Формирование детско-родительской привязанности, стадии развития
- Стадия недифференцированных привязанностей (1,5 – 6 мес.) – когда младенцы выделяют мать, но успокаиваются, если их берет на руки другой взрослый. Эту стадию также называют стадией начальной ориентировки и неизбирательной адресации сигналов любому лицу – ребенок следит глазами, цепляется и улыбается любому человеку.
- Стадия специфических привязанностей (7 – 9 мес.) – для этой стадии характерно формирование и закрепление сформированной первичной привязанности к матери (ребенок протестует, если его разделяют с матерью, беспокойно ведет себя в присутствии незнакомых лиц).
- Стадия множественных привязанностей (11 – 18 мес.) - когда ребенок на основании первичной привязанности к матери начинает проявлять избирательную привязанность по отношению к другим близким людям, однако использует мать в качестве «надежной базы» для своих исследовательских действий. Это очень заметно, когда ребенок начинает ходить или ползать, т.е. становится способен к самостоятельному передвижению. Если понаблюдать за поведением ребенка в этот момент, то важно, что его движение происходит по достаточно сложной траектории, он постоянно возвращается к матери, и, если кто-то заслоняет ему мать обязательно перемещается так, чтобы видеть ее.
На рисунке показана схема движения ребенка, когда он постепенно отходит все дальше и дальше от матери, постоянно возвращаясь к ней, пытаясь, таким образом, добраться до предмета, заинтересовавшего его (1). Потом, достигнув игрушки, ребенок играет (2), но как только кто-то или что-то загораживает от него мать, он сдвигается так, чтобы видеть ее (3).
К 2 годам ребенок, как правило, четко дифференцирует своих и чужих. Узнает родственников на фото, даже, если он не видел их какое-то время. При должном уровне развития речи может рассказать, кто есть кто в семье.
При адекватном развитии и нормальной обстановке в семье готов к общению с окружающим миром, открыт для новых знакомств. С удовольствием знакомится на площадке с детьми и пытается играть с ними.
Чем же может помочь родителям знание этих возрастных норм и особенностей? Знакомясь с историей жизни ребенка, важно сопоставить возраст, в котором ребенок попадает в детское учреждение с приведенными нормами. Например, если ребенку около 9 месяцев и до этого ребенок жил в более-менее благоприятных условиях, не испытывал эмоционального отвержения со стороны матери, то очень вероятно, что попадание в детский дом явится для него сильнейшей травмой, и формирование новых привязанностей будет затруднено. С другой стороны, если ребенок попадает в детское учреждение в возрасте 1,5 – 2 месяцев и с ним там общаются постоянная нянечка или воспитатель, которые удовлетворяют основные потребности ребенка в эмоциональном контакте, то при усыновлении его в возрасте до 5-6 месяцев привыкание его к приемной семье будет достаточно простым и формирование привязанностей, вероятно, не будет значительно осложнено.
Понятно, что эти примеры являются условными, и в реальности на формирование привязанности ребенка оказывает влияние и возраст ребенка, и время его определения в детское учреждение, и условия содержания в детском доме, и особенности семейной ситуации (если он жил в семье), и особенности темперамента ребенка, и наличие каких-либо органических нарушений.
Психологические проявления и последствия нарушения привязанности.
Врождённые рефлексы
Врожденные рефлексы – это специфическая ответная реакция малыша на определенный внешний раздражитель. Исследование рефлексов в основном используют для оценки состояния нервной системы.
В норме все рефлексы имеют свое время появления и исчезновения. Некоторые рефлексы наблюдаются практически с рождения и с течением времени затухают, другие, наоборот, появятся только тогда, когда ребенок подрастает. (Время появления и исчезновения рефлексов в норме см. ниже)
Рефлексы у здорового ребенка должны быть симметричны, т.е. наблюдаемый ответ должен быть одинаковым справа и слева. Об ассиметрии рефлексов говорят тогда, когда рефлексы нормально вызываются с одной стороны и отсутствуют с другой.
Например, при исследовании хватательного рефлекса (методика проведения этого рефлекса см. ниже) ребенок хорошо захватывает ваши пальцы одной рукой и не делает этого другой. Такое положение вещей требует обязательной консультации педиатра.
Имеет значение усиление и ослабление рефлексов.
Резкое угнетение или отсутствие рефлексов, может быть связано, с нарушением мышечного тонуса (резкое снижение или повышение), с патологией нервной системы (ее незрелость и др.), инфекционно-воспалительными заболеваниями и др.
