А) об ораторском искусстве

Б) о детерминантных процессах речи и их восприятии структурами соответствующих языков

В) о языке как объективной, исторически сложившейся системе кодов

Г) о почерке с точки зрения отражения в нем индивидуально-психических особенностей пишущего

9. Из перечисленных видов речи: 1) внутренняя; 2) жаргон; 3) устная; 4) внешняя; 5) письменная; 6) монологическая: 7) диалогическую; 8) интонация - выделяют ее основные виды

а) 1,3,4,5

б) 3,5,6,7

в) 2,6,7,8

г) 1,2,4,8

10. В периодизации становления и развития речи этапы: 1-й - подготовительный; 2-й – преддошкольные этап первоначального овладения языком; 3-й - дошкольный; 4-й - школьный имеют следующие времен­ные рамки

а) 1-й - до 3-х лет, 2-й - от 3 до 5 лет, 3-й — от 5 до 9 лет, 4-й - от 9 до 17 лет;

б) 1-й-до 2-х лет, 2-й—от 2 до 5 лет, 3-й-от 5 до 14 лет, 4-й—от 14 до 17 лет;

в) 1-и-до 1-го года, 2-й-от 1 до 3 лет, 3-й-от 3 до 7 лет, 4-й-от 7 до 17 лет;

г) 1-й-до 7-ми лет, 2-й — от 7 до 10 лет, 3-й-от 10 до 14 лет, 4-й- от 14 до 17 лет 17.

11. Вербализация сознания — это

а) психическое образование, отражающее уровень развития человека;

б) процесс преобразования бессознательного психического, а также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в словесно-логические формы;

в) система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей оп­ределенные значение и смысл;

г) совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков.

12. Автором представленной периодизации становления и развития речи: 1-й - подготовительный; 2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком; 3-й - дошкольный; 4-й - школьный - является

а) И.П.Павлов;

б) Г.Л.Розенгард-Пупко;

в) А Н.Гвоздев;

г) А.Н.Леонтьев.

13. Из перечисленных свойств речи: 1) выразительность; 2) громкость; 3) действенность; 4) связанность; 5) понятность; 6) диалогичность; 7) содержательность - выделяют ее основные свойства

а) 1,3,5,7;

б) 3,4,5,6;

в) 1,5,6,7;

г) 1,2,3,4.

14. Реплика представляет собой

а) ответ, возражение, замечание на слова собеседника, отличающиеся краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций;

б) сочетание звуков, неопределенно артикулируемых;

в) стилистическую особенность языка узкой социальной или профессиональной группы людей;

г) совокупность элементов речи, фонетически организующих речь и являющихся средством выражения раз­личных значений, их эмоциональной окраски.

15.Внутренняя речь представляет собой

а) разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;

б) речь, лишенную звукового оформления и протекающую с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции;

в) речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;

г) систему используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи ин­формации.

16.Первая сигнальная система — это

а) нервные проводящие пути от рецепторов к головному и спинному мозгу;

б) система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены;

в) непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы;

г) нервные проводящие пути от головного и спинного мозга к барорецепторам в мышцах.

17.Риторика - это наука

а) об ораторском искусстве;

б) о почерке с точки зрения отражения в нем индивидуально-психических особенностей пишущего;

в) о языке как объективной, исторически сложившейся системе кодов;

г) о детерминантных процессах речи и их восприятии структурами соответствующих языков.

18.Преобладающее место в «житейских понятиях» занимают

а) ситуационные, наглядно-образные связи;

б) отвлеченные, логические связи;

в) конкретные, абстрактно-логические связи;

г) мифологические и сказочные образы.

19. Одна из основных функций речи - функция обозначения - заключается в

а) возможности людей через речь обмениваться мыслями посредством слов, фраз;

б) способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия;

в) способности речи человека побуждать других людей к действию;

г) том, что речь человека может передавать чувства, переживания, отношения, эмоциональность, что значи­тельно расширяет возможности общения.

Задачи:

Задача 1.

Ниже приводятся отличительные особенности языка и речи. Необходимо определить, какие особенности в большей степени характеризуют язык, а какие — речь.

а) наиболее совершенная, присущая человеку деятельность общения для передачи мыслей, выражения воли, чувств;

б) исторически сложившиеся нормы средств общения;

в) средство усвоения, сохранения и передачи культурного опыта человечества;

г) индивидуальные особенности произношения, стиля, сло­варя;

д) использование звуков, букв, морфем, слов, предложений для удовлетворения потребности общения.

Задача 2.

Ниже приводится перечень отличительных особенностей ви­дов речи. Необходимо выбрать особенности каждого вида речи (диалогический, монологический, письменный и внутренний).

а) речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникатив­ные средства — жесты, мимика, изображения;

б) речь, смысл которой понятен благодаря конкретной об­становке общения;

в) грамматические связи выражены наиболее полно;

г) в значительной степени непроизвольная речь;

д) речь, наиболее поддающаяся волевому контролю;

е) заранее планируемая и программируемая речь;

ж) грамматически бессвязная форма речи;

з) речь, в которой широко используются неязыковыё комму­никативные средства—жесты, мимика;

и) речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собесед­ников;

к) фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь;

л) речь, при которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить в различных последовательных высказываниях;

м) речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения.

Задача 3.

На основании данных примеров определите, по каким при­знакам можно говорить о произвольности и осознанности каж­дого из уровней усвоения орфографии.

Проводится: объяснительный диктант на пройденные орфо­графические правила. Обнаруживаются следующие три группы учеников.

1. Ученики хорошо усвоили правила и умеют их объяснить, но во время письма ими не пользуются.

2. Ученики правильно объясняют написание лишь тех слов, которые раньше служили примерами при изучении правил, но не могут объяснить написание впервые встречающихся слов на те же правила.

3. Ученики правильно объясняют написание не только встре­чавшихся ранее, но и новых слов на одно и то же правило. (По С. Ф. Жуйкову.)

Наши рекомендации