Когнитивно-поведенческие программы работы с осужденными

Общая задача, решаемая уголовно-исполнительной системой, в настоящий момент обозначается как исправление осужденных. В международной практике чаще используется термин ресоциализация, который более, на наш взгляд, определяет направление деятельности персонала учреждения в работе с осужденным. При этом на первом этапе работы проводится диагностика «социальных дефицитов личности», выявляются основные проблемные зоны, а сама работа (второй этап) представляет собой целенаправленную деятельность по устранению данных дефицитов. Предполагается и третий этап – поддерживающая работа, которая продолжается после освобождения.

При этом в работе по устранению «дефицитов личности» осужденного принимают участие практически все сотрудники, которые с ним взаимодействуют (начальники отряда, социальные работники, мастера производственного обучения, учителя общеобразовательной школы, мастера на производстве и, конечно, психологи). Задача же непосредственного воздействия на личность решается именно психологами. Такая работа проводится в случае, когда условия пенитенциарного учреждения не предполагают создание условий для «спонтанного» изменения осужденных. При этом в практике деятельности психологических служб зарубежных стран выделяются группы осужденных, работа психолога с которыми считается обязательной в силу значительных «личностных дефицитов». К этим группам относят сексуальных преступников, а также лиц имеющим зависимость от психоактивных веществ или азартных игр.

Работа проводится в виде тренинговых программ, где участник тренинга рассматривается как целостная личность. Программы предполагают изменения всей личностной структуры и являются долговременными.

Практика изучения основных тренинговых программ, используемых психологами пенитенциарных учреждений России, убеждает нас в том, что планируемое в тренинге воздействие часто не затрагивает личность осужденного в целом. Частично это может быть объяснено непродолжительностью программ занятий. Однако, и в рамках кратковременных тренинговых программ, при наличии у психолога целостного видения процесса, в который вовлекаются участники, возможно более целенаправленное и эффективное (по критерию устойчивости и продолжительности) воздействие.

С нашей точки зрения, наиболее удобной для понимания психологических процессов тренинга может быть модель «логических уровней», предложенная Робертом Дилтсом[28] с некоторыми нашими добавлениями, которую в рамках статьи мы будем рассматривать как «структуру личности» или «структуру субличности» в зависимости от конкретного контекста.

Структура личности может быть, таким образом, представлена следующим образом:

1 уровень – уровень «окружения», который включает в себя идею о необходимости рассматривать личность в системе «организм-среда»[29]. Что окружает личность? Это люди, объекты и явления внешнего мира, которые воспринимаются личностью как часть своей реальности. Психотехнически, мы можем рассматривать этот уровень организации личности как уровень возможностей и ограничений. Одновременно, этот уровень определяет пространство личности. Все ли пространство осознается и воспринимается адекватно? Используются ли все возможности, которые предоставляет среда или их необходимо «развивать»? Осознаются ли ограничения среды?

2 уровень – уровень внутренних процессов, которые включают в себя, в первую очередь, эмоциональные переживания. Здесь же визуальные представления, воспоминания, внутренние диалоги – это внутренние действия, поведение, которое человек осуществляет по отношению к самому себе. Часть людей достаточно хорошо осознают этот уровень своей личности, для большей же части он остается неосознанным. Что происходит внутри меня, прежде чем я обижусь, скажу, начну действовать?

3 уровень – уровень поведения, который включает в себя как физические, так и коммуникативные действия, реакции, осуществляемые человеком в определенном окружении. Насколько осознаны и контролируемы личностью поведенческие паттерны, демонстрируемые ею? Насколько богат репертуар поведенческих паттернов? Насколько адекватны эти паттерны социо-культурной ситуации, нормам и правилам окружения?

4 уровень – уровень способностей, умений и навыков, который является неким убеждением личности в наличии у нее тех или иных ресурсов. Это некий взгляд на себя, «карта» или «фильтр» через который человек воспринимает свои качества и способности. И, одновременно, это – и поведенческий уровень, предполагающий некоторые паттерны как внешнего, так и внутреннего поведения, которые являются проявлениями этих способностей. Может случиться так, что человек считает себя имеющим какую-либо способность, а на деле не может ее продемонстрировать. Однако, возможен и обратный вариант, когда я заявляю, что не могу что-либо сделать, хотя в реальной жизни я постоянно демонстрирую эту способность. Каковы представления человека о своих способностях? Насколько он активен в обучении, чтобы увеличить свои ресурсы? Есть ли у него доступ ко всем своим ресурсам? И как его обеспечить?

