Мотивы общения со сверстником у детей от 2 до 3 лет
В раннем возрасте происходит становление потребности в общении ' со сверстником (см. главу третью). Новая потребность включается в систему жизнедеятельности ребенка, где уже функционируют ранее оформившиеся потребности (в активной деятельности, во впечатлениях, в общении со взрослыми). Первая из них воплощается в предметной деятельности, определяющей направленность ребенка на предметы («предметный фетишизм»—Д. Б. Эльконин, 1978).
Указанные потребности безусловно дают поводы для обращения ребенка к сверстнику, однако на первое место выступает специфическая потребность в' общении с новым и равным партнером. Поводы к общению во второй сфере иные, нежели в первой: в сверстнике ребенок ищет доброжелательное внимание (Л. Н. Галигузова, 1983); во взрослом — помощника в действиях, образец, оценку, тепло и ласку (М. И. Лисина, 1974 а, б). И хотя в этом возрасте основная деятельность предметная, ребенок не приобрел еще в ней достаточной свободы- и поэтому либо нуждается в помощи взрослого, либо полностью растворяется в действиях.
Отмеченные характеристики жизнедеятельности ребенка 2 лет существенны для мотивов его общения со сверстником. Так, несвобода в предметных действиях обусловливает обособленность общения детей между собой от их ведущей деятельности: малыши стремятся друг к другу, но не в процессе действий с предметами, а чаще когда последние отсутствуют (Л. Н. Галигузова, 1983). Потребность в общении с ровесником занимает в этом возрасте скромное место. Тем не менее сверстник становится объектом пристального внимания и побуждения к контактам (в половине случаев невербальных) .
Контакты преимущественно представляют собой попытки привлечь ровесников к специфической для данного возраста форме взаимодействия — раскованным играм, или, иначе — к играм-об-щению. Инициатор адресует ровеснику неожиданные жесты, гримасы, необычные позы, радостные возгласы, вскрики и т. п. Ровесник заражается стихией свободного самопроявления. Действия обоих участников не обязательно подобны: они сходны свободой и раскованностью. Такой обмен экспрессиями вызывает безудержную радость детей; значит, их действия достигают цели. В дальнейшем игры описанного типа воспроизводятся; в итоге создается избирательное отношение к партнеру.
Исходя из отмеченных фактов, мы пришли к заключению о характере мотивов во второй сфере общения: к играм-общению ребенка побуждают внешнее подобие и внимание ровесника; выражая себя, ребенок ждет от сверстника отклика на свои экспрессии; подключение к ним последнего расширяет границы воспринимаемого сход- 105
ства партнеров (также поддерживаются благодаря подключению активные проявления каждого партнера, подтверждается их ценность в глазах другого). Первый и основной мотив общения детей 2 лет — их подобие друг другу в склонности и возможности самостоятельно действовать.
Приведенную точку зрения подтверждают многие факты. Так, в играх-общении дети повторяют одни и те же действия, их удовлетворенность звучит в словах: Еще! Давай! Нередкие обращения к ровеснику по поводу предметов чаще всего используются как средство для начала игры-общения, когда дети опять выполняют сходные действия (предмет то отдается, то отбирается или прячется). Высказывания партнера побуждают ребенка к многократным их повторениям: Давай! Опять! Все!
У двухлеток чрезвычайно редко наблюдаются обращения к сверстнику по поводу сюжета игры, формулирующие либо замещения, либо мнимую ситуацию. Но именно в них мы видим начало будущих, позднее развивающихся мотивов общения.
Отношение детей к предметам опосредствуется их отношением к ровесникам. Предмет притягателен, когда им оперирует ровесник. Как только владелец теряет интерес к предмету, тут же он перестает быть необходимым и новому хозяину. Иногда последний пытается опять привлечь внимание товарища к себе как обладателю предмета: приближается, всячески манипулирует с ним. Мотив общения — сходство ребенка с ровесником в отношении последнего к предмету.
Итак, сверстник побуждает ребенка 2 лет к общению способностью и склонностью действовать, проявлять свои физические возможности, а также практически выражаемым интересом к предмету. Это позволяет, квалифицировать побудительные качества сверстника как деловые мотивы ребенка. Качества сверстника привлекают малыша к игре-общению потому, что в них он видит сходство со своими желаниями и возможностями. Но, так как последние характеризуют его личность, следует признать, что мотив общения малышей личностно-деловой.
