Использование техник фототерапии в психологическом консультировании и психологической коррекции
Раздел: Практическая психология
Фототерапия, как психотерапевтическая методика работает с одной из форм визуального искусства – фотографией. Фотография применяется психологом в работе для решения разнообразных психологических проблем, а также для гармонизации и развития личности. Фототерапия в качестве арт-терапевтического метода уже давно завоевала признание практических психологов, использующих психологию творчества, как терапевтический «ключ» к решению проблем человека. Педагог-психолог разрабатывает перспективный план занятий, который дополняется фото и арт-терапевтическими элементами, упражнениями, играми, сказками, позволяющими, создать атмосферу психологического комфорта и эмоционально-чувственного отношения ребенка, взрослого и т.д. к окружающему миру. Данный метод предусматривает спонтанность фотографирования, позволяет почувствовать свободу выбора художественного материала и техники. Психолог заинтересовывает взрослого, ребенка необычными способами работы с фотографиями. Это располагает к проявлению творчества, дает возможность ощутить уверенность в себе, и создать ситуацию успеха. Каждое занятие включает в себя арт-терапевтические упражнения, задания, техники. Использование технологий фототерапии может стать частью работы психолога, дефектолога, воспитателя по созданию классной или педагогической команды, по реабилитации детей «изгоев», по переориентации учительского или родительского поведения и др. Таким образом, фотография сочетает в себе множество форм творческой деятельности, которые могут использоваться в ходе занятий в различных вариантах и сочетаниях, обеспечивая многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на участников. Занятие по фототерапии можно проводить с детьми, начиная уже с 3-4 лет, попавшими к психологу с разнообразными психологическими проблемами, такими как невротические состояния, страхи, нарушения сна, замкнутость, тревожность, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение. На занятиях можно использовать как фотографии, так и слайды. Слайд-терапия гармонично включается в программу групповых психокоррекционных занятий в детских и детско-родительских группах. Непосредственно просмотр слайд-фильма занимает 10-15 минут. Каждый слайд экспонирует на экране 10-15 секунд и сопровождается мелодией. Очень часто дети просят показать фильм еще раз и остановить тот или иной кадр, хотят подойти к экрану и внимательно, уже с близкого расстояния, хорошо рассмотреть его, а затем придумать и рассказать сказку о заинтересовавшем объекте. Фототерапия связана с применением фотографии для решения различных психологических проблем, а так же для развития и гармонизации личности. Особый интерес она представляет для детей и подростков. Подростки через фотографию актуализируют либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Особенно эта становится важным в ситуации подростковой депрессии, суицидальных настроений. Фокусировка на фотографиях счастливого детства, ярких событий жизни, любящих людей помогает укрепить внутренние ресурсы, дают стимул к дальнейшему развитию. Активизируются все сенсорные системы подростка, позволяя преодолеть подростковую сенсорную депривацию. В процессе фотографирования и просмотра готовых снимков у подростка формируются новые представления. Благодаря объективирующей функции фотографии подросток осознает свою принадлежность к национальной, социальной, религиозной, культурной и др. группам, все то, что является основой для самоидентификации. Рассматривая (отражая) снимки за какой-то период своей жизни подросток с помощью психолога может провести ретроспективный анализ этого этапа. Фототерапевтические технологии в работе можно использовать как самостоятельные формы, так и включать в коррекционные программы или тренинги. Главное условие – наличие фотокамеры и желание детей. Предложенные формы фототерапии даются детям и подросткам в виде домашнего задания. В ситуации отсутствия фотоаппарата или невозможности выполнения домашнего задания можно в каждом из предложенных упражнений использовать готовые фотографии. Это снимки, принесенные детьми из семейного архива; распечатанные фото из интернета. Которые в больших количествах по любым темам можно найти на страничках с фотообоями; профессиональные фотоснимки, вырезанные из журналов ( в том числе по фотографии). Техника «Слайд-терапия». Занятие можно проводить в детско-родительской группе. Детям и их родителям продемонстрировать слайд-фильмы (это может быть видеоряд с изображениями растений, животных и насекомых, сопровождаемый музыкальной композицией). После просмотра фильма родителям и детям предложить разойтись в разные помещения. Детям можно предложить нарисовать то, что больше всего понравилось при просмотре слайд-фильма. Родителям – нарисовать тот объект, который, по их мнению, мог бы понравиться их ребенку. Когда дети и родители закончат выполнение задания. Подгруппы соединить. При сравнении рисунков родителей и их детей выявить, что родители в основном не угадали, какие объекты понравились их детям. Затем предложить детям придумать сказку о персонаже своего рисунка и объяснить своим родителям, почему ими был выбран тот или иной объект. Техника «Фоторепортаж» (Мобильный фоторепортаж). Цель использования техники: Повторное переживание события с целью его отреагирование, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов и др. Примерные темы: «Первый день каникул», «один день из моей жизни», «Один день из жизни моего класса», «Перемена в школе», «Ура, дискотека!», «Экзамены» и др. Ход работы: подростку предлагается сделать серию снимков на заданную тему. Это должна быть фотохроника заданного темой события. Отпечатанные снимки необходимо расположить на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать свою рамку и название. Затем автор представляет свой фоторепортаж. При работе в группе фоторепортажи могут рассматриваться и обсуждаться в микрогруппах. Так как в последнее время у подростков увеличилось количество мобильных телефонов с встроенной фотокамерой, фоторепортаж может быть мобильным. Такая форма работы несомненно, будет интересна подростку. Техника «Метафорический автопортрет» Цель работы с техникой: актуализация и выражение чувств, связанных с самоотношением, исследование и укрепление Я –концепции. Ход работы: подросткам предлагается сделать ряд снимков, по принципу игры в ассоциации. Если бы я был растением ( животным, книгой, вещью, зданием, продуктом и др.) то я был бы….. Затем на листе ватмана. В центре подросток располагает свою реальную фотографию. Вокруг нее он располагает ассоциативные снимки. При обсуждении в группе подростки делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства. Еще один групповой вариант, это когда каждый располагает ассоциативные фотографии по кругу. Не помещая свою фотографию в центр. Задача группы – по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет и затем поместить в центре его фотографию. Техника «Галерея моих образов». Цель: актуализация и проигрывание латентных ролей, обогащение драматического опыта, интеграция Я – образов. Необходимые материалы: 1.элементы костюмов; 2. маски; 3.арт-материалы, позволяющие создать костюм; 4.грим; 5.магнитофон; 6.аудиозаписи и др. Ход работы: подумать, какую роль (роли) я хотел бы сыграть, какой образ хотел бы создать. Используя готовый арсенал костюмов. Грим, арт-материалы и музыку перевоплотиться в желаемый образ. Игра в роли: танец, спонтанные движения, мимика, драматизация и т.п. В случае индивидуальной работы фотографирует психолог или помощник. При групповой работе – деление на пары и создание взаимных фотосессий в роли. Фотографий в роли должно быть не менее трех. На следующем занятии, когда снимки напечатаны – рассматривание фотографий и их обсуждение в парах или микрогруппах. Подростки должны обязательно дать друг другу обратную связь по проигранной роли. Подростки с удовольствием делают фотоальбомы на тему «Роли, которые я играю и хотел бы сыграть». Такая работа очень эффективна при наличии проблем ролевого смешение или ролевой депривации, наличии негативного самоотношения. Примеры использования фото-терапевтических техник в КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 для детей с ограниченными возможностями в развитии» Технику мобильный фоторепортаж использовала с детьми 5 классов, в школе-лицее «Дарын» и в КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 для детей с ограниченными возможностями в развитии» РК., СКО., г. Петропавловск. На весенние каникулы 19 марта дала детям задание сделать мобильный фоторепортаж на тему «Мой первый день каникул». 2 апреля я пришла к пятиклассникам в класс, что бы поинтересоваться, как они справились с заданием. Результат произошел все ожидания. Дети, перебивая друг друга рассказывали о своих мобильных фоторепортажах которые сделали в г. Астане на экскурсии. Они с классом в первый день каникул отправились на экскурсию в г. Астану. Очень приятно было выслушать слова благодарности от классного руководителя 5 класса, она рассказала, что ей даже не пришлось организовывать и контролировать поведение детей во время экскурсии, весь класс был занят фотографированием, своими мобильными фоторепортажами. Во время поездки обратно домой на поезде у них не было времени пошалить, потому что заняты были обсуждением своих фотографий и придумывали различные названия своим фотографиям. Фрагмент беседы с одним из учеников 5 класса Гараниным Олегом. Олег сделал самый интересный репортаж из класса. Психолог. Олег как ты справился с заданием? Возникали ли трудности? Было ли интересно? Олег. Я с большим удовольствием выполнял задание, мне было очень интересно. Трудности немного возникли при названии фотографий, потому что хотелось каких-то оригинальных и неповторяющихся названий, и чтобы работа отличалась от других учеников. Психолог.