5 уровень – система убеждений – это ценности, принципы, представления человека. По сути, это уровень мировоззрения человека. Убеждения и ценности определяют мотивацию человека. Каковы мотивы, ценности человека? Насколько они непротиворечивы? Нет ли у человека внутренних противоречий, ведущих к различным формам поведения, в том числе противоправным? Не является ли система ценностей человека криминальной? Какие убеждения привели его к преступлению? Какая система ценностей необходима, чтобы предотвратить рецидив?

6 уровень – Я-идентификация, включает в себя представления человека о своей роли, о себе, о себе в своем окружении. Этот уровень определяет во многом ориентацию на ту или иную референтную группу. Чаще всего это короткие утверждения о себе, являющиеся глубокими убеждениями и ценностями. Например: «Я – вор», «Я – хороший муж», «Я – непьющий человек». Я-идентификация может не соответствовать реальности. Так алкоголик может утверждать, что он – не алкоголик, а «нормально выпивающий мужик».

7 уровень – уровень «миссии», включающий в себя представления о будущем. Миссия может осознаваться личностью, либо нет. Большинству преступников свойственно ориентироваться на краткосрочную перспективу при совершении преступления – это скорее ориентация на непосредственное удовлетворение потребности. Долгосрочные перспективы преступления, которые включают в себя и возможность осуждения, ими в большинстве своем не учитываются. Так, что уровень миссии у многих осужденных остается не осознанным. Этот уровень тесно связан с духовностью.

При данном подходе, критериями эффективности тренинговой работы будут:

1. проработка всех уровней личности, не ограничиваясь одним из них (уровень способностей, уровень поведения).

2. проработка уровня «миссии» или «миссий»: насколько хорошо участник тренинга представляет краткосрочные и долгосрочные последствия тех или иных своих действий. Является ли этот образ себя в будущем позитивным, социально-одобряемым?

3. степень осознанности настоящей я-идентификации: происходит ли трансформация образа «Я» в ходе тренинга в сторону более адаптивную в социуме. Важным является принятие осужденным идентификации себя «преступника» в начале тренинга, т.к. только через осознание себя преступником возможно раскаяние. Одновременно, важно простроить новую я-идентификацию «законопослушного гражданина».

4. осуществление работы с убеждениями и ценностями с целью трансформации их в сторону более адаптивную для новой роли. Убеждения как оправдание поведения, представляющие перенос ответственности за поведение, результат во вне (обстоятельства, другие люди), что получило название в психологии экстернального локуса контроля, должны заменяться интернальными убеждениями – принятия ответственности на себя. Важно, чтобы у осужденного сформировалось отношение к ситуации (осуждению) как к уроку на будущее. Для многих осужденных ценными являются особые правила поведения осужденных, декларируемые «воровскими законами». Отказ от ценности «этих законов» является показателем высокой эффективности работы с осужденными.

5. работа на уровне способностей. Осужденные не способны продемонстрировать в поведении ряд очень важных в межличностной коммуникации способностей. Например, у насильственных преступников традиционно отсутствует способность к эмпатии, у других – способность поставить себя на место жертвы, прогнозировать последствия своих коммуникативных актов, выходить из конфликтных ситуаций и т.п. Это предполагает работу психолога по формированию способности 3-х позиционного восприятия: первая позиция (я и только я – ассоциировано), вторая позиция (он и только он, они и только они – ассоциировано), третья позиция (я и он и они – дисссоциировано).

6. формирование нового поведения: речь идет о демонстрации в поведении осужденного раскаяния в совершенном деянии. В программе тренинга с осужденными может планироваться деятельность по проработке вины – извинения перед жертвами, когда важно зафиксировать новое поведение участников в коммуникативной сфере, новые способы отреагирования в ситуации, новое поведение в среде осужденных, с сотрудниками. Речь, в первую очередь, идет о сотрудничестве осужденных с администрацией учреждения, их активной трудовой деятельности, осознанной подготовке к освобождению.

7. изменение внутреннего плана действий – контроль эмоций, мыслей и поведения. Этот уровень прорабатывается как уровень внутренних факторов риска (фантазирование, накручивание себя, эмоции, вызывающие старое поведение). Осознание своих факторов риска, проработка и построение «помогающих стратегий» – внутренних стратегии, помогающих избежать, преодолеть ситуацию риска рецидивного поведения, являются значимой стороной, оцениваемой при определении эффективности тренинговой программы.

