Особенности развития произвольных движений
Воля — это сознательная саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление препятствий на пути к достижению цели. Воля человека формируется в труде. Она возникает как результат взаимодействия субъекта и среды, результат биологической, приспособительной и социальной, преобразовательной деятельности.
Волевое развитие проявляется в заучивании и осознании движений, в превращении реакций из неощущаемых в ощущаемые, в становлении основных этапов волевого действия, в овладении ребенком своим поведением, в сознательном управлении своей деятельностью, в умении подчинять свои действия заранее поставленной цели, планировать действия, контролировать их выполнение, совершать усилия, преодолевая препятствия, ориентироваться не только на результаты, но и на последствия своих действий.
Л. С. Выготский прослеживал два уровня развития воли как психической функции. Онтогенетически и филогенетически низшей ступенью является гипобулический волевой тип (т. е. «слепая» воля, которая не осознает ситуации, не связана с интеллектуальными механизмами, сосредоточена на актуальном моменте). Второй, или высшей, ступенью развития является целевая воля (или культурная воля в отличие от натуральной).
Появление второго уровня развития воли — продукт общественно-исторического развития, продукт социального развития ребенка. Воля имеет социальный источник, так как для регуляции своего поведения ребенок учится использовать по отношению к самому себе те средства, которые применяет к нему другой человек.
Генезис воли как высшей психической функции в дошкольном возрасте — это переход от неподвластных действий к подвластным, это овладение собственным поведением с помощью символических стимулов или знаков (например, слов, цифр).
Одно из первых проявлений воли в онтогенезе — развитие произвольных движений.
Младшие дети имеют недостаточно координированные движения, не способны совершать их в определенной последовательности. Исполнение даже элементарных движений требует от ребенка значительно больших усилий, чем исполнение взрослым сложных движений.
Дошкольнику трудно сидеть, соблюдая одну позу. Ребенок способен решить эту задачу, если вначале будет осуществлять зрительный контроль за положением своих рук и ног и только позднее — на основании мышечных ощущений. Это говорит о том, что воле могут подчиняться лишь те движения, которые сопровождаются ясными признаками для сознания. В заучивании движений важно выяснение тех ощущений, которыми сопровождается их выполнение, установление связи движения с регулирующим его чувствованием. Благодаря превращению реакций из неощущаемых в ощущаемые движения становятся произвольными, т. е. преднамеренными, сознательно регулируемыми.
А. В. Запорожец особо выделял значение предметной деятельности для формирования произвольных движений. В процессе освоения предметной деятельности ребенок вырабатывает собственные регуляторы, направляющие его активность. Этими регуляторами выступают сенсомоторные представления, представления о результате и способе выполнения движения, ориентировочная основа, характер и содержание задачи.
Осознанные представления, как писал Л. С. Выготский, позволяют ребенку осуществлять два типа реакций: вначале реакцию «я подумал», затем реакцию «я сделал».
Успешность совершаемых движений зависит от содержательности задачи. Дети работают более эффективно, когда надо не просто забивать гвоздь, а изготавливать игрушечную повозку.
При овладении определенными двигательными навыками у ребенка обнаруживаются рабочие, исполнительные движения и ориентировочная основа. Исследования А. В. Запорожца[156] показали роль ориентировочной деятельности и складывающихся на ее основе образов в формировании и осуществлении произвольных движений у человека на разных стадиях онтогенетического развития.
Развитие произвольных действий происходит в процессе подражания, в котором выделяют две фазы. На первой фазе осуществляется предварительная ориентировка: ребенок наблюдает за действиями взрослого или других детей; в результате наблюдений у него формируется образ необходимых действий. На второй фазе ребенок совершает показанное ему движение и доводит его до известной степени совершенства, сравнивая совершаемые движения с предложенным ему образцом. Сложившийся сенсомоторный образ выступает регулятором произвольных действий.
В. К. Котырло на музыкальных занятиях в детском саду изучала формирование сенсомоторного образа движений у дошкольников и эффективность его влияния на успешность осуществления произвольных движений. Дети должны были выполнять танцевальные движения под музыку по показу воспитателя. Для младших дошкольников характерна разобщенность сенсорного и моторного компонентов образа: они затруднялись выполнить определенную последовательность движений, сочетать движения (особенно начало и окончание движений) с музыкой. В старшем дошкольном возрасте разобщенность сенсорного и моторного компонентов образа преодолевается. Двигательные реакции все более точно соотносятся с образцом не только по характеру движений, но и по времени (дети способны вовремя, вместе с музыкальным сопровождением начинать и заканчивать движения). Развитие произвольной регуляции в данном случае связано с совершенствованием подражательной деятельности, означающим включение в подражание элементов самостоятельности. Ребенок, имеющий достаточный зрительный, слуховой, двигательный опыт, способен выполнять движения по словесной инструкции без показа воспитателем танцевальных движений.
Успешность освоения произвольных движений зависит от степени их осознанности. Я. 3. Неверович, изучавшая предметные движения дошкольников, пришла к следующим выводам: в возрасте 2 лет ребенок осознает результат действия, но способ действия и отдельные движения им не осознаются. Дети младшего дошкольного возраста сознают результат и способ действий с предметом, но отдельные операции, движения также еще не осознают; дети среднего дошкольного возраста в некоторых случаях осознают собственные движения и преднамеренно воспроизводят их при повторении действий с предметом; в старшем дошкольном возрасте движения становятся объектом сознательной волевой деятельности. Возрастающее умение анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят о психологической готовности ребенка к обучению в условиях школы, о возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыков типа письма, рисования, игры на инструментах, танца и т. д.