Место арт-терапии в системе образования
Московский городской психолого-педагогический университет
Факультет повышения квалификации
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АРТ-ТЕРАПИЯ И ИНТЕРМОДАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ИСКУССТВАМИ
(для психологов и специалистов помогающих профессий)»
Итоговая работа на тему:
«Применение арт-терапевтических методов и техник на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского дошкольного учреждения (ДОУ)»
Специальность 020400-Психология
Специализация 020414- Психологическое консультирование
Выполнила:
Подъяпольская О.Ю..
Преподаватель:
к.псих.н., доцент Сидорова В.В.
Москва, 2013 г.
Содержание
1. Арт-терапия как инновационная деятельность в ДОУ…………. 3 стр
2.Место арт-терапии в системе образования……………………..4-5 стр
3.Основной принцип и ресурсы арт-терапии…………………….6-8 стр
4. Циклы, этапы и структура занятий…………………………..9-15 стр
5. Ожидаемые результаты…………………………………………17стр
6. Практикум. Цикл занятий……………………………………18-25стр
7. Выводы………………………………………………………….26стр
8. Список используемой литературы…………………………..27-28 стр
9. Приложения…………………………………………………….29 стр
Приложение№1
Приложение№2
Арт-терапия как инновационная деятельность в ДОУ
Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания.
Теоретическая проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования, его осмысления и обновления с целью преодолеть стихийность этого процесса, эффективно управлять им.
Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.
В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.
В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:
· Требования гуманизации образовательного процесса.
· Ориентация на культурно-нравственные ценности.
· Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
· Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.
Инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование, для детей – учебная перегрузка. Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы. Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности.
Таким образом, включение в цикл коррекционно-развивающих занятий дополнительно арт-терапевтических технологий и методов, позволит ДОУ удовлетворить запросы родителей и администрации учреждения. Позволит применять новшества в коррекционно-развивающей работе, просветительской и профилактической как с воспитанниками ДОУ и их родителями, так и со всем педагогическим коллективом, решая многие психологические задачи.
Место арт-терапии в системе образования
Имеются значительные возможности для внедрения арт-терапии не только в массовых и специализированных школах, но и в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, а также в высшей школе, в том числе в качестве одного из методов психологического сопровождения студентов.
Арт-терапия сама по себе не призвана решать воспитательно-образовательные задачи, но может содействовать их решению путем устранения либо смягчения психологических личностных отклонений у учащихся и членов педагогического коллектива, а также нейтрализации и коррекции некоторых патогенных внутрисемейных влияний на личность учащихся.
Выдвижение вышеперечисленных задач в качестве приоритетных отличает арт-терапию как систему лечебно-коррекционных и профилактических воздействий от художественной педагогики, с одной стороны, и различных инновационных образовательных технологий, использующих творческое самовыражение учащихся в качестве средства повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса, с другой стороны.
Несмотря на то, что форма и даже содержание творческой деятельности во время арт-терапевтических занятий и в процессе обучения нередко характеризуются значительным сходством, условия и направленность арт-терапевтического и образовательного процессов все же различны.
Они по-разному влияют на психологические структуры учащихся и обусловливают разную психическую динамику.
При проведении арт-терапевтических занятий обязательными обычно являются такие условия, как:
• психологическая безопасность участников процесса;
• отказ от оценивания процесса и результатов творческой деятельности с точки зрения художественно-эстетической и даже морально-нравственной;
• приватность и конфиденциальность;
• партнерство в отношениях клиента и специалиста;
• неограниченная свобода выбора клиентом изобразительных материалов и способов работы с ними, тем и сюжетов для творчества, а также допустимость нарушения традиционных изобразительных форм;
• делегирование клиенту ответственности за процесс и результаты деятельности, связанное с использованием так называемого недирективного подхода.
Различия в условиях и направленности арт-терапии и образовательного процесса могут в некоторых случаях создавать трудности в понимании членами педагогического коллектива арт-терапевтической работы и даже вызывать ее восприятие как «угрозы» традиционной системе институциональных педагогических отношений.