8. изменение в окружении: отказ от старого окружения, связанного с неэффективным или криминальным поведением. Одновременно, важным фактором является осознание своих возможностей и ограничений.

9. характер отношений между психологом и участниками группы косвенно указывает на эффективность работы. Отношения во время тренинга между участниками, между участниками и психологом являются моделью для построения отношений за пределами тренинга. С другой стороны, способность демонстрировать новое для себя поведение в группе является признаком формирования новой субличности.

Когнитивно-поведенческие программы предполагают не просто изменение в личности осужденного, а изменение на всех уровнях организации личности осужденного, интеграцию всех уровней личности осужденного. Они давно и успешно используются нашими коллегами за рубежом.

Когнитивно-поведенческие программы:

1. Рассчитаны на 80-90 тренинговых встреч, и осуществляются в течение года или двух лет.

2. Программы ориентируют осужденного на признание своей реально существующей идентичности как человека, совершившего преступление, как зависимого человека и предполагают построение новой идентичности: формулировки, коррекции, наполнение опытом.

3. Обязательным условием является проработка убеждений.

4. Предусматривается обучение, развитие способностей, тренировка нового поведения и демонстрация нового поведения на тренинге и в своем обычном окружении в ИУ.

5. Обязательно прорабатывается внутренний план действий.

Основные положения когнитивно-поведенческого подхода[30].

1. Поведение осужденного, с одной стороны, и его мысли, чувства, психологические процессы и их следствия, с другой, оказывают друг на друга взаимное влияние, т.е. поведение «двусторонне детерминировано». Когнитивно-поведенческая терапия рассматривает мыслительные процессы и эмоции как две стороны одной медали. Мыслительные процессы — лишь звено, часто даже не основное — в цепи причин.

2. Когнитивное может рассматриваться как совокупность когнитивных событий, когнитивных процессов и когнитивных структур. В соответствии с теорией когнитивно-поведенческой терапии, когнитивными причинами неадаптивного поведения являются "иррациональные" убеждения, когнитивные искажения. Когнитивно-поведенческая терапия подчеркивает ведущую роль когнитивных процессови схем – когнитивной репрезентации прошлого опыта, оказывающая влияние на восприятие опыта сегодняшнего и помогающая систематизировать новую информацию. Схемы влияют на процессы оценки событий и процессы приспособления. В силу такой важности схем основной задачей когнитивно-поведенческого психолога является помощь осужденному в понимании того, как они строят и истолковывают реальность. Психолог помогает осужденному увидеть, как они непреднамеренно отбирают из информационного потока только то, что подтверждает уже существующие у них представления о самих себе и об окружающем мире. Задачей психолога в таком случае является помочь осужденному разорвать порочный круг.

Поскольку когнитивно-поведенческая терапия стоит на конструктивистских позициях, она не считает, что существует «единственная реальность» или что задачей психолога является обучить осужденного или исправить его неправильные представления (такие, как ошибки мышления или иррациональные мысли). Скорее, когнитивно-поведенческая терапия признает существование «множественных реальностей». Общая задача осужденного и психолога состоит в том, чтобы понять, как осужденный создает эти реальности и какой ценой он за это расплачивается.

3. Психолог призван отслеживать и корректировать «неправильные» или «иррациональные» убеждения осужденного. Он помогает ему выработать объективный взгляд на реальность при помощи логического оспаривания и сбора эмпирических доказательств, подвергающих неверные убеждения осужденного проверке реальностью. Психолог также может использовать полученную от осужденного информацию о его прошлом и поведение во время психологических сессий для того, чтобы помочь осужденному разобраться в своих чувствах.

4. Когнитивно-поведенческая терапия придает большое значение процессам сотрудничества и открытия. Цель когнитивно-поведенческой терапии — помочь клиенту стать своим собственным психологом.

5. Чрезвычайно важным для когнитивно-поведенческой терапии является предотвращение рецидивов. Психолог вместе с осужденными рассматривают ситуации повышенной степени риска, в которых может произойти рецидив, а также разбирают мысли и чувства осужденного, могущие привести к срыву. Психологи помогают осужденным посмотреть на неудачи и разочарования как на уроки и испытания, а не как на катастрофы. В когнитивно-поведенческой терапии используется весь спектр приемов когнитивного реструктурирования: социальное сравнение, парадоксальные техники, рефрейминг и т.д.