Малыши, обращаясь к сверстнику, по большей части стремятся вызвать у него ответные или сходные проявления (ТЫ). Почти отсутствуют побуждения, отнесенные к общему МЫ и сообщения о себе (Я).
У детей третьего года жизни практически не наблюдаются акты познавательного содержания. Минимальны и их самостоятельные личностные контакты. Деловые мотивы не дифференцированы от иных, и прежде всего от личностного. Данные, характеризующие мотивы общения детей 2—3 лет, представлены в табл. 12.
Из таблицы следует, что мотивы получения оценки от сверстника и познания его качеств, а также сопоставления с ним себя не дифференцированы; мотив общения не осознан: дети испытывают при контактах друг с другом положительные эмоции. 106
Таблица 12
Среднее количество инициативных актов* общения, выражающих разные виды мотивов у детей 2—3 лет (за 1 ч на 1 ребенка, в абс. ед.)
Контакты | Количество актов общения, объектом которых являются качества ктом которых | |||
общие для обоих партнеров (МЫ) | сверстника (ТЫ) | инициатора акта (Я) | Всего | |
Деловые Познавательные Личностные | 3,75 - - | 44,75 - - | 5,5 - 0,25 | - 0,25 |
Всего | 3,75 | 44,75 | 5,75, | 54,25 |
* Инициативный акт — целостное высказывание или невербальное
действие.
Мотивы общения со сверстником у детей 3—4 лет
В 3 года происходит становление новой ведущей деятельности — сюжетно-ролевой игры. Дети начинают стремиться реализовать определенные цели — воссоздать сферу деятельности взрослых людей (Д. Б. Эльконин, 1978).
Развивающаяся потребность во впечатлениях охватывает все более широкий мир. Потребность в общении со взрослым сохраняет содержание, характерное для предшествующего возраста,— это деловое сотрудничество. Оно доминирует над потребностью в общении со сверстником. Однако последнее становится важной стороной жизнедеятельности ребенка (Р. И. Деревянко, 1983).
В отношении к сверстнику и к себе определяется устойчивая позиция: высокая недифференцированная оценка себя и критическая — сверстника. Сверстник все еще партнер по играм-общению, но главная его роль — быть соучастником сюжетно-ролевой игры. Потребности в общении со сверстником и в ведущей деятельности совмещаются, и первая осознается как потребность в игре. Для общения со сверстником становится важна позиция превосходства над ним: она определяет то, что каждый партнер в игре реализует свои цели; в результате дети действуют не вместе, а рядом. Однако позиция превосходства непоследовательна и соседствует с вниманием к сверстнику и заражением его действиями, подражанием. У детей 3—4 лет мы выделяем те же 3 категории мотивов — деловые, познавательные и личностные.
К деловым мотивам детей 3—4 лет(как и младших детей) относятся качества сверстника как участника игр-общения: свободное выражение своих физических возможностей в локомоциях, позах, 107
жестах. Однако указанные качества уже не главный повод к общению — появляются и новые. Ими становятся качества детей, опосредованные предметом: обладание им, привлекательность, усиливающая ценность обладания, а также сам предмет и его особенности. Но основной повод к общению — качества ровесника как участника сюжетно-ролевой игры: готовность включаться в нее, желание и возможность поддерживать ее. Ребенок привлекает внимание ровесника: предлагает или начать совместные действия, или продолжить уже происходящие, или уподобиться тому, чем он занят. Побудительный характер инициативы ребенка выражают часто произносимые им слова (Давай! Надо делать! Поехали!). Фиксируются и невербальные приглашения к игре.
Главное отличие детей 3—4 лет от двухлетних при общении — появление процесса реализации сюжетно-ролевой игры. Ребенок начинает выделять в сверстнике новые качества: 1) его функции как изображаемого персонажа, что обнаруживается в обращениях по роли (мама, дочка); 2) его функции как участника общего дела, побуждающие к информированию партнера о своих действиях в условной ситуации (Я уже приготовила пирожки и т. п.). На всех этапах реализации игры ребенок выдвигает цели действий для себя, партнера и обоих участников.
Новый повод для обращения к сверстнику — действия ребенка и его партнера. И здесь ребенок сообщает свои цели или формулирует цели действия для сверстника (в частности, впервые в данном возрасте предлагает ему действовать определенным образом). Общий мотив в этих актах: склонность и способность сверстника поддерживать цели ребенка посредством подключения к их реализации.
