Безработица и поиск работы как трудная жизненная ситуация
Рассматривая безработицу, поиск работы и трудоустройство в социально-психологическом аспекте, необходимо рассмотреть безработицу как определенную ситуацию. Обосновывая актуальность изучения ситуации в психологии, Л.Ф. Бурлачуки Н.Б. Михайлова отмечают важную роль «психологической теории ситуации», что предполагает исследование и объяснение трех реалий:
- «психологических особенностей естественных ситуаций жизни человека во взаимосвязи ситуативных и личностных переменных;
- субъективной интерпретации ситуаций, их когнитивно- эмоциональных репрезентаций в сознании человека;
- поведенческих стратегий и других форм активности в рамках конкретных ситуаций» [8].
При этом указывается на существование двух основных трактовок «ситуации» в психологии. В широком смысле под ситуацией понимается естественный сегмент социальной жизни, общая ситуация жизни, «жизненное положение» человека. В узком смысле ситуация связана с конкретными событиями жизни человека или экспериментальными моделями ситуаций. Дальнейшая конкретизация этого понятия в немалой степени зависит от особенностей человеческого восприятия.
К. Левин ввел в психологию принцип описания ситуации «с позиций индивида». Автор подчеркивал, что научная психология должна анализировать целостную ситуацию, то есть состояние как человека, так и среды. Это, в свою очередь, предполагает создание методов, позволяющих описывать человека и окружающие условия в общих терминах как части одной ситуации. Для обозначения совокупности факторов, которые детерминируют поведение индивида в конкретный момент времени, К. Левин использует понятие «психологическое жизненное пространство» [17].
Опираясь на идеи К. Левина, С.К. Нартова-Бочавер характеризует термин «психологическая ситуация» как «единство внешних условий и их субъективной интерпретации, ограниченное во времени и побуждающее человека к избирательной активности» [24]. В.А. Петровский включает в ситуацию не только внешнее окружение, но и состояния самого субъекта, которые сложились в предшествующий момент времени и «перешли» из прошлого в настоящее. Реализация требований ситуации создает предпосылки для ее преобразования или преодоления [27].
Общеупотребимость и широкий диапазон понятия «ситуация» приводит исследователей к необходимости систематизации ситуаций, к выработке критериев построения классификаций. Так, Н. Фредериксен отмечает: «Если мы хотим достичь быстрого прогресса в исследовании роли ситуаций в детерминации поведения и эмоций, мы нуждаемся в систематической концептуализации в области ситуаций и ситуационных переменных» [32].
В современной психологии представлено несколько основных подходов к систематизации видов ситуаций. Один из подходов связан с выделением общих «уровней», на которых может анализироваться данное понятие. Например, согласно Д. Магнуссону, следует дифференцировать микро- и макроуровни анализа:
- стимулы – отдельные объекты или действия;
- эпизоды – особые значимые события;
- ситуации – физические, временные и психологические параметры внешней среды: восприятие и интерпретация ситуации придает значение стимулам и эпизодам;
- окружение – обобщающее понятие, характеризующее типы ситуаций;
- среда – совокупность физических и социальных переменных внешнего мира [19].
Б. Экехаммар предложил пять возможных оснований описания и классификации ситуации в психологии:
- выделенные экспериментальным путем переменные физического и социального характера;
- концепты потребностей;
- одиночные реакции, вызываемые ситуациями;
- паттерны индивидуальных реакций, вызываемые ситуациями;
- индивидуальные восприятия ситуаций.
В рамках другого подхода исследователи проводят теоретическое обобщение имеющихся в науке оснований для классификации. Например, Л.Ф. Бурлачук и Н.Б. Михайлова выделили перечень шкал, на основе которых группируются ситуации в психологии, первый пункт в котором занимает шкала ситуаций в континууме «работа – безработица» [8]. При этом безработица рассматривается как трудная жизненная ситуация.
При психологическом анализе жизненных событий, в том числе потере работы, выделяется особый класс ситуаций, обозначаемых в разных литературных источниках как неблагоприятные, трудные, кризисные, критические, экстремальные, напряженные. Несмотря на то, что перечисленные понятия в определенной мере синонимичны, каждое из них подчеркивает специфику выделяемого явления.
Исследователи, применяющие понятие «напряженная ситуация», делают акцент на состоянии человека в трудных обстоятельствах, подразумевая под этим состояние «повышенного функционирования организма и личности» [51]. Об «экстремальных ситуациях» говорят в тех случаях, когда «сложность задач превышает энергетическую мощность привычных реакций», когда речь идет об угрозе жизни и здоровью человека [22]. С воздействием экстремального (травматического) стресса связаны ситуации катастрофы, насилия, боевых действий, стихийных бедствий [24]. Термин «кризисная ситуация» часто используется в рамках биографического подхода к изучению личности и в клинической психологии. Использование понятия «критическая ситуация» основано на предположении о ее необратимости. Это подразумевает, что никакое преобразование не способно исправить данную ситуацию, и личность утратила возможность реализации своих стремлений, мотивов и ценностей – всего того, что может быть вызвано внутренними необходимостями жизни.
Теоретический анализ современных российских источников показывает, что в некоторых случаях понятие «трудная жизненная ситуация» используется как синоним вышеприведенных терминов, как обобщающая категория. Так, Л.А. Александрова понимает под трудной жизненной ситуацией «широкий спектр ситуаций и событий, предъявляющих повышенные требования к личности и ее адаптационным ресурсам, провоцирующих развитие стресса, выходящих за рамки ординарно-повседневных» [3].
В других работах данное понятие применяется в более узком, специальном смысле, однако четкое операциональное определение, как правило, отсутствует. Например, М. Тышкова выделяет несколько групп неблагоприятных ситуаций, в первую очередь – трудные жизненные ситуации (безработица, болезнь, опасность инвалидности и др. [44].
Безработица как трудная жизненная ситуация всегда стрессогенна, она влияет как на баланс социальной адаптированности, так и на эмоциональное состояние человека, на его поведение, вызывая повышенный уровень тревожности и эмоциональной лабильности, снижение настроения, невротизацию личности. Эти эмоциональные проявления проявляются с различной интенсивностью в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.