6. Все эти техники эффективны только в контексте отношений сотрудничества.

7. Эмоции играют в когнитивно-поведенческой терапии очень важную роль. Существует множество способов «достучаться» до эмоций осужденного. В общении с психологом и друг другом осужденные часто используют эмоциональные образцы, сформировавшиеся в общении со значимыми людьми в прошлом. Психолог как участник-наблюдатель этих отношений обсуждает их с осужденными. Здесь единицей анализа становятся манера, в которой осужденный взаимодействует с психологом и другими участниками группы. Исследуются как возникающие в процессе тренинга эмоции, так и разнообразные факторы, приведшие к сегодняшним эмоциональным проблемам. В двух словах: когнитивно-поведенческая терапия помогает осужденному осмыслить его поведение.

Когнитивно-поведенческая терапия считает, что осмысление происходящего должно оцениваться осужденным не с точки зрения его правильности, а с точки зрения его социальной пригодности с учетом обстоятельств.

Подводя итоги, можно сказать, что основным в когнитивно-поведенческой терапии является: конструктивистская и интерактивная точки зрения; важность схем; ведущая роль эмоций; значение отношений сотрудничества; роль прошлого, семейное и социокультурное влияние; необходимость учета фактора переноса; обучение осужденных навыкам предупреждения рецидивов.

Предлагаем две большие когнитивно-поведенческие программы работы с осужденными

1. Работа с лицами, осужденными за сексуальные преступления, которая модифицирована нами под работу с насильственными преступниками в целом (предоставлена немецкими пенитенциарными психологами),