У тебя получился очень интересный мобильный фоторепортаж. Смотря на твои фото у меня, невольно возник вопрос. Вы были на экскурсии в г. Астане. Вы посетили аквапарк, океанариум, различные цветочные выставки, музеи, торговые дома и т.д., но на твоих фото только одни здания? Олег. Да я тоже заметил, когда дома составлял мобильный фоторепортаж. Мне почему-то хотелось фотографировать одни здания. Они меня заинтересовали своей грациозностью, красотой, конструкцией. Мне даже так интересно не было в океанариуме, как на экскурсии по самому городу. Я все ломал голову, как люди могут разрабатывать, конструировать и строить такие дома. Психолог. Тебя привлекли интересные конструкции зданий, домов, торговых центров, стадионов. Это очень интересно. Скажи Олег, а какое любимое занятие у тебя дома в свободное время. Олег. Очень люблю конструировать дома с бумаги, у меня есть конструктор, играя с ним, я тоже придумываю различные интересные постройки. Еще люблю играть в постройки это компьютерная игра, где сам строишь здания, а потом их продаешь или сдаешь в аренду. Психолог. А мечты у тебя есть? О чем мечтаешь? Олег. Раньше мечтал стать космонавтом. А сейчас мне больше нравиться строить конструировать. И хочу стать архитектором. Сейчас в интернете нахожу информацию об архитектуре и с удовольствием читаю ее. А еще мне родители дарят энциклопедии, где все рассказывается о самых великих постройках в мире. Психолог. Из твоей беседы я поняла, что делать мобильный фоторепортаж тебе понравилось. В дальнейшем ты планируешь составлять еще фоторепортажи на другие темы? Олег. Да у меня есть идеи. Только я не хочу отклоняться от своей темы. Я планирую создавать фоторепортажи зданий различных городов, где буду в дальнейшем бывать и составлю авторский альбом своих фоторепортажей. Психолог. Спасибо Олег за интересную и содержательную беседу. Буду рада в будущем тебя увидеть великим архитектором. Думаю, что твои родители и учителя будут тобой гордиться. Самоанализ проведенной работы с использованием техники мобильный фоторепортаж. Техника мобильный фоторепортаж для меня была самой сложной. Потому что, используя, данную технику я не могла заранее прогнозировать ход беседы или консультации. Все происходило на ходу спонтанно. Когда я анализировала детские репортажи, и далее беседовала с Олегом, по его репортажу выстроилась очень интересная картина. Мы выявили с помощью этой техники четкие, прозрачные профессиональные интересы и направленность ребенка. Анализируя другие репортажи детей, у нескольких детей также получились четкие фоторепортажи определенных направлений. Одна девочка составила мобильный фоторепортаж только по растениям, которые они смотрели в ботаническом саду. Другая девочка составила фоторепортаж только по океанариуму. У остальных детей были смешанные фоторепортажи но с доминированием того или иного направления. Вследствие этого я сделала для себя вывод, что технику мобильный фоторепортаж можно использовать в профориентационной работе с учащимися. В дальнейшем я планирую провести больше работы в направлении профориентации с использованием техники мобильный фоторепортаж. В КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 для детей с ограниченными возможностями в развитии» в рамках декады МО коррекционных технологий, психологическим клубом «Зеркало» была организована фотовыставка «Счастливое мгновение». Родители дома с детьми составляли фото-коллажи своей семьи, а затем принесли на выстаку. Цель фотовыставки: создание ситуации успеха для детей и родителей, повышение значимости и статуса благополучной семьи и ее положительного влияния на развитие и социальную адаптацию, и реабилитацию детей с ограниченными возможностями в развитии. Фотовыставка проходила в фойе школы на первом этаже. Дети и родители с большим удовольствием и радостью в глазах рассматривали фотографии, вместе вспоминали прожитые совместно с семьей радостные мгновения своей жизни. Для некоторых родителей это было визуальным примером, как можно и нужно организовывать свободное время в своей семье. Как правильно выполнять семейные роли и функции, чтобы не только школа, но и семья способствовала гармоническому развитию ребенка. Огромное спасибо хочется сказать воспитателям школы и классным руководителям, которые помогли организовать родителей и детей на данное мероприятие. Лучшие участники выставки были отмечены благодарственными письмами и дипломами. |