Можно также рассматривать арт-терапию в качестве средства, способствующего смягчению влияния на организм и психику учащихся и педагогов определенных факторов, связанных с системой образования и характерными для нее психологическими нагрузками и институциональными отношениями.
Организационными формами арт-терапии в системе образования могут выступать: индивидуальное арт-терапевтическое консультирование, групповая арт-терапия, семейная арт-терапия.
Применение методов детско-подростковой арт-терапии в образовательных и медицинских учреждениях в России и за рубежом пока не носит массового характера. Несмотря на ее значительные возможности и отмечаемые положительные эффекты ее применения с детьми и подростками, широкому внедрению методов арт-терапии в образовательных и медицинских учреждениях препятствует ряд факторов: относительная новизна данных методов, недостаточная разработанность теоретико-методологических, технологических и организационных аспектов, ограниченный объем научных доказательств ее коррекционных и развивающих эффектов.
Развитие системы арт-терапевтических услуг в образовательных и медицинских учреждениях в нашей стране и за рубежом требует более разработанной методологической базы и расширения объема исследований, направленных на доказательство ее эффектов. В целях оптимизации работы специалистов, использующих методы арт-терапии для детей и подростков, требуется дальнейшее уточнение основного содержания и границ арт-терапевтической деятельности, а также ее отличий от деятельности педагогов, в том числе специалистов в области художественного образования, арт-педагогики, коррекционного обучения. Это не исключает использования педагогами инновационных технологий, связанных с творческим самовыражением учащихся. Однако, во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов, вместо слов «арт-терапия» и «арт-терапевтический» (метод, прием, подход) при характеристике таких технологий им следует использовать понятия «арт-методы», «методы творческого самовыражения» и иные близкие им по содержанию определения, избегать использования таких терминов, в состав которых входит слово «терапия». Это связано с тем, что применение методов арт-терапии имеет прежде всего, лечебно-коррекционную направленность и требует достаточных знаний не только в области общей, возрастной психологии и психологии развития, но и клинической психологии, владения приемами психологического консультирования и иных специальных знаний и навыков.
3. Основные принципы и ресурсы арт-терапии— одобрение творческой деятельности ребенка и взрослого.
Обычная для взрослой арт-терапевтической группы структура деления занятия на две половины, когда часть времени проводится за обсуждением и обменом впечатлениями, не подходит для многих детских групп; дети часто не хотят ничего обсуждать так же, Как не хотят наводить порядок в конце занятия. Важно помнить, что атмосфера вседозволенности может в одну секунду превратиться в разрушительную, когда чувства детей выходят наружу в виде физического насилия, а взрослые не находят правильного объяснения таким поступкам или не могут своевременно вмешаться.
Для арт-терапевта, работающего с детьми, крайне важно уметь быстро ориентироваться и принимать решения, так как в моменты повышенной тревоги и беспокойства на размышления не остается времени.
Основные принципы и ресурсы арт-терапии— одобрение творческой деятельности ребенка и взрослого.
Именно безоценочное отношение, безусловное принятие создают атмосферу доверия и понимания, необходимую для успешного проведения арт-терапии. Занятия по арт-терапии отличаются от занятий рисованием, лепкой, танцами, музыкой и др. Главное отличие — арт-терапия не учит, как правильно рисовать, лепить, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Терапия искусством создает пространство для самовыражения, для раскрытия творческого потенциала, создания своего неповторимого мира, для развития познавательной активности, для самопознания.
