Практическая психология

Что такое практическая психология.Практической пси­хологией называются методы, средства и приемы практиче­ского воздействия на психологию человека и через нее — на его поведение. Практическая психология представляет собой совокупность знаний и умений, касающихся прямого воз­действия на психологию и поведение человека. В отличие от этого научная психология имеет дело только с фактами и знаниями как таковыми, которые не предназначены для их практического использования.

Исторически, однако, сложились и до сих пор существуют две разновидности практической психологии. Одна из них возникла и развивалась вне научного знания — как сфера чисто практической психологической деятельности людей, опирающейся на их жизненный опыт и здравый смысл. Дан­ная разновидность практической психологии представлена в практических действиях людей по отношению друг к другу в повседневной жизни — там, где им приходится взаимодейст­вовать и оказывать психологическое влияние друг на друга.

В наилучших своих образцах и в наиболее удачных при­менениях она представлена, например, в действиях священ­ников, врачей, политиков, педагогов, руководителей, родите­лей и других категорий людей, которым часто приходится иметь дело с другими людьми и оказывать на них влияние. Эти люди пользуются теми знаниями о психологии, которые сами получили в результате жизненного опыта. Этими же знаниями и умениями пользуются те люди, которые, не имея психологического образования, оказывают помощь другим людям, например, разного рода целители, экстрасенсы и т.п.

Другая разновидность практической психологии появи­лась, когда психология как наука уже существовала и полу­чила признание. Эта практическая психология изначально опиралась на точные научные знания о психике человека и представлена главным образом в прикладных отраслях сов­ременной психологии, например, педагогической, медицин­ской, инженерной, юридической.

В соответствии с тем, о чем говорилось выше, можно по-разному отвечать и на следующий вопрос:

Как возникла и развивалась практическая психоло­гия.Если иметь в виду первую из указанных выше разно­видностей практической психологии, то можно с полным основанием считать, что эта область деятельности возникла давно, примерно в то время, когда люди обнаружили, что они могут оказывать влияние друг на друга, осознали этот факт и стали им активно пользоваться. Наверное, именно в это время среди людей появились и те, кто по роду своей ос­новной деятельности специально занимался оказанием чу­додейственного воздействия на природу и на других людей, кого впоследствии стали называть священниками, колдуна­ми, шаманами. Трудно сейчас точно определить, когда это могло произойти, но, наверное, не позднее III или II тыс. до н.э. — того периода времени, к которому относятся пер­вые письменные, материальные свидетельства человеческих деяний.

Со временем первобытная практика психологического воздействия на человека была усовершенствована и оказа­лась широко представленной в современных обрядах, культах, обычаях, традициях, психологических умениях повседневного практического воздействия людей друг на друга.

Время возникновения второй разновидности современной практической психологии можно указать более точно. Это, скорее всего, последняя четверть XIX в. Именно тогда, то есть через несколько десятилетий после выделения психоло­гии из философии и ее превращения в самостоятельную экс­периментальную науку, появились первые прикладные от­расли психологии, такие, как педагогическая и медицин­ская психология.

Чем занимаются практические психологи.Несмотря на разницу в истоках возникновения практической психоло­гии, все современные практические психологи, в