Глава 1. Теоретические основы проблемы творческого мышления детей в старшем школьном возрасте

Государственное образовательное бюджетное учреждение

Среднего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»

(ГОБУ СПО «ИОКК»)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Изучение творческого мышления детей старшего школьного возраста.

Студента lll курса, специальность народно художественное творчество, по виду деятельности: Театральное творчество ФИО)

Подпись студента

Руководитель: Иванова Татьяна Владимировна

Подпись руководителя

Работа защищена с оценкой ________

«____»___________________ 20_____г.

Иркутск 2014 г.

Цель исследования : изучение творческих способностей детей старшего школьного возроста

Объект: творческое мышление

Предмет: творческое мышление детей старшего школьного возраста.

Гипотеза: в старшем школьном возрасте творческое мышление характеризуются своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования

2. Раскрыть понятия "творческое мышление".

3. Разработать диагностический инструментарий по исследованию творческого мышления у детей в старшем школьном возрасте.

4. Провести исследование творческого мышления у старших школьников.

5. Проанализировать полученные результаты.

6. Разработать программу на развитие творческих способностей старших школьников.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме

2. Эмпирические методы: тест, анкета, проективные методики

3. Метод обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования

4. Представление результатов исследования: рисунки, таблицы

Глава 1. Теоретические основы проблемы творческого мышления детей в старшем школьном возрасте

§ 1.1 Представления о творческом мышлении

§ 1.2 Психологические особенности старшего школьного возраста

§ 1.3 Развитие креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению творческого мышления детей старшего школьного возраста

§ 2.1 Диагностика творческих способностей старших школьников

Введение

Одной из последних тенденций в современной психологической науке является возрастание интереса к проблеме творческой личности. Современное общество, переступившее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль творчеству каждой конкретной личности. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для сегодняшней действительности, обществу требуются активные, творчески мыслящие личности. В настоящее время эта проблема стоит особенно остро из-за возрастания степени социальной неопределенности. В связи с этим современным обществом предъявляются повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем - это огромный капитал общества. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни.

Вопрос изучения творческого мышления имеет давнюю историю. Долгое время эта важная психологическая характеристика вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали ее значимость. Выделение ее как самостоятельной психологической особенности требовало доказательства того, что творческое мышление отражает особую психологическую реальность, не сводящуюся к той, которая описывается другими характеристиками, традиционно изучаемыми в психологии, и позволяет создать более точный портрет индивидуальности. Вокруг изучения проблемы творческого мышления объединились исследователи, владеющие разными знаниями, методами и представлениями об этом вопросе и предлагающие различные пути решения. Большинство работ по данной проблеме связано с именами зарубежных психологов (Т. Амабайль, Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, Дж. Рензулли, К. Роджерс, Р. Стернберг, Г. Уоллес и др.). В отечественной психологии понятие "творческое мышление" рассматривается как синоним слова "творческость". Особый вклад в исследования этого направления внесли фундаментальные труды Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарева, A. M. Матюшкина, а также работы таких исследователей, как В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, B. C. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др. Накоплен большой и содержательный материал, который дал определенные результаты, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Однако единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует всеми признанных методик, диагностирующих данное свойство.

Во многих случаях разногласия в определении места творческому мышлению в структуре личности и ее психологического содержания, источников и условий ее развития диктуются различными теоретическими позициями. Можно выделить несколько направлений в исследовании явления креативности. Представители одного из них - когнитивного - связывают исследование творческого мышления с изучением познавательных процессов, выявляют связи креативности с уровнем интеллекта, выделяют и рассматривают стадии, уровни и типы творческого мышления. Следует отметить, что в центре внимания этих исследователей находится творческое мышление (М. Воллах, Дж. Гилфорд, Г. Грубер, Н. Коган, С. Медник, Я.А. Пономарев, Е.П. Торренс, Г. Уоллес и др.).

Другое направление в изучении природы творческого мышления- личностное - ориентировано на исследование тех личностных аспектов, которые связаны с процессом творчества. Представителями этого направления А. Адлер, Т. Амабайль, Ф. Баррон, М. Коллинз, К. Мартиндэйл, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Харрингтон и др. Выявляются характерологические, мотивационные, эмоциональные, социально-ролевые качества личности творчески проявивших себя людей, рассматривается связь творческого мышления с самоактуализацией личности. Творческое мышление школьный возраст Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение творческого мышления, многообразие аспектов и подходов в определении природы творческого мышления, в выделении условий реализации и развития творческих качеств личности, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к исследованию источников и условий развития личности в разные возрастные периоды. Решение данной проблемы имеет особое значение в отношении старшего школьного возраста, так как именно этот возраст, на мой взгляд, является благоприятным временем для развития творческого мышления с целью закрепления ее как устойчивой характеристики личности. Это обосновано, как рядом экспериментальных исследований, выявившим "всплеск" проявлений творческое мышление в старшем школьном возрасте (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, B. C. Юркевич и др.), так и теоретическими положениями, раскрывающими особенности развития личности в данный возрастной период (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, Е.А. Шумилин и др.). Одной из нерешенных проблем в современной психологии остается разработка диагностических методик, адекватно отражающих актуальный уровень творческой личности, а также задача по совершенствованию технологий для развития данного свойства. В настоящее время ощущается острое противоречие между теоретическими представлениями о психологической природе творческого мышления, с одной стороны, и практикой развития и диагностики творческого мышления, с другой, становится очевидным, что требуются более комплексные и разработанные подходы, как к диагностике, так и развитию творческой личности.

Цель исследования : выявление творческих способностей детей старшего школьного возраста

Объект: творческое мышление

Предмет: творческое мышление в старшем школьном возрасте.

Гипотеза: в старшем школьном возрасте творческое мышление характеризуются своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования

2. Раскрыть понятия "творческое мышление".

3. Разработать диагностический инструментарий по исследованию творческого мышления у детей в старшем школьном возрасте.

4. Провести исследование творческого мышления у старших школьников.

5. Проанализировать полученные результаты.

6. Разработать программу на развитие творческих способностей старших школьников.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме

2. Эмпирические методы: тест, анкета, проективные методики

3. Метод обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования

4. Представление результатов исследования: рисунки, таблицы

Глава 1. Теоретические основы проблемы творческого мышления детей в старшем школьном возрасте

Наши рекомендации