Умеренное усиление основных врожденных рефлексов наблюдается при повышенной нервно-мышечной возбудимости.
Оценивая результаты исследования рефлексов, нужно учесть, что они имеют диагностическое значение лишь в совокупности с другими симптомами. Изменение какого-либо рефлекса при отсутствии других неврологических нарушений не является патологией.
Если вас, что-либо настораживает в поведении ребенка при исследовании рефлексов, лучше обратиться с этим вопросом к врачу. Правильно оценить состояние нервной системы может только специалист – невропатолог.
Если малыш здоров, то вызывание некоторых рефлексов очень полезно для него, это послужит ему своеобразной гимнастикой. Например, к таким рефлексам относятся рефлекс ползания, рефлекс опоры и др. Использование физиологических рефлекторных процессов стимулирует сначала развитие спонтанных, а затем и целенаправленных движений.
Одним словом, вызывание врожденных рефлексов может служить развлечением для всей семьи и полезной развивающей зарядкой для ребенка. Исследование рефлексов проводят в теплой, хорошо освещенной комнате. Малыш должен быть в состоянии бодрствования, относительно спокоен, не голоден. Ваши движения не должны причинять ребенку боли.
Методика исследования врожденных рефлексов.
Ниже приведена методика выполнения некоторых, наиболее известных рефлексов.
Хоботковый рефлекс. При легком постукивании пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком.
Поисковый рефлекс. При поглаживании кожи в области угла рта (при этом не следует прикасаться к губам) происходит опускание нижней губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя (поиск груди матери). Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.
Угасает в 6-7 недель, исчезает к концу первого года.
Сосательный рефлекс. Если вложить в рот ребенку соску, то он начинает совершать активные сосательные движения.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Рефлекс вызывается надавливанием пальцем на ладонь ребенка в области возвышения большого пальца. Ответная реакция проявляется открыванием рта и сгибанием головы. Рефлекс проверяется на правой и левой ладонях.
Исчезает к 3-4 месяцам, если рефлекс сохраняется у ребенка старше 5-ти месяцев, то это требует выяснения причины.
Хватательный рефлекс состоит в схватывании и прочном удерживании пальцев, вложенных в ладони ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой. Такой же рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей, если надавить на подошву у основания II—III пальца, что приведет к сгибанию пальцев. Рефлекс постепенно ослабевает к 3-4 месяцам.
Рефлекс Моро. Этот рефлекс вызывается различными приемами. Приведем один из них (с нашей точки зрения самый гуманный =)). Резко ударяют по столу, на котором лежит ребенок, на расстоянии 15—20 см, от головы с двух сторон. В ответ на эти действия ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Движение рук носит характер схватывания. Рекомендуется проводить его только с диагностической целью, дабы не пугать лишний раз кроху. Рефлекс ослабевает к 4 месяцам.
Рефлекс Бабинского. Если провести кончиком своего пальца по наружному краю подошвы в направлении от пятки к пальцам, то они веерообразно разогнутся. Физиологический рефлекс Бабинского сопровождается сгибанием ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.
Это упражнение полезно выполнять перед ванной или во время игры. Сначала провести пальцем по стопе ребенка так, что бы он разогнул пальцы. Затем слегка надавить на подошву у основания II—III пальца, что приведет к сгибанию пальцев.
Рефлекс опоры. Исследующий берет ребенка подмышки, поддерживая указательными пальцами головку. Основной вес ребенка приходится на ваши руки. Приподнятый в таком положении ребенок сгибает ноги во всех суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище.
Рефлекс автоматической ходьбы. Этот рефлекс является продолжением рефлекса опоры. Ребенка наклоняют чуть вперед, при этом он делает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней.
Напомним, что при этом необходимо придерживать головку ребенка, и его основной вес должен приходиться на ваши руки.
Рефлекс ползания Бауэра. Ребенка выкладывают на живот. В таком положении ребенок несколько секунд поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то эти движения оживятся, в «ползание» включаются руки, и он начинает активно отталкиваться ногами от опоры. Рефлекс сохраняется до 4-х месяцев.
Хватательный рефлекс, рефлекс Бабинского, ползания можно использовать для ежедневных занятий с малышом (малыш должен быть старше одного месяца). Хотелось бы, добавить, что такие занятия должны быть источником положительных эмоций для ребенка. Если какое-либо упражнение неприятно малышу, лучше отложить его выполнение на некоторое время.