В 3 года акты общения начинают выполнять новую функцию — регулирования действий ровесника или управления его поведением. Частный случай названной функции — указание партнеру, как следует действовать. Но чаще она выражается в форме приказов, запретов или угроз. При нежелании ровесника выполнять требуемое управление им принимает форму грубых негативных проявлений. Настаивая, ребенок утверждает наряду с целями свою позицию превосходства над ровесником. Эта личностная позиция наиболее отчетливо просматривается в деловых контактах. Ребенок, ставший объектом управления со стороны ровесника, обычно не следует его требованиям и указаниям. Но встречается и позиция принятия целей партнера, даже выраженных в форме управления. Однако отчетливая позиция превосходства над сверстником становится причиной частых конфликтов между детьми в этом возрасте; их действия несогласованы, а общие игры недолговременны. От сюжетно-ролевой игры дети переходят к более простым занятиям, в которых, как у малышей, реализуются и упражняются их физические возможности,— беготне, лазанью, прыганью.
Характеристику деловых мотивов общения детей уточняет отнесенность их высказываний к разным участникам (табл. 13). К себе — Я (ребенок ищет в партнере ценителя); к партнеру — ТЫ (партнер выступает как образец, с которым ребенок сравнивает себя); к обоим участникам одновременно — МЫ (формируется совместная деятельность). Ребенок главным образом побуждает партнера к выполнению действий. Его мотив — готовность и способность партнера к реализации целей инициатора общения. Высказываний по поводу себя становится больше, чем у детей 2 лет. Преимущественно это импульсы к оценке действий и достоинств ребенка: обособляется мотив, в котором сверстник выступает как ценитель. Утверждается мотив общения со сверстником как равным участником общего дела — игры, Акты общения адресуются МЫ. Ребенок побуждает партнера и себя именно к совместному действию, т. е. формирует согласованность действий как общую цель. Такой вариант делового мотива редок, но его доля в общении растет.
В 3 года впервые появляются познавательные контактымежду детьми. Они иные, чем в первой сфере общения: у взрослого ребенок ищет ответ на вопрос, а общаясь с ровесником, он привлекает внимание партнера к своим знаниям. Познавательный мотив включает отчетливый личностный компонент; вместе с тем он неотделим от делового мотива. Личностно-познавательные мотивы общения очень редки в этом возрасте (см. табл. 13).
Таблица 13
* Среднее количество инициативных актов общения,
выражающих разные виды мотивов у детей 3—4 лет (за 1 ч на 1 ребенка, в абс. ед.)
Количество актов общения, объектом которых являются качества | |||||
Контакты | общие для обоих партнеров (МЫ) | сверстника (ТЫ) | инициатора акта (Я) | Всего | |
Деловые Познавательные Личностные | 5,83 - - | 31,05 0,83 7,5 | 16,65 0,66 3,3 | 53,53 1,49 10,8 | |
Всего | 5,83 | 39,38 | 20,61 | 65,82 |
Личностные мотивы общения со сверстником у детей 3—4 лет.
Выше описана характерная для трехлеток позиция превосходства над товарищами, выражаемая в актах управления партнером, как вербальных, так и преимущественно невербальных. Помимо этого, дети открыто высказывают негативную оценку партнеру (Ты плохой мальчик, Не умеешь играть, Я с тобой не дружу и в гости к себе не приглашу). Большинство оценочных суждений, как правило содержащих отрицательную характеристику, адресовано
Таблица 14
Побудительная сила разных мотивов общения со сверстником у детей 3—4 лет (в усл. баллах)
Побудительная сила общения со сверстником, выполняющим функцию | ||||
Виды и варианты мотивов | Сумма баллов 1-й и 2-й колонок | |||
мастера дела, образца | ценителя ,. | равного | ||
партнера | ||||
Деловые (в игре) | 12,4 | 11,25 | 13,33 | 23,65 |
Познавательные I — при рассматривании картинок | ||||
рассматривании картинок | 15,95 | — | 27,95 | |
Познавательные II — при рас- рас- | ||||
сказывании и слушании сказок | 6,21 | — | 11,21 | |
Личностные I — в беседе с вы- | ||||
ражением одобрения партнеру. | 9,98 | — | 20,98 | |
Личностные П — в беседе о | ||||
предпочтениях партнера | 4,78 | 9,88 | — | 14,66 |
Сумма баллов | 49,32 | 49,13 | 13,33 | — |
партнеру. А себе дают положительные оценки, в которых звучат гордость обладанием предметом, друзьями, своей внешностью, физическими возможностями. Коллективное МЫ дети не оценивают (см. табл. 13). В 3—4 года впервые появляются, правда крайне редко, личностные мотивы, выражающие интерес к другим людям — сверстникам или их родителям.
