Теоретическое введение. Индивид– конкретный человек, независимо от его социального положения

Индивид– конкретный человек, независимо от его социального положения, профессии, уровня развития психики и сознания. Это продукт биологической эволюции в фило- и антропогенезе; существо, наделенное антомо-физиологическими особенностями организма, от родителей и прародителей.

Наследственные признаки органов и систем составляют генотип – система генов, закладываемая в момент слияния женской и мужской клеток, что обеспечивает устойчивость и консервативность признаков организма, определяемых ДНК, как одной из составляющих белка клетки.

Врожденные особенности органов и систем приобретаются под влиянием физической и биохимической среды. Например, состояние родителей в период зачатия плода, ход его внутриутробного созревания, протекание беременности, родов и санитарно-гигиенические условия в первые месяцы после родов и.т.д.

Все это определяет индивидуальные особенности человека, которые служат природными предпосылками для становления личности и ее индивидуальности, выраженными особенно в строении, функциях, свойствах и типах нервной системы и темперамента.

Индивид, будучи носителем биологических задатков, в ходе общественно-исторического развития, подвергается влиянию социальных условий - условий жизни людей, и приобретает качественно новые возможности для становления личности.

Личность - исторически более позднее образование, участник общественных отношений, их продукт, активный деятель, преобразователь природы, общества, самого себя. Это индивид, наделенный сознанием и самосознанием. Личность – продукт онтогенеза, в ходе которого совершается личностный рост, социализация индивида.

Становление личности возможно в человеческой общности, о чем говорят примеры найденных в логове животных детях, которые помещенные затем в цивилизованное общество, не смогли приобрести личностные свойства. Между тем, личность – это живой конкретный человек со всеми достоинствами и недостатками, оцениваемыми как полезными, так и вредными для общества с позиций нравственных идеалов.

А.Н.Леонтьев пишет: «Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его приобретенными и прирожденными свойствами».

Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. В индивидуальности человека неповторимо сочетаются и взаимодействуют между собой черты всеобщего, типичного и индивидуального. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в способностях, в качествах познавательных процессов, в специфике эмоционально – волевой сферы и т.д.

Платонов К.К. выделяет в структуре личности: направленность, опыт, особенности познавательной сферы, типы нервной системы, темперамента, половые и физические возрастные особенности.

Ковалев А.Г. выделяет в структуре личности психические процессы, психические состояния, психические свойства.

А.В.Петровский рассматривает три составляющие структуры личности:

1. Интраиндивидная (внутрииндивидная) подсистема, характеризующая индивидуальность личности (темперамент, характер и т.д.)

2. Интериндивидная подсистема личности, обнаруживающая себя в пространстве межличностных связей.

3. Метаиндивидная (надиндивидная) подструктура, проявляющаяся в воздействии на тех людей, с которыми личность не контактирует непосредственно, а делая в них «вклады» через книги, кино, картины.

По данным Э. А. Голубевой структура личности состоит из таких составляющих, как:

а) задатки, темперамент, возрастные половые, психофизические свойства и психические процессы;

б) социальные роли, статус, опыт, направленность, желания, цели, идеалы, мечты, интересы, притязания, мировоззрение, убеждения;

в) поведение, деятельность, общение, познавательные процессы, взаимоотношения.

Фрейд выделяет такие компоненты в структуре личности: «Оно», «Я», «Сверх-Я».

«Оно», определяется стремлением к удовлетворению, вызванное половым инстинктом: сексуальное влечение, страсть, жизненная энергия, требующая своего снятия через удовлетворение; трудно управляемая человеком, диктуемая бессознательной сферой психики.

«Я» - это разум и его борьба с телом, с влечением, стремление изменить «Оно»; это знание и сознание, их нравственная сторона на основе познавательной сферы: восприятия, мышления, речи;

«Сверх-Я» - супер Эго, идеальное «Я»; отождествление с родителями из чувства долга, путем запрета, чувства вины, совести, заимствование положительной, вытеснение отрицательной индивидуальности.

Направленность - совокупность устойчивых, ведущих мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности выражает ее ценностные ориентации через поведение, деятельность, общение.

По уровню формирования личности направленность подразделяют на: эгоистически значимую; личностно значимую; общественно значимую.

Эгоистически значимая направленность личности определяется ориентацией на удовлетворение безусловных рефлексов самосохранения, продолжения рода, обеспечения физического развития, здоровья, материального благополучия и комфорта.

Личностно значимая направленность зависит от уровня развития сознания, самосознания, целеустремленности, произвольности, самостоятельности поведения, деятельности, обучения, их успешности. Это стремление, возможность и готовность самоутвердится в группе, приобрести социальную роль, статус. Это опыт личности, стремление самовыразиться, самореализоваться, самоопределиться.

