», 1925 · Мысли и настроения, 1916 · Методика рефлексологического и психологического исследования, 1926 |
С.Л. Рубинштейн | 1) Философско-психологическая теория 2) Теория деятельности 3) Основоположник деятельностного подхода в психологии и педагогике | · Принцип творческой самодеятельности, 1922 · Основы общей психологии ,1940 · Бытие и сознание, 1957 · О мышлении и путях его познания, 1958 · Проблемы общей психологии, 1973 · Принципы и пути развития психологии, 1959 · Пути и достижения советской психологии, 1945 |
А.Н. Леонтьев | 1)Психологическая теория деятельности | · А. Н. Леонтьев и современная психология, 1983 · Проблемы развития психики, 1959 · Деятельность. Сознание. Личность, 1975 · Исследование объективных симптомов аффективных реакций, 1926 · Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психологических функций, 1931 |
А.Р. Лурия | 1) Теория культурно-исторической концепции развития высших психических функций 2) Основатель отечественной нейропсихологии 3) Общепсихологические проблемы наследия | · Речь и интеллект в развитии ребенка, 1927 · Восстановление функций мозга после военной травмы, 1948 · Язык и сознание, 1998 · Лобные доли и регуляция психических процессов, 1966 · Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок, 1930 · Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга, 1962, 1969 |
Б.Г. Ананьев | 1)Теория личности 2) Теория осязания 3) Теория ощущения | · Психология педагогической оценки, 1935 · Теория ощущений, 1961 · Очерки психологии, 1945 · Человек как предмет познания ,1969 · Психология чувственного познания, 1960 · Человек как предмет познания, 1969 · |
К. Юнг | 1) Теория либидо 2) Основатель «аналитической психологии». | · Красная книга, 1914 · Аналитическая психология и воспитание, 1926 |
А. Адлер | 1) Концепция индивидуальной теории личности 2) Система индивидуальной психологии | · О нервическом характере, 1997 · Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека, 1926 · Практика и теория индивидуальной психологии, 1920 · Проблемы человеческой природы, 1929 · Наука жизни, 1929 · Стиль жизни, 1930 |
В. Франкл | 1) Теория логотерапии и экзистенциального анализа 2) Теория личности | · Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере,1977 · Человек в поисках смысла, 1990 · Психотерапия на практике, 1947 · Поиск смысла жизни и логотерапия, 1982 · Врачевание души (с 1938 по 1942) · Человек страдающий, 1950 |
К. Левин | 1) Теория психологического поля | · Теория поля в социальных науках, 2000 · Разрешение социальных конфликтов, 2000 · Динамическая психология: Избранные труды, 2001 |
БЛОК ЗАДАНИЙ № 2