Соревновательный период
Основная задача соревновательного периода – реализовать высокий уровень физической, технической, морально- волевой, тактической и теоретической подготовки, достигнутый в подготовительном периоде, в высокий спортивный результат.
Мощные биологические раздражители, создаваемые благодаря широкому использованию соревновательного метода, эффективно воздействуют на организм спортсмена и позволяют ему добиваться максимально высоких результатов. Соревнования воспитывают высокие моральные Ии волевые качества. Вот почему же с первого года тренировки необходимо предусмотреть регулярное и систематическое участие спортсменов в соревнованиях. Однако не следует нацеливать их на высокий результат в каждом соревновании.
В соревновательной подготовке в последние годы наметились две существенные особенности. Во-первых, увеличилось число соревнований в подготовительном периоде. Во-вторых, значительно возросло общее число стартов.
Число соревнований зависит от специфики вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена, в первую очередь его способности быстро останавливаться после соревнований. В тех видах спорта, где участие в соревнованиях требует длительных физических и нервных напряжений, а следовательно, и более длительного восстановительного периода, число соревнований в год обычно не превышает 10-12.
Спортсмены низших разрядов соревнуются несколько реже, причем в их подготовке значительную долю должны составлять соревнования по отдельным упражнениям ОФП, состязания в различных дополнительных упражнениях и т.д.
Большая часть соревнований, используется в качестве средств подготовки к основным соревнованиям, которые являются своего рода узловыми пунктами построения спортсмена к максимальному результату, применительно к ним планируется динамика нагрузок. Интервалы между такими соревнованиями устанавливаются не только с расчетом на полное восстановление работоспособности, но и в соответствии со всеми требованиями непосредственной подготовки к решающим стартам. При этом учитываются не только с расчетом на полное восстановление работоспособности, но и в соответствии со всеми требованиями непосредственной подготовки к решающим стартам. При этом учитываются по возможности все конкретные особенности соперников, специфика внешних условий и т.д. Число основных соревнований обычно не превышает 3-5 в одном макроцикле (варианты зависят в основном от уровня квалификации спортсмена и особенностей вида спорта).
Основное соревнование, непосредственно предшествующий ему подводящий микроцикл и кратковременная послесоревновательная фаза восстановительного характера, составляют соревновательный мезоцикл – основное структурное звено соревновательного периода. В простейшем случае, когда этот период относительно короткий, он целиком состоит из двух – трех таких мезоциклов.
При большой продолжительности соревновательного периода (3-4 месяца и более) его структура усложняется. Обязательными звеньями такого периода становятся промежуточные, а в определенных случаях и предсоревновательные мезоциклы. Промежуточные мезоциклы (восстановительно-подготовительный и восстановительно-поддерживающий) нужны постольку, поскольку в условиях одних соревновательных мезоциклов не удается обеспечить достаточных по объему тренировочных нагрузок, которые стимулировали бы развитие общей тренированности или, как минимум, гарантировали бы сохранение ее ранее достигнутого уровня. Кроме того, промежуточные мезоциклы нужны для предупреждения нежелательных последствий слишком длительной кумуляции эффекта многократных острых соревновательных нагрузок и для противодействия монотонности, привносимой многократным повторением соревнований.
Выделение в структуре соревновательного периода промежуточных этапов сопровождается, как правило, перепадами в динамике спортивных результатов. Это нужно отличать от действительной утраты спортивной формы, так как ее основе компоненты при перепадах, по всей вероятности, сохраняются – временно снижается лишь оперативная готовность к демонстрации спортивного результата.
Общий порядок чередования мезоциклов разного типа в соревновательном периоде во многом зависит, таким образом от продолжительности периода, системы распределения в нем соревнований и от их условий.
Важны, например, такие варианты чередования мезоциклов:
1) первый соревновательный – второй соревновательный – промежуточный (восстановительно – поддерживающий) – третий соревновательный;
2) первый соревновательный – второй соревновательный – промежуточный (восстановительно – поддерживающий) – третий соревновательный – промежуточный (восстановительно - подготовительный) – четвертый соревновательный;
3) первый соревновательный – второй соревновательный – промежуточный (восстановительно – поддерживающий) – третий соревновательный – предсоревновательный – четвертый соревновательный.
Выделение в структуре соревновательного периода промежуточных этапов сопровождается, как правило, перепадами в динамике спортивных результатов.
Переходный период
Задачами переходного периода являются:
1. Активный отдых – занятия общей физической подготовкой, другими видами спорта.
2. Профилактические мероприятия, ликвидация последствий травм и т.п.
3. Повышение теоретических знаний.
Переходный период ни в коем случае не должен рассматриваться как период полного отдыха, и, конечно, он не должен приводить к значительному снижению тренированности. Даже в тех случаях, когда спортсмен проходит кур лечения, необходимо систематически делать утреннюю гимнастику, совершать прогулки.
Большое значение в спортивной практике имеет соблюдение принципа рационального чередования нагрузок и отдыха (принципа волнообразности).
Этот период в системе круглогодичной тренировки во многих отношениях резко отличается от предыдущих. Основной смысл выделения его состоит в том, чтобы не допускать перерастания хронического эффекта тренировочных и соревновательных нагрузок в перетренированность, предупредить исчерпание адаптационных возможностей организма, восстановить их с помощью активного отдыха. В то же время это и не перерыв в тренировке, здесь должны быт созданы условия для сохранения определенного уровня тренированности и тем самым гарантирована преемственность между завершающимся и очередным большими циклами тренировки. Естественно, что в условиях активного отдыха невозможно поддерживать максимальный уровень тренированности, особенно специальной, но можно сохранить ее настолько, чтобы начать новый макроцикл тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий.
Основное содержание занятий в переходном периоде составляет обща физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха. Последний понимается в данном случае широко: не как чередование работы различных мышечных групп (узкое значение термина «активный отдых»), а как контрастная смена характера и условий деятельности таким образом, чтобы достигалось ускорение и условий деятельности таким образом, чтобы достигалось ускорение хронических восстановительных процессов, касающихся и адаптационных возможностей – физическая реабилитация в широко смысле. В тренировочных занятиях переходного периода может использоваться также комплекс некоторых специально- подготовительных упражнений с целью поддержания специальной тренированности и устранения частных недостатков в технике движения. Но это оправдано лишь при условии, что не возникает помех для получения полноценного эффекта активного отдыха.
В переходном периоде противопоказаны однотипные монотонные нагрузки; особенно необходимы разнообразные упражнения и условия занятий. Важно предоставить спортсмену в это время самые неограниченные возможности для выбора интересного предмета занятий, лишь бы они приносили пользу, не превращаясь в принудительную нагрузку.
ГЛАВА 10. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Физическая подготовка является одной из важнейших составных частей спортивной тренировки и представляет собой процесс, направленный на развитие физических качеств – скоростных способностей, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Физическая подготовка подразделяется на общую, вспомогательную и специальную. Под общей физической подготовкойпонимают процесс гармоничного развития двигательных качеств, оказывающих положительное влияние на достижения в конкретном виде спорта и эффективность тренировочного процесса. Вспомогательная физическая подготовкаориентирована на создание специальной основы, необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств. Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных качеств строго в соответствии с требованиями, предъявляемыми спецификой конкретного вида спорта, особенностями соревновательной деятельности в нем.
Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности, в других - аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих – скоростно-силовыми и координационными способностями, в четвертых – равномерным развитием различных физических качеств.