В предыдущих разделах было отмечено, что снимки являются не только источником фактической информацию о жизни клиентов, но и содержат скрытые коды с бесконечным набором возможных значений, актуализирующихся лишь с применением ряда личных, уникальных фильтров, бессознательно используемых для понимания всего, что представлено на снимках. В совокупности эти фильтры представляют собой карту ценностной системы и взаимосвязанных убеждений клиента (именно с них и должен начинаться процесс терапевтических изменений). В свою очередь, личные фотоснимки всегда «работают» одновременно на двух уровнях: конкретном и символическом, в разделении которых нет необходимости (и возможности). Именно поэтому фотоснимки являются необычайно эффективными терапевтическими «инструментами».
Фототерапия не есть объяснение фотографий клиентам. Напротив, информация должна исходить от человека, отвечающего на вопросы терапевта о снимках. Таким образом, и клиент, и терапевт изучают фотографию (и ее эмоциональное воздействие). Чувства (и ассоциации) клиента (или терапевта), вызываемые каждым снимком, индивидуальны, и, поскольку не существует изначально неверного способа интерпретировать значение фотографии, то не существует и внешнего критерия «объективности» оценки восприятия клиента.
1 Я всегда думала о том, что идеальным вариантом для терапевтов, применяющих
техники фототерапии, было бы периодически пользоваться услугами терапевтических фотографов — в тех случаях, когда клиенты нацелены на более глубинное изучение, но технически не могут осуществить его самостоятельно.
2 Более подробную информацию о каждой из техник можно найти по ссылкам, расположенным внизу страницы раздела «Пять техник», по адресу www.phototherapy-centre.cora/five_techniques.htm
Разумеется, терапевты также могут делиться своими ощущениями от просмотра снимков, но только в случае, если их мнение не транслируется как более удачное или правильное, чем мнение клиента. Реакция клиента сама по себе не может свидетельствовать об определенной диагностической проблеме или о состоянии психики, а общие выводы, предположения и оценки не должны вытекать из единичных ответов. Терапевты, обученные фототерапевтическим техникам, изучают внутренние закономерности (паттерны) ответов, темы и образы, последовательно (зачастую периодически) повторяющиеся во времени, необычное или символическое их содержание, и, в особенности, эмоциональные реакции клиента, демонстрирующие его сокровенные (осознанные или неосознаваемые) чувства, порождаемые снимком-катализатором.
Сделать фотоснимки или принести их на терапевтический сеанс -это лишь начало. Следующий шаг после просмотра фотографии -активизировать все порождаемые ею ассоциации, изучить визуальные послания снимка, вступить с ним в коммуникацию, задать вопросы с учетом различных точек зрения и воображаемых изменений, используя дополнительные инструменты художественных медиа, с целью получить «полную картину» снимка. Таким образом, то, что для фотографа обычно является конечным результатом (сделанный снимок), в рамках фототерапии является отправной точкой.
Рассматривая снимок, терапевт задает простые вопросы, способствующие погружению клиента в свой внутренний мир и отрешению от внешней реальности, например: «Какова история данного снимка?», «Как его сняли?», «Этот снимок имеет для Вас значение, и если имеет, то какое?», «Когда Вы его рассматриваете, какие мысли, чувства, воспоминания он в Вас пробуждает?», «Кто сделал этот снимок?», «Почему он или она выбрали именно этот момент и именно этот объект для съемки?», «Если бы Вы могли что-то изменить в этом снимке, то что бы это было и почему?», «Если бы фотоснимок мог говорить, что бы он сказал или спросил?», «Вы бы хотели что-то сказать или спросить у него?», «Напоминает ли Вам это фото другие снимки, которые кажутся похожими?», «Что в этом снимке (не)нравится Вашей маме (отцу, суп-руту/е)?», «Что бы они сказали о Ваших ответах на эти вопросы?» и так далее. Разумеется, терапевтической ценностью обладают не только фактические ответы, но и сам процесс беседы, раскрывающий причины полученных ответов (терапевтическая ценность скорее описывается вопросом «почему?», а не «что?»). Причина состоит в том, что взаимодействие со снимками часто раскрывает дополнительную ценную информацию и эмоции - в качестве случайных, «побочных продуктов» исследовательского процесса.
В ходе сеансов фототерапии участники не просто пассивно рефлексируют безмолвно созерцаемые фотографии: напротив, они активно создают снимки, позируют, разговаривают с ними, слушают их, реконструируют, пересматривают с целью формирования или иллюстрирования новых нарративов, собирают снимки по заданию, воссоздают их в памяти или воображении, интегрируют с другими арт-терапевтическими выразительными средствами или даже включают их в оживленный диалог с другими снимками к Мы с клиентом сосредоточиваемся на фотографии и пытаемся понять визуальные символы, которые, как нам кажется, присутствуют на данном снимке. Мы вместе изучаем снимок, взаимодействуем с ним, пытаясь связать внутренние и внешние части нашего «я» и одновременно общаясь на многих уровнях. Таким образом, терапевтически значимым является не просто визуальное содержание фотографий, но все то, что происходит в процессе интеракции клиента со снимками. Воспоминания, чувства и мысли, порождаемые фотографическим диалогом, порой более значимы в терапевтическом аспекте, чем непосредственная реакция на изображения.
Разумеется, каждый терапевт, пользующийся фототерапевтическими техниками, применяет их по-своему, в зависимости от квалификации и теоретических предпочтений, а также определенных терапевтических задач в конкретной ситуации. В многочисленных публикациях 2 раскрываются практики применения техник фототерапии в разнообразных условиях и в работе с различными группами клиентов з. Модель, представленная далее, объединяет пять техник в простую и доступную для осмысления форму, а также демонстрирует эффективность данных техник при их синергическом комбинировании.
Подобно пальцам на руке данные техники должны восприниматься как части взаимосвязанной, единой системы (а не как отдельные элементы)
1 Новые методы, скорее всего, появятся тогда, когда терапевты привыкнут к использованию разнообразных цифровых технологий (возможно, они даже будут практиковать интерактивную художественную «кибертерапию»).
2 Более двухсот книг, статей и книжных глав приведены на странице сайта «Рекомендованная литература» по четырем категориям: «Фототерапия», «Терапевтическая фотография», «Видеотерапия» (видео в терапии и видео как терапия) и «Ссылки по теме» («Исследования фотографической культуры и/или образование», «Визуальная антропология и/или социология» и «Прикладные исследования»). Более длинный список публикаций по фототерапии можно найти на сайте.
3 Например, семейная терапия [Berman, 1993; Entin, 1981; Kaslow, Friedman, 1977], терапия с молодежью [Fryrear, 1982,1983; Weiser, 1983,1988b, 2002; Wolf, 1982,1983], с женщинами [DeMarre, 2001; Weiser, 1990], с психически больными пациентами [Comfort, 1985; Phillips, 1986; Walker, 1982,1983,1986], с клиентами, перенесшими тяжелую утрату [Gough, 1999. 2003; Wilder, 1977З. с пожилыми клиентами или пациентами, страдающими синдромом Альцгеймера [Sandoz, 1996; Weiner, Abramowitz, 1997; Zwick, 1978], с пациентами с нарушениями питания [Wessels, 1985], терапия, используемая в специальном образовании [Hogan, 1981; Weiser, 19751 в работе с представителями других культур и во многих других сферах, включая взаимодействие («взаимное обогащение») с арт-терапией [Comfort, 1985; Fryrear, Corbit, 1992; Landgarten, 1993; Weiser, 2000; Wolf, 1978]. Многие неопубликованные студенческие дипломы и диссертации также вносят существенный вклад в данную подборку текстов: около сотни подобных работ можно найти по адресу www.phototherapy-centre.com/student_proj.htm
и использоваться в диалоговом режиме, а не в качестве отдельных шагов в соответствии с заранее установленным порядком. Не существует единственно верного способа применения данных техник (единственное условие - это соблюдение этики в работе с клиентом), а также не существует правил их использования в определенных последовательностях или комбинациях. Поскольку отдельные части данной единой системы тесно связаны, то довольно сложно обучать им по отдельности. Однако их необходимо временно разделить, чтобы объяснить как (и почему) работает каждая из техник. Приведенные далее описания - это лишь краткий обзор каждой техники с примерами. Важно отметить, что эти техники лучше всего усваиваются в процессе тренингов 1, когда будущий специалист опробует данные методики на себе прежде, чем применять их в работе с клиентом2.
1. Фотографии, найденные или созданные клиентом.
Любая фотография по сути дела представляет собой автопортрет, отражающего личность фотографа, и каждый снимок содержит скрытую информацию о своем создателе. Независимо от того, был ли сделан снимок осознанно или нет, решение о том, где, когда, кто, как, и, что самое важное, зачем его сделал (или сохранил), он может рассказать так же много о создателе, как и о том, что запечатлено на плёнке.
Помимо фотографий, которые клиенты делают с помощью своих камер или приносят из личного архива «найденных» изображений, данная методика также работает с копированными, коллажированными, сканированным и цифровыми фотографиями и со снимками, подвергнутыми иным способам «повторного использования». Терапевты не просто изучают факты по снимкам клиентов, но выявляют более общие закономерности в повторении тем, личных символов и метафор, а также прочей визуальной информации, о которой клиент мог не догадываться в момент съемки.
Фотоснимки, которые приносят клиенты (по своей инициативе или по просьбе терапевта), могут использоваться для проведения фокусированных дискуссий о жизни пациентов, выходящих за рамки запечатленных на снимках объектов. Помимо «изучения» готовых снимков, принесенных клиентами на сеанс, терапевт также может
1 Информацию о тренингах, консультациях или семинарах, посвященных фототерапии, можно найти на странице сайта «Тренинги и образование» www.phototherapy-centre.com/training.htm , а также в моих публикащ1ях [Weiser, 1985.1986,19991-
2 Более подробную информацию о техниках фототерапии с множеством тематических иллюстраций, обширной библиографией и, что особенно важно, множеством упражнений, позволяющих терапевтам попрактиковаться, прежде чем использовать техники в работе с клиентами, см. в издании «Техники фототерапии: изучение секретов личных фотоснимков и семейных альбомов» [Weiser, 1999]- Копию первой главы данной книги можно бесплатно скачать по адресу www.phototherapy-centre.com/bookvid.htm
разработать для своих пациентов «домашнее задание», подразумевающее более активный поиск, сбор снимков или фотографирование с определенной целью - затронуть конкретные темы, требующие более глубокого изучения.
Задания на поиск фотографий не должны быть слишком конкретными - «чем шире сеть, тем больше улов». Возможность заснять то, что впечатляет, дает клиентам больший контроль над сферой неизведанного и непредсказуемого. При этом поиск «чужих» фотографий дает клиентам иной угол зрения, повышающий «безопасность» проводимого исследования. Проиллюстрируем это примерами:
Пример А. Рефлексия спонтанно снятых клиентами кадров Опыт одной пациентки демонстрирует, как снятые ею фотографии неожиданно предстали в новом свете, превратились в мощный источник информации о ней самой в тот момент, когда она перестала искать скрытые метафорические послания в своих снимках. Она сказала мне, что после просмотра балетной репетиции племянницы, она решила взять камеру и сделать как можно больше снимков, потому что «за детьми всегда так интересно наблюдать». Являясь как любящей тетей, так и фотографом-любителем, женщина сняла на три катушки плёнки не только племянницу, но и других детей, которые изо всех сил старались хорошо танцевать. Она была довольна полученным опытом и даже сделала несколько фотокопий отснятых кадров для членов семьи (например, Ил. 2) и для племянницы, которой, по ее словам, очень понравились эти снимки. Она упомянула, что ее племянница хорошо выступила, и к общей радости девочка не ошиблась и не запуталась. Когда я спросила, почему она это сказала и так ли важно успешное выступление в пятилетнем возрасте, женщина на мгновение задумалась и ответила:
Знаете, я отсняла три катушки фотопленки и на большинстве снимков запечатлены неловкие, неуклюжие движения маленьких девочек. В моей семье девочки автоматически должны были идти в балетную школу. Я была высокой, крепкой девчонкой-сорванцом, и упражнения в пачке раз в неделю не приносили мне удовольствия. По сути, опыт был крайне травматичным... Я полностью подавила в себе эти детские воспоминания и не вспоминала до настоящего момента... Я никогда не чувствовала, что я - часть всего этого... Я так походила на этих девчушек, когда мои родители отдали меня в ту дурацкую школу для девочек. Все встало на свои места, как только я увидела, почувствовала связь с этими снимками.
Ил. 2. Рефлексия спонтанно снятого клиентом кадра © «A.R.», 1993
Мы продолжили разговор о том, как она ощущала в детстве ожидания своей семьи и общества в отношении её поведения, и насколько оно соответствовало этим ожиданиям. Мы попытались найти связь между её детскими уроками танцевального мастерства и настоящей жизненной ситуацией - одинокая женщина-специалист, на которую возложен целый ряд ожиданий. Ее наивные снимки, изначально сделанные лишь ради забавы, после их исследования и деконструкции выявили несколько ранее неосознанных связей с прошлым.
Пример Б. Снимки, отснятые по фотозаданию
Рут было 9 лет, последние пять она жила в приемной семье (в которую попала из-за физического и сексуального насилия со стороны отца и отсутствия заботы со стороны обоих биологических родителей). Консультируя Рут в течение нескольких месяцев, я считала ее отзывчивой и довольно общительной, однако ее понимание эмоциональных взаимоотношений и выражение чувств в целом казались мне довольно ограниченными и заблокированными.
Ее приемная мать была обеспокоена. Она вернулась на работу несколькими месяцами ранее, после того, как ее младший ребенок достаточно подрос, и привела ко мне Рут, которая, как ей казалось, все более отдалялась от нее. Что бы я ни спрашивала у Рут, я не могла получить словесного ответа, который бы помог мне понять её. Она отвечала на вопросы, но вежливо и нейтрально. Я не могла выяснить, что являлось причиной эмоциональных всплесков и подавленности, проявлявшихся дома, однако не могла ни с кем об этом поговорить.
1 Некоторые примеры в данной статье - из реальной терапевтической практики, другие - из ролевых игр и семинарских тренингов. Поскольку техника «иллюстрации» является идентичной на обоих уровнях, они не будут различаться в последующих примерах.
1 Имя «Рут» - псевдоним, так же как и все остальные имена, использованные в примерах.
Несмотря на сложности, мне было ясно, что возможно Рут и сама не осознает причины происходящего.
Выяснив, что она любит снимать на свою простую автоматическую камеру, я дала ей несколько фото-заданий. Зная, что мы имеем дело с чувствами и эмоциональными отношениями, в особенности между девочкой и приемной матерью, я предложила ей пойти в местный парк и сфотографировать людей разного возраста, в особенности - матерей. Мне хотелось выяснить, как она видит «плохих» и «хороших» матерей, взаимоотношения, которые она принимает или не принимает, а также иную информацию, которая могла «всплыть» случайно в процессе выполнения задания.
На фотографиях, которые Рут принесла на следующую консультацию, были изображены разные люди, в основном женского пола. На большинстве снимков - играющие дети и мамы, наблюдающие за детьми неподалеку: матери с детьми в колясках или одеялах, матери, качающие качели, матери, разговаривающие с маленькими девочками (и даже подростками). Однако, Рут не принесла ни одной фотографии, на которой был бы изображен ребенок (или группа детей) без взрослой женщины рядом.
Я просмотрела все фотографии и отметила несколько из них, на которых были изображены женщины (в одиночестве или среди других взрослых людей), и спросила Рут, являются ли они матерями. В кратком ответе Рут раскрыла мне все то, что происходило в ее сознании, то, что, скорее всего, не осознавала она сама: «Они - не матери вообще или плохие матери, потому что рядом с ними нет детей!»
Глядя на прошлое Рут, можно понять, что эта девочка, испытавшая на себе жестокое обращение в раннем детстве, чувствовала себя незащищенной, когда рядом с ней не было мамы, которая бы ее защитила. Возможно, она перенесла это переживание и на ситуацию с приемной матерью, которая вышла на работу, «бросив» своего ребенка, вместо того, чтобы всегда быть с ним рядом. Ситуация также отразилась и на Рут, поскольку приемная мать теперь не могла постоянно находиться рядом с ней. Этим и объясняются причины беспокойства девочки о том, что матерей нет рядом с их детьми. Фотографии способствовали началу диалога и достижению взаимопонимания между всеми сторонами.
2. Фотопортреты клиента, снятые другими людьми
Фотопортреты, снятые другими людьми, позволяют клиентам увидеть себя со стороны, не в зеркальном отражении. Люди редко задумываются о том, как они бессознательно транслируют визуальную информацию о себе другим, наблюдающим за ними (или рассматривающим их фотографии). Многие из этих «безмолвных посланий» имеют непосредственное влияние на процесс восприятия окружающих. Люди часто удивляются, видя себя на фотографиях совсем другими - не такими, какими они себя представляли.
Терапевтически полезным может стать сравнение постановочных и репортажных снимков, а также фотопортретов, сделанных разными фотографами, что позволит увидеть, насколько отличаются их изображения (восприятие клиента), и что это может сказать о различиях во взаимоотношениях авторов снимков с клиентом. Полезным может быть изучение того, каким образом человек меняет свое обычное поведение, внешний вид или язык телодвижений, когда неожиданно замечает, что его фотографируют.
В отличие от техники автопортрета, когда клиенты работают со своими изображениями, сделанными самостоятельно, без внешнего вмешательства, в данной технике используются фотографии клиентов, сделанные другими людьми, принимавшими решения о том, где, когда, как и почему необходимо (если необходимо) было сделать эти снимки. Клиент в данном случае, даже позируя для фотографа, обладает меньшим контролем над результатом. Фотографии клиентов, снятые «со стороны», репрезентируют динамику властных отношений между ними («субъектами» съемки) и фотографом, взгляд которого через объектив фотокамеры превращает клиента (вне зависимости от его желания) в объект внимания. «Субъект» и «объект» становятся многозначными терминами, поскольку один человек обретает власть над другим, получая его фотоснимок.
Клиентам также можно дать задание отснять свои портреты, например, с помощью друзей или членов семьи, а затем сфотографироваться с каждым из них. Индивидуальные фото можно сравнить с групповыми, а репортажные снимки - с постановочными. Фотографии, снятые в профессиональных студиях, можно изучать не только «как они есть»: при желании, по мере развития терапии, можно сделать новые фотографии с целью изучения любых изменений.
Пример
Одна женщина сказала мне, что решила разойтись со своим бойфрендом, по следующей причине:
В прошлом он слишком мной манипулировал, но так, что манипулирование представлялось мне чем-то иным... Он считал, что мы должны сразу, без промедления пожениться, так как он не хотел оставаться один после пережитого развода. Вскоре я поняла, что он абсолютно не умеет приспосабливаться к другому человеку. Он пользовался моим терпением, моей энергией, и знаете что? Одной из причин, подтолкнувших меня к принятию окончательного решения о прекращении любых долговременных отношений с ним, стало неожиданное осознание того, что на каждой совместной фотографии, сделанной другими или даже на его фотоаппарат, он властно держит меня за шею, практически душит. На каждой чертовой фотографии... Я чувствовала, что на меня постоянно давят. Мои силы, направляемые на то, чтобы поддержать его, ослабевают под напором... Мои друзья, комментируя эти фотографии, говорили: «Крепко он к тебе прилип», -но я их не слушала. Я поняла это лишь, когда разложила перед собой все фотографии и увидела их все вместе, вот это да!..
3- Автопортреты
Автопортреты клиентов - фотоснимки, сделанные без вмешательства посторонних, - позволяют им изучать себя, когда никто другой не наблюдает за ними, не судит о результатах и не пытается контролировать процесс. Независимо от того, является ли съемка спонтанной (с целью получить мгновенные снимки на сеансе терапии) или фотографии снимают и собирают по заданию терапевта позднее, каждый снимок - это персональное (само)исследование определенных граней собственной личности, без вмешательства «со стороны».