Общественно значимая направленность характеризуется высшим уровнем нравственной, эстетической, культурной ориентаций, высоким творческим потенциалом в поведении, в деятельности, в общении, их успешности, служащей на благо людей, общества, его прогрессивном преобразовании и готовности на самопожертвование для этого.

Практическая работа

Задание 1. Вопросы программированного контроля

Инструкция испытуемому: отметьте правильный ответ.

1. Понятие личности:

а) личность – человек, с индивидуальными свойствами, определяемыми прирожденными способностями;

б) это конкретный человек, носитель сознания со всеми присущими ему индивидуальными свойствами, которые являются обусловленными совокупностью всех общественных отношений и природных качеств индивида;

в) это активный деятель, преобразователь природы, общества самого себя;

г) личность есть совокупность всех общественных отношений;

д) это живой конкретный человек со всеми достоинствами и недостатками.

2. Определить, к какому понятию «индивид», «личность», «индивидуальность» относятся эти примеры:

а) у девочки отмечается медленность в моторике и речи, мышлении, других психических процессах, возникновении чувств, переключении с одной деятельности на другую;

б) рабочий Н. рассказал на молодежном собрании о своем распределении времени между занятиями спортом и учебой;

в) товарищ М. вступил в общество «Зеленых»;

г) товарищ П. отличается выразительной мимикой, резкими движениями, быстрой походкой;

д) учитель внес методические рекомендации по повышению эффективности усвоение учебного материала.

3. Понятие направленности личности:

а) это убеждения, идейные мотивы;

б) это соотношение органических и духовных потребностей, интересов и убеждений;

в) это организованные в целостную систему индивидуально-своеобразные свойства, определяемые как полезные или вредные для общества.

4. Источники активности личности:

а) в инстинктивных влечениях, стремлении сохранить себя, продолжить род, быть, в крайнем случае, равным с остальными;

б) в потребностях, которые выступают как процесс овладения формой деятельности;

в) это среда, люди, которыми активность автоматически определяется;

г) это деятельность, т. к. чем больше личность участвует в различных общественных формах деятельности, тем она становится более активной.

5. Назвать свойства направленности личности (цель, мотивы, потребности, интересы, мечта, убеждения):

а) стремление личности, реализуемые в деятельности;

б) побуждения личности для удовлетворения потребностей;

в) нужда, без удовлетворения которой личность не может нормально существовать, как физически, так и духовно;

г) эмоциональные проявления познавательных потребностей;

д) образ, созданный на основе реальной деятельности, как осознанная потребность, который может реализоваться в будущем;

е) система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами и мировоззрением;

6. Определить структуру личности исходя из групп психических явлений (процессы, состояния, свойства):

а) учитель математики часто замечал, что ученики с трудом усваивают материал после урока физкультуры, и лучше – после других уроков;

б) ученик Коля испытывает удовольствие, если его товарищи показывают отличные знания по предметам;

в) ученица Таня всегда откровенно осуждает своих товарищей за недобросовестность в учебе;

г) Витя аккуратно посещает кружок автомоделистов;

д) глядя на картину Врубеля «Демон и Тамара» мы вспоминали образы Лермонтовских героев;

е) по приходу из школы Пете никак не удавалось выучить стихотворение, хотя он это сделал быстро и с удовольствием после отдыха.

Задание 2. Изучение самооценки личности. Инструкция: «Опросник состоит из 24 суждений, по каждому из них возможны три варианта ответов: часто, иногда, никогда. Вы выбираете тот ответ, который наиболее соответствует Вашей реальности»

1. Мне нужно, чтобы друзья меня подбадривали.

2. Меня многие ненавидят.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Я постоянно чувствую свою ответственность.

5. Я обладаю меньшей активностью, чем другие.

6. Я боюсь выглядеть глупым.

7. Я боюсь говорить перед незнакомыми людьми.

8. Внешний вид других лучше моего.

9. Я часто допускаю ошибки?

10. Как жаль, что не умею, как следует разговаривать с людьми.

11. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе?

12. Желательно, чтобы мои действия одобряли другие.

13. Я слишком скромен.

14. Моя жизнь бесполезна.

15. Многие неправильного мнения обо мне.

16. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

17. Люди не особенно интересуются моими делами.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Я чувствую, что многие не понимают меня.

20. Я не чувствую себя в безопасности.

21. Я часто волнуюсь и понапрасну.

22. Я уверен, что людям достается все легче и быстрее, чем мне.

23. Меня волнует то, как люди ко мне относятся.

24. Я много думаю о том, чего ждут от меня люди.

Ответы: часто-1 балл, иногда-2 балла, никогда-3 балла.

25-40 баллов - заниженная самооценка.

41-55 баллов - адекватная самооценка.

56-75 баллов - завышенная самооценка.

Наши рекомендации