  Блок   Расчет врем. (гр-8 ч)   Задачи блока
1: Становление Группы сеанс Дать общее представление о программе и ее целях. Получать согласие группы по контракту. Устанавливать раппорт с группой. Оспорить любые нарушения иерархии существования ранее.
2: Представление теории когнитив -ных искажений сеанс Понимание членами группы концепции и цели когнитивных искажений. Показ членам группы характерных для них когнитивных искажений на этой стадии. Дать возможность членам группы начать распознавать отрицание и минимизацию (преуменьшение) в отношении к сексуальным преступлениям, и определить это как искаженный вариант размышления.
3: Представление модели Финкелхора сеанс Давать участникам группы общее понимание модели Финкелхора. Подвести участников группы к тому, чтобы начать отображать их собственный опыт сексуального преступления в категориях Финкелхора.
4: Пассивные сообщения о преступ- лениях. сеанса Подвести участников группы к тому, чтобы сделать краткие сообщения о их преступлений в модели Финкелхора. Подвести участников группы к пониманию концепции «Кажущихся невзаимосвязанными решений» (sids), и определить как она может описывать сексуальные преступления
5: Активные сообщения о преступлениях сеанса Подвести участников группы к активному изложению своего преступления. Устанавливать для каждого участника группы, каковы были факторы, вызвавшие преступление, и какими были последствия. Выделить и обозначить все когнитивные искажения, которые использует каждый преступник, чтобы минимизировать серьезность его преступления и, соответственно, его ответственности за преступление.
1-5 Итог. сессия 1 сеанс  
6: Сочувствие жертве (эмпатия). Использование письменных сообщений сеанс Подвести преступников к ситуации, чтобы они начали думать о преступлении с точки зрения жертвы. Выделять когнитивные искажения, которые они используют, чтобы защитить себя от мыслей о травмах жертв. Подвести преступников к пониманию важности для них самих в предотвращении рецидива их способности смотреть на ситуацию глазами жертвы, чувствовать то, что они могут чувствовать.
7: Сочувствие жертве (эм патия). Ис- пользование видеома териалов сеанса. Углубить понимание участниками группы переживаний потерпевшего (жертвы). Развивать понимание роли страха, бессилия и беспомощности в переживаниях жертвы. Развивать понимание того, почему потерпевшие иногда не сообщают о преступлении против них - объяснить последствия для потерпевшего сообщения о преступлении или сохранения тайны. Исследовать переживания потерпевшего
8: Рассказы жертв сеанса Поощрять участников группы применять то, чему они научились по отношению к своим потерпевшим. Продвигать участников группы от понимания реакций потерпевшего в целом к тому, чтобы видеть происходящее глазами жертвы. Выделять детали, которые будут использованы в ролевых играх
9: Проигрывание роли потерпевше го сеансов Поощрять участников группы к развитию понимания об эмоциональных переживаниях их потерпевших в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Добавить к этому опыт физических переживаний жертвы. Сформировать у каждого участника группы воспоминания об опыте их потерпевшего, который должен действовать как мотиватор от дальнейшего рецидива и как фактор сдерживания отклонений в сексуальном фантазировании
6-9 Итоговая сессия сеанс Устанавливать для каждого участника группы, что им было изучено в ходе этих занятий, посвященных сочувствию потерпевшему. Оценить уровень эмпатии к потерпевшему для каждого участника группы.
10: Последствия преступле ния сеанс Подведите участников группы к пониманию того, что их мотивы к преступлению гораздо шире, чем просто желание сексуального удовлетворения. Подведите участников группы к пониманию того, что их потери от преступления всегда больше чем выигрыши. Подведите участников группы к пониманию того, что решение совершить преступление часто возникает потому, что они обращали внимание на краткосрочные выигрыши и игнорировали цену, которая возникает в долгосрочной перспективе. Подведите участников группы к сознанию того, что чем ближе они будут к преступлению, тем трудней им будет противостоять.
11: Цепи решений (Введение) сеанса Подведите участников группы к пониманию того, как использовать Цепь решений, чтобы представить последовательность решений, которые привели к преступлению. Подведите участников группы к пониманию связи между ситуациями, мыслями, поведенческими актами и чувствами во всем объеме поведения, особенно перед совершением преступления. Подведите участников группы к распознаванию того, что в многих значительных пунктах перед их преступлением, они принимали решения, которые подталкивали их к преступлению Научите участников группы видеть, что альтернативные интерпретации ситуаций вели бы к другим решениям и, таким образом, к отказу от преступления.
12: Индивидуальные цепи решений сеансов Каждый участник группы по очереди конструирует цепь решений, описывающую последовательность решений, которые привели его к преступлению. Каждый участник группы изменяет свою цепь решений, пользуясь обратной связью группы.
13: Индивидуальные альтерна тивы сеансов Каждый участник группы придумывает реалистические альтернативные Мысли и Поведение для каждого решения в его цепи решений, которые могут увести его от преступления. Участники группы практикуются в оценке реальности подобной альтернативы и ее способности отвести преступление.
14: Факторы риска (введение) сеанс Объяснять значение понятия «Факторы риска». Участники группы понимают , чтобы понять различные типы факторов риска. Практиковаться в определении факторов риска в цепочках решений.
15: Как распоз нать общие факторы риска сеанс Распознавать факторы риска, присущие нескольким участникам группы. Начать разрабатывать ключи для распознавания для каждого общего фактора риска.
16: Как распоз нать индиви дуальные факторы риска 4 сеанса Распознавать ключи для оставшихся факторов риска. Осознать, что ключи распознавания факторов риска могут различаться в зависимости от того, действует ли сейчас фактор или должен случиться
17: Планирование предотвращения рецидива 9 сеансов Подвести участников группы к пониманию того, что необходимо планировать их поведение на случай. Если в будущем опять возникнут эти факторы риска в их жизни. Обучайте участников группы лучшим способам избегания, а иногда, когда это невозможно, способам контроля или бегства из ситуации. Обучайте участников группы системе «ИКБ» для предотвращения рецидива. Все участники группы развивают способность к составлению планов «ИКБ» для каждого фактора риска и производят набор карт, которые вместе составят их план предотвращения рецидива
118: Подготовка к эффекту нарушения воздержания сеанс Участники группы должны понять определение «срыва». Участники группы должны понять, что неизбежно столкнуться с отклонениями, и будут вынуждены что-то делать с факторами риска. Подведите участников группы к ориентации на преодоление срывов
19: Факторы риска в тюрьме сеанс Подвести участников группы к пониманию, что они могут встретиться с факторами риска в тюрьме, и это позволяет им возможность практиковаться и выверить их помогающие стратегии. Объяснять идею и значимость ведения дневника риска. Подвести участников группы к тому, чтобы начать заполнять дневники риска.
20: Рассмотрение дневников факторов риска сеанса Формировать у участников группы привычку описывать их опыт, связанный с факторами риска. Продемонстрировать поддержку участникам группы и поощрить использование ими их помогающих стратегий. Подвести участников группы к исправлению помогающих стратегий, которые не работают
  Общ.кол-во сессий  

2. Программа работы с осужденными с химической зависимостью, которая может быть использована в работе с зависимыми от азартных игр (предоставлена финскими пенитенциарными психологами).