Занятия арт-терапией рекомендуется начинать с 5—6 лет, верхний возрастной уровень не имеет ограничений. В старшем дошкольном возрасте формируется символическая функция мышления, необходимая для восприятия арт-терапии. Основой для развития символической функции является игровая деятельность в частности ролевая игра. Когда ребенок в игре, представляя, что он водитель автобуса, расставляет стулья, как в салоне автобуса, сам садится на «водительское» место, берет в руки пластмассовый обруч, он символически обыгрывает реальную ситуацию. Именно эта способность перенестись из реального мира в мир воображаемый, самостоятельно создать пространство для своих фантазий, умение найти заместители реальных предметов способствует развитию образного мышления ребенка, развивает его творческий потенциал. Поэтому детские психологи говорят, что игра — это серьезно, К сожалению, многие родители больше внимания уделяют развитию логического мышления, интеллектуальным занятиям, обучению навыкам, а развитию эмоциональной сферы уделяется гораздо меньше времени. Совместные арт-терапевтические упражнения восполняют этот пробел. Известно, что левое полушарие головного мозга отвечает за логику, рациональное мышление, а правое — за интуицию, иррациональное мышление, поиск нестандартных решений, творчество. Важно, чтобы был баланс между эмоциональным и рациональным, интуицией и логикой.
Существуют две формы арт-терапии: активная и пассивная. Активная форма предполагает создание собственных творений: рисунков, рассказов, поделок из пластилина и глины и т.п. Пассивная форма включает в себя восприятие произведений искусства и возможность осознать и выразить свои чувства с помощью этих произведений.
Ресурс арт-терапии заключается именно в том, что дает возможность взрослым, не навязывая и не заставляя, раскрыть способности своего ребенка, помочь ему, опираясь на свои сильные стороны, преодолевать трудности. С помощью арт-терапевтических техник мы можем лучше понимать своих детей, видеть, что на самом деле их тревожит. Ведь дети не все могут выразить словами, поэтому арт-терапия — это еще одна возможность общения с ребенком на его языке, на языке образов, символов и метафор. Арт-терапия способствует развитию дара воображения. Способность воображать, представлять, мечтать, фантазировать дана каждому человеку, но почему-то не каждый использует этот дар для обретения внутреннего спокойствия и душевного равновесия. Иногда мы интуитивно тянемся к этому внутреннему ресурсу, когда, например, переносимся в своем представлении туда и в те времена, когда нам было легко, беззаботно, когда мы чувствовали себя защищенными и открытыми миру. Психологи назвали бы такое обращение к детству поиском ресурсного состояния. От родителей во многом зависит, чтобы о детстве у их детей было больше приятных воспоминаний, на которые они смогут опираться в будущем.
Арт-терапия дает возможность для ребенка и родителей:
• выражать свои эмоции, как позитивные, так и негативные;
• выйти за привычные рамки стереотипов;
• проявлять спонтанность;
• узнать больше о своих внутренних переживаниях;
• повысить самооценку;
• развивать познавательную активность, символическую функцию мышления и воображение;
• проявить свое творческое начало.
Психологам арт-терапевтические упражнения могут помочь:
• установить доверительные отношения;
• в интерпретации и диагностики актуального состояния.
Ситуации, в которых уместна арт-терапия:
• нарушения в эмоционально-волевой сфере (капризы, упрямство, повышенная тревожность, неуверенность, страхи);
• актуальный стресс, психотравмирующая ситуация (развод родителей, новая школа, новые требования);
искаженная самооценка.
В современной психологии есть понятие «эмоциональный интеллект». Мы, как правило, больше внимания обращаем на развитие умственных способностей, развиваем логическое мышление, память и внимание. Однако эмоциональный интеллект повышает уровень самоконтроля и формирует коммуникативные навыки. Эмоциональный интеллект способствует творческому отношению к жизни. Можно сказать, что арт-терапия развивает эмоциональный интеллект, помогает человеку не подавлять свои эмоции, а управлять ими.
Развитие эмоционально-волевой сферы — один из важнейших компонентов социализации и психологической адаптации. Поступление в детский сад, школу, новые учителя и воспитатели, переезд в другой город — факторы, влияющие на эмоциональное состояние ребенка. Внимание к ребенку, вовлечение его в арт-терапевтические занятия помогают ему без психологических потерь выбраться из травмирующей, стрессовой ситуации; помогают ему сохранить самооценку и формируют веру в свои сильные стороны.