Моделирование основных мотивов общения в эксперименте позволило нам оценить различия в их побудительной силе и выявить среди них самые действенные. Полученные нами экспериментальные данные отражены в табл. 14.
Мы обнаружили, что на побудительную силу мотива общения в наибольшей мере влияет наличие или отсутствие в ситуации предметов. Мотив выражен сильнее, если общение опосредуется предметами (игрушками, картинками) и слабее без опоры на них. Мотивы общения, возникающие в игре, обладают максимальной побудительной силой, следовательно, ведущий мотив — деловой.
Зависимые от личностного аспекта — роли и функции партнера (сверстник-образец, сверстник-ценитель или равноправные участники игры) — все три варианта мотивов меньше различаются по побудительной силе. Все перечисленные мотивы не изолированы, а взаимосвязаны. Однако по проявлениям инициативности в коммуникативном поведении детей мы можем судить о преобладании мотива получения подтверждения своей позиции, связанного с мотивом, проистекающим из потребности в активности.
Мотивы общения со сверстником у детей 4—5 лет
У детей в возрасте 4 лет сюжетно-ролевая игра получает дальнейшее развитие. Расширяются познавательные интересы ребенка; общение со взрослым из ситуативно-делового преобразуется во внеситуативно-познавательное (беседы о мире за пределами наличной ситуации). Потребность в сотрудничестве со взрослыми оттесняется потребностью в его уважении. Существенные перемены происходят во второй сфере общения. Повышается значимость общения со сверстником: дети больше стремятся к контактам с равным партнером, нежели со взрослым.
Потребность в общении с ровесником тесно связана в этом возрасте с потребностью в активности, реализуемой в сюжетно-ролевой игре. Все новые достижения ребенка обогащают игру и включенное в нее общение. Наибольшее развитие в общении детей получают новообразования предыдущего возраста. У 4—5-летних дошкольников мы также выделяем деловые, познавательные и личностные мотивы.
Как и у детей 2—4 лет, у 4—5-летних подавляющее число контактов — деловые.Однако предметы и действия для этой возрастной группы теряют значение поводов к контактам. Налаживание общения происходит легко, поэтому число действий с подобной целью резко падает (в 3,7 раза). Половина деловых контактов приходится на реализацию сюжетно-ролевой игры. Общение представляет взаимосвязанные действия изображаемых персонажей: обращение по роли (киса, киса), называние своей роли (Мы — бабочки, Мы— павлины), формулирование игровой цели (Поймай меня! Ты будешь прятаться, а я тебя искать. Попей молочка), высказывания по роли (Уведите отсюда собаку, она пугает, наших птиц) и многие другие. Для детей 4—5 лет характерно воплощение в играх образов животных. Их речевые обращения не слишком разнообразны.
Обогащение общения в игре происходит в форме невербальных актов, которые выполняют теперь новую функций — драматизации. Количество невербальных актов почти такое же, как и у детей 3 лет, но их функция преобразуется.
Игра продолжается до тех пор, пока сверстник поддерживает ее действиями, соответствующими другой роли, и отчетливо выражает удовольствие от самого процесса и от участия партнера. Мотивы общения в игре разные: получить подтверждение своим достоинствам в качестве исполнителя роли; участвовать в игре, в которой открываются новые цели и ребенок видит в партнере образец для подражания. Общий для участников мотив — качества партнера, способствующие согласованной игре: потребность в коллективной деятельности, готовность поддерживать начинания партнера.
Таблица 15
Среднее количество инициативных актов общения,
выражающих разные виды мотивов у детей 4—5 лет
(за 1 ч на 1 ребенка, в абс. ед.)
Контакты | Количество актов общения, объектом которых являются качества | Всего | |||
общие для партнеров (МЫ) | сверстника (ТЫ) | инициатора акта (Я) | |||
Деловые Познавательные Личностные | 8,75 - - | 28,11 - | 9,15 - 1,5 | 46,01 - 2,5 | |
Всего | 8,75 | 29,11 | 10,65 | 48,51 | |
Обращения ребенка к МЫ преобладают в этом возрасте, как и в предыдущих. Актов, выражающих Я, становится меньше; почти вдвое увеличивается доля МЫ (см. табл. 15).