Подготовительный этап обучения каллиграфии
Обучение письму по требованиям современной каллиграфии
Формирование графомоторных навыков письма
Обучение младших школьников письму начинается с формирования у них навыков графомоторной деятельности, обеспечивающей правильность и скорость письма, его соответствие эстетическим требованиям.
Обучение навыкам письма (каллиграфии) начинается для учителя с постановки ряда учебных и коррекционных задач:
- ознакомить детей с графическими и гигиеническими правилами письма и обеспечить их применение;
- обучить приемам письма и развить координацию движений руки;
- обеспечить образование четких зрительных и двигательных образов букв и их соединений.
Коррекционно-развивающие задачи вытекают из анализа типологических ошибок и понимания предпосылок возникающих у детей трудностей овладения навыками письма и состоят в следующем:
-развитии у детей зрительно-пространственного восприятия;
-формировании и развитии оптической, кинетической и кинестетического самоконтроля;
-содействовать снижению общего психического напряжения, сопровождающего процесс письма;
-развитии зрительной и моторной памяти.
Чтобы учитель имел возможность решать указанные коррекцинно-развивающие задачи, целесообразно отводить для каллиграфических упражнений целый урок, не нагружая его заданиями фонетического и грамматического характера.
Графомоторная деятельность, как и любая другая учебная деятельность, состоит из трех блоков — мотивационного, операционного и контрольного.
Каждый из них необходимо наполнить содержанием и отразить его в технологической программе (табл. 2).
Таблица 2 Программа обучения каллиграфическим навыкам
Составляющие элементы | Действия, которым нужно учить детей |
Мотивационный блок | |
Обеспечение отчетливого восприятия объекта действий — выполнение всех гигиенических и методических требований, предъявляемых к наглядному материалу, его достаточность | Направлять внимание на учителя и демонстрируемый образец и удерживать его в течение определенного времени |
Доведение до сознания учеников практического и учебного смысла задания, которое им предстоит выполнять, т. е. цели их работы | Внимательно слушать задание, понимать его практический и учебный смысл. Воспринимать задание - как руководство к действию — что надо делать; - как цель, которую нужно достичь — что должно получиться в конце работы; - как объект будущего контроля — что именно будем проверять Формулировать цель “для себя”, например: “Я должен написать точно такую же букву, как в образце” |
Ориентирование учеников на создание программы действий, которые необходимы для точного выполнения задания | Воспитывать понимание того, что для решения любой задачи надо составить план действий |
Операционный блок | |
Целостное обобщенное восприятие объекта | Описывать словами общий внешний вид объекта |
Определение содержания действий, необходимых для достижения цели | Анализировать объект написания: - делить его на элементы; - определять и соблюдать при письме соотношение и размер элементов; - уточнять и воспроизводить конфигурацию каждого элемента (с какой точки строки начинается линия, куда и каким образом идет, где заканчивается, почему заканчивается именно в этой точке и т.п.); - определять место отрыва ручки от бумаги |
Составление плана действий | Словесно описывать последовательность выполнения элементов буквы |
Контрольный блок | |
Выполнение действий контроля | Определять объект контроля, т.е. понимать, что именно подлежит проверке. Концентрировать внимание на работе анализатора, который играет ведущую роль при проверке выполнения конкретного задания, — зрительного, слухового, рече- или рукодвигательного. Сравнивать написанный объект с образцом и характеризовать допущенные ошибки. Оценивать полученный результат с позиции цели, обозначенной в задании |
Рассмотрим технологию обучения каллиграфии на примере работы с буквой я в I классе.
Мотивационный блок
Не следует ставить перед детьми слишком обобщенные и отдаленные цели, например, говорить им: “Вы будете писать эту букву для того, чтобы у вас был красивый почерк”. Цель должна быть для них доступной и близкой уже сегодня, сейчас.
В рассматриваемый нами момент обучения целью является воспроизведение буквы я в точном соответствии с образцом. Для того чтобы эта цель была принята детьми и стала для них личным мотивом, желательно, чтобы они определили ее самостоятельно. Это может выглядеть примерно так. Учитель показывает ученикам букву Я, я, и спрашивает, что это такое. Ученики отвечают на уровне своих знаний, но результатом этого фрагмента беседы в любом случае становится называние буквы я. Далее учитель интересуется, зачем, по мнению учеников, она написана на доске. После краткого обсуждения ученики приходят к единому мнению, что они будут писать ее в тетрадях.
Учитель. Как вы думаете, зачем вы будете писать эту букву?
Выслушав ответы детей, он тактично подведет их к нужной цели, делая акцент на настоящем временном моменте: сейчас надо постараться не просто написать эту букву, а написать так же красиво и ровно, как в образце (имеется в виду, что в другое время дети могут писать эту букву с иной целью, например, учиться соединять ее с соседними буквами, красиво писать ее в составе слова и пр.).
Учитель обобщает предыдущие рассуждения:
—Итак, что вы сейчас будете делать? (Писать букву я.)
—Зачем вы будете это делать? (Чтобы научиться писать ее такой же ровной и красивой, как образец.)
—А когда вы ее напишете, что будете проверять? (Похожа она на образец или отличается от него.)
Следующим этапом беседы станет выяснение тактики выполнения задания, а именно того, как ее надо писать.
Учитель объясняет:
— Написать букву можно двумя способами: во-первых, запомнить образец и постараться точно воспроизвести его; во-вторых, внимательно рассмотреть образец, каждый элемент буквы, и постараться понять, как она получилась такой ровной и красивой, определить правила, по которым она написана, а уже потом ее писать. Давайте выберем, каким способом мы будем работать.
В зависимости от развивающих целей, которые стоят перед данным упражнением, дети подводятся к выбору первого или второго способа. Если цель упражнения — развивать самостоятельность, выбирается первый способ. Если цель — учить детей анализировать образец, планировать свои действия, то выбирается второй вариант. При обучении каллиграфии учителю следует чередовать эти цели и соответственно менять технологию работы.
Рассмотрим второй вариант, поскольку он требует от учителя более сложных действий. Принимая ответы учеников на вопрос о способе действий, следует аккуратно подвести их к выбору второго способа так, чтобы у них сложилось впечатление самостоятельности этого решения, иначе мотив не приобретет личностного оттенка, а останется установкой, навязанной извне. Помочь в этом могут примерно такие реплики учителя: “Если бы выполнять задание нужно было мне, то я бы сделала (называет второй вариант и аргументирует его выбор). Кто-нибудь со мной согласен? Я рада, что мы думаем одинаково. Давайте попробуем работать так, как вы предложили”.
Операционный блок
Для закрепления личностного оттенка мотивации целесообразно, чтобы ученики повторили задание в 1-м лице, “для себя”, например: “Сейчас я буду...” или “Мне нужно написать...”. При этом не следует навязывать детям единообразные формулировки, каждый построит ответ на своем уровне. Повторить задание могут шепотом для себя или соседа по парте, а тот в свою очередь скажет, что будет делать он.
После этого ученики объединяются в небольшие группы по три-четыре человека и совместными усилиями описывают (как могут) внешний вид буквы: говорят о том, какие ассоциации она у них вызывает (на что или кого похожа), какую известную букву напоминает и т. п. Учитель в эту работу не вмешивается. Озвучивать для всего класса описание буквы, составленное каждой группой, также не нужно, ибо, обсуждая вопрос, дети уже вывели свои впечатления от нее в план внешней речи.
Затем наступает момент анализа. Учитель предлагает ученикам выделить элементы буквы, исходя из личного восприятия. В данном случае дети могут выделить два или три элемента, а учитель поможет им увидеть и описать словами графические характеристики каждого из них. Особого внимания требует рассмотрение пространственного расположения элементов относительно друг друга. Здесь же выясняется, откуда удобнее начинать писать букву, где лучше оторвать ручку от бумаги, если рука не сможет вывести ее целиком.
Составление плана действий происходит при активной помощи учителя, вплоть до прямых подсказок. Чтобы ученикам легче было сохранить в памяти количество и последовательность действий, целесообразно зафиксировать план либо на доске, либо на отдельном листе бумаги, либо на полях тетради, обозначая каждый пункт условным значком. План можно записать примерно так (условные обозначения учитель может выработать самостоятельно):
Устный план
1. Определим, откуда начнем писать, снизу или сверху, и поставим точку.
2. Если снизу, разделим высоту строки на три части и поставим точку.
3. Несколько раз напишем букву в воздухе, водя ручкой над строкой.
4. Подумаем, нужно ли отрывать ручку от бумаги.
5. Напишем букву в тетради.
Составление такого плана потребует не более 2 — 3 мин.
Контрольный блок
Проверка выполненной работы — очень ответственная операция. Поэтому мало просто напомнить ученикам, чтобы они проверили свою работу, надо показать, как это делается.
Учебные задачи разного вида требуют своих способов проверки. В нашем примере проверка заключается в сравнении с образцом как всей буквы целиком, так и каждого ее элемента. Она начинается сразу же после написания первой буквы. Дети отмечают, есть ли существенные расхождения между написанной буквой и образцом. Заметив такие расхождения, они негромко называют их для себя или соседа по парте: “Я написал очень маленький (большой) кружок”, “У меня буква вылезла за строку (или не дотянулась до верхней линии)” и т.п. Можно предложить ученикам поменяться тетрадями и проверить работу друг друга.
Самостоятельно выявленные или отмеченные соседом ошибки ребенок должен учесть при написании второй буквы, которая сравнивается уже и с образцом, и с первой буквой: ребенок выясняет, удалось ли ему исправить недочеты первого написания.
Письмо букв — одно из первых учебных умений, поэтому важно именно на этом этапе учить детей правильно организовывать свои действия, пока они еще не осложнены орфографией.
Уже в начале обучения первоклассников каллиграфии можно предупредить целый ряд ошибок письма. Для этого следует уделять большое внимание коррекции недостатков развития детей, доведению ведущих анализаторов до необходимого уровня готовности. С этой целью обучение каллиграфии делится на два этапа: подготовительный и основной. Упражнения подготовительного периода можно использовать и при коррекционной работе с учениками II— IV классов, у которых уже закрепились нарушения письма.
Подготовительный этап обучения каллиграфии
Процесс письма, как правило, сопровождается чрезмерным мышечным напряжением, поскольку для ребенка это весьма сложная и тонкая работа, при которой ему приходится действовать мелкой мускулатурой пальцев, выводить ровные прямые или плавно закругленные линии, соблюдать их одинаковую высоту, соотнесенную со строкой, сплетать линии в затейливую вязь написанного слова, внимательно контролировать свои действия. Из-за того, что буквы являются объектом пристального рассматривания, ребенок инстинктивно старается приблизить глаза к тетради, его голова склоняется, мышцы спины напрягаются, удерживая позвоночник в согнутом положении. В такой позе внутренние органы стеснены и не могут нормально функционировать, легкие лишены возможности расправиться при вдохе; дети зачастую задерживают дыхание, следовательно, в организм и к мозгу поступеат мало кислорода. Пальцы ребенка сжимают ручку, причем некоторые делают это так сильно, что у них белеют кончики пальцев, (исследования профессора В. Ф. Базарного показали, что после 3 — 4 мин работы напряженной рукой и в согнутом положении у ребенка нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, что, естественно, негативно сказывается на его здоровье.
Учителя, понимая вредность согнутой позы, стремятся это исправить, но никакие напоминания о необходимости поднять голову и держать спину ровной не приносят результатов, потому что эта поза психологически обусловлена: все, что нужно внимательно рассмотреть, должно быть приближено к глазам. Это будет продолжаться до тех пор, пока работа не станет привычной. Но, к сожалению, к этому времени у многих детей уже складывается привычка сидеть в согнутом положении, исправить которую необыкновенно трудно. Поэтому с самого начала обучения следует постараться снять чрезмерное мышечное напряжение руки и туловища специальными упражнениями, хорошо подготовив их к новому виду деятельности. Для этого и предназначен подготовительный этап.
При работе в классах компенсирующего обучения или в общеобразовательных классах с большим количеством детей группы риска на подготовительный этап целесообразно отводить всю первую четверть I класса. В течение этого периода необходимо решать определенные задачи, а именно:
- формировать зрительное внимание и произвольность зрительного восприятия;
- развивать ощущение движений руки и артикуляционных органов;
- учить детей внимательно рассматривать объекты, не приближая к ним глаза;
- учить детей управлять мышечным напряжением и движениями кисти руки и пальцев;
- познакомить учеников с правилами письма элементов букв (ровная вертикальная линия, плавное закругление элементов, соблюдение размера и наклона, ритмичность письма под счет, письмо с нажимом и пр.).
Основное содержание подготовительного периода составляют упражнения, направленные на развитие двигательного и зрительного анализаторов и осмысление графомоторных действий:
•прописывание фигур в воздухе;
•усвоение различных способов работы рукой — от крупных движений всей руки до мелких движений пальцами;
•штриховка, рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых линий;
•рисование по клеточкам геометрических фигур и бордюров;
•написание элементов букв;
•поиск отличий в двух похожих картинках, фигур в переплетенных линиях и т.п.;
•рассматривание каких-либо предметов, иллюстраций, художественных картин и др.;
•словесное описание внешнего вида элементов букв, способов письма.