Блок Задачи блока
Становление группы. Дать общее представление о программе и ее целях. Получать согласие группы по контракту. Устанавливать раппорт с группой Определить уровень самооценки
2.Употребление алкоголя и наркотиков: польза и вред, ситуации употребления Подвести участников группы к пониманию того, что их мотивы совершения преступления гораздо глубже, чем просто желание наркотического удовлетворения. Подвести участников группы к пониманию того, что потерь от преступления всегда больше, чем выигрышей. Определить непосредственную связь между потреблением наркотиков (и других психоактивных субстанций), и проблемами со здоровьем (физическим, психическим, духовным), проблемами в семье, на производстве, с финансами и правоохранительными органами, проблемами со своей совестью. Подвести участников группы к пониманию того, что решение совершить преступление часто возникает потому, что они обращали внимание на краткосрочные выигрыши и игнорировали расплату, которая возникает в долгосрочной перспективе. Подвести участников группы к осознанию того, что чем ближе они будут к преступлению, тем трудней им будет противостоять. Обсудить с участниками, что стало для них первым пристрастием. Заполнить анкету и проговорить ситуации, приводящие к употреблению
Работа по подавлению химической зависимости. Обретение знаний по тематике « Зависимость». Сущность, динамика, результаты зависимости от наркотика и других химических веществ. Обсудить с участниками вопросы, предложенные психологом. Анализ понимания когнитивных искажений. Выделить и обозначить все когнитивные искажения, которые используют осужденные, чтобы минимизировать тяжесть своего преступления и ответственность за него. Дать возможность членам группы начать распознание отрицания и минимизации (преуменьшения) в отношении своего преступления.
Мотивация к изменению. Подготовка платформы для изменения личности – ориентация и мотивация осужденных на обновление всей своей жизни
Своя сила воли и желание совершенствоваться Анализ и изменение основных особенностей восприятия, реакций, отношений, поведения, мировоззрения. На этом этапе происходят основные изменения в системе ценностей осужденных, страдающих химической зависимостью, которые на следующем этапе будут закрепляться, детализироваться. Настроить участников тренинга на основательный самоанализ, помочь им разобраться в своих особенностях, задуматься над своей индивидуальностью, лучше понять себя. Провести диагностику самооценки на данном этапе работы. Утвердить список утверждений по укреплению самосознания Восстановление позитивной оценки своей личности
Работа с целями осужденных Посмотреть, как осужденный представляет свое будущее.На что хочет опереться и в чем различие представлений сегодняшней жизни и жизни в будущем. Этап поддержки. Помощь в формировании нового круга интересов, поддержка продолжающихся изменений личности, поддержка в активизации у осужденных тенденции к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию
Работа с факторами риска. Опасные состояния и выход из них. Научить участников группы видеть трудные ситуации, в которых им хотелось опять вернуться к употреблению наркотиков. Разработать реалистические альтернативные Мысли и Поведение для каждого участника, которые могут отвести его от совершения преступления. Развитие у участников группы навыков оценки реальности, создание своей программы выхода. Обучение участников группы надежным способам избегания, а, когда это невозможно – способам контроля или бегства из ситуации
Узнавание моментов приводящих к срыву и рискованным ситуациям   Дать определение понятию «факторы риска». Разобрать список признаков рисковых ситуаций. Распознание ключей для факторов риска. Предупредительные сигналы рецидива преступного поведения Научить выявлять факторы риска в различных ситуациях. Проанализировать опыт удавшихся случаев отказа от употребления наркотиков. Обучение участников группы надежным способам избегания. А когда это невозможно – способам контроля над ситуацией. Диагностика поведения и эмоционального состояния в ситуации выбора
9 9 Возращение к нормам жизни. Умения выхода из ситуации .Подведение участников группы к пониманию того, что необходимо планировать свое поведение на случай, если в будущем опять возникнут эти факторы риска. Проанализировать чувства и мысли, приводящие к риску
Приближение к завершению работы группы Формировать у участников группы навык описывать свой опыт, который они приобрели на тренингах. Поддерживать участников группы и нацеливать их на использование своих помогающих стратегий. Подвести участников группы к исправлению помогающих стратегий, которые не работают.

С.А. Сережникова – начальник МПЛ ГУФСИН России по Красноярскому краю

Наши рекомендации