Кризис рождения. Безусловные и условные рефлексы новорожденного

Кризис рождения – это состояние перехода ребенка от внутриутробной жизни к внеутробной. Это самое большое потрясение в жизни человека: переход из темноты к свету, из постоянного тепла в холод с перепадами температуры, от пассивного потребления питательных веществ через пуповинную кровь, к активному сосанию, от тесного уюта, сопровождающегося тихими звуками урчания маминого кишечника или сердцебиения – к простору, наполненному незнакомыми и часто неприятно-громкими звуками. И это не постепенный переход, а катастрофический. Мгновенно, с первым криком и вдохом, расправляются легкие ребенка, он начинает дышать, начинают функционировать круги кровообращения и сокращения его сердца начинают двигать по ним кровь. Инстинкт самосохранения заставляет ребенка прижимать конечности к животу, уменьшая теплообмен, и одновременно двигаться к материнской груди, на запах молока, в поисках пищи. Экспериментально доказано, что новорожденный ребенок может проползти до метра, причем всегда двигается по направлению к теплу и запаху матери.

Рождение — это всегда резкий переход к новому. Этот момент и весь следующий за ним период новорожденности являются кризисным, переходным периодом.

При переходе к внеутробному существованию коренным образом меняются не только условия жизни, но и само физиологическое существование малыша. До рождения ребенок и мать слиты в одно. Его температура равна температуре тела матери. Он живет в мире, где нет контрастов темноты и света, тепла и холода. Рождаясь, младенец попадает в мир контрастов и противоречий, и самое первое из них — первый вдох.

Младенец появляется на свет, имея определенный запас врожденных безусловных рефлексов, т. е. автоматических, (Угасают в первый год жизни) непроизвольных ответов на определенные внешние раздражители. И хотя его нервная система еще далеко не сформирована, она готова приспосабливать организм к внешним условиям. Среди врожденных рефлексов новорожденного есть такие, которые совершенно необходимы для его физического выживания во внешнем мире. Это физиологические рефлексы.

Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие дыхание и кровообращение. К этой же группе относятся так называемые защитные рефлексы, предохраняющие организм от опасных и слишком сильных воздействий. Так, сильное раздражение кожи (например, укол) вызывает отдергивание ручки или ножки ребенка; резкое увеличение яркости света вызывает сужение зрачка (зрачковый рефлекс); в ответ на мелькание света или дуновение воздуха малыш прищуривает или закрывает глаза (мигательный рефлекс). Эти рефлексы совершенно необходимы для выживания и сохраняются на протяжении всей жизни человека

Важнейшим жизненно важным рефлексом новорожденного является сосательный рефлекс. Если коснуться каким-либо предметом 95 (например, пальцем) рта младенца, он сразу начинает его сосать. А если коснуться щеки младенца, он сразу повернет голову в сторону раздражителя и с открытым ротиком будет искать. Это включается поисковый рефлекс. Данные рефлексы обеспечивают ребенку готовность к новому типу питания

Однако далеко не все рефлексы новорожденного имеют жизненно важное приспособительное значение. Среди них есть и такие, которые никакой роли в жизни ребенка не играют. Рефлекс Робинзона (или цеплятельный рефлекс). Прикосновение к ладони младенца вызывает удивительно сильную для новорожденного реакцию схватывания. Например, если прикоснуться пальцами к его ладошкам, он схватит их так крепко, что может повиснуть, держась за ваши пальцы, как обезьянка. К ним же относится переступательный рефлекс — если нога младенца прикасается к какой-либо поверхности, он начинает совершать обеими ногами переступательные движения, как будто «ходит».); рефлекс вскидывания ручек (или рефлекс Моро — если младенцу угрожает падение, или в ответ на сильный звук он резко поднимает вверх руки и быстро опуска. Плавательный рефлекс новорожденного: если его опустить в воду, он не утонет, а будет барахтаться и удерживаться на воде

Все врожденные рефлексы существуют у новорожденных на протяжении первых трех – пяти месяцев. В течение этого срока они постепенно угасают. Все это так называемые атавистические рефлексы. Они представляют собой наследство, полученное ребенком от животных предков.

У новорожденных есть еще одна группа рефлексов, которые хотя и не имеют физиологически жизненного значения, с возрастом не угасают, а напротив, укрепляются. Это ориентировочные рефлексы, направленные на контакт с внешними воздействиями. Установлено, что уже в первый день жизни сильный источник света вызывает поворот головки ребенка: в детской комнате родильного дома в солнечный день головки большинства новорожденных повернуты в сторону света, как подсолнухи. Новорожденный также реагирует на сильный звук и поворачивает голову в сторону источника звука. Безусловные ориентировочные рефлексы являются основой для потребности во впечатлениях, которая проявляется уже в первые дни жизни.

Условные рефлексы еще можно назвать «личным опытом» ребенка, поскольку они приобретаются в процессе дальнейшего развития и созревания мозга.По мере угасания безусловных рефлексов у новорожденных начинают формироваться условные рефлексы. Этот процесс длится всю оставшуюся жизнь.

Вывод

Ребенок рождается на свет с определенным набором рефлексов, одни из которых обеспечивают физиологическую адаптацию к внешнему миру и сохраняются в дальнейшем, другие имеют атавистический характер и угасают в первый год жизни. Рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития. Ребенок гораздо меньше снабжен врожденными формами поведения, чем детеныши животных. Все человеческие формы поведения складываются у него прижизненно.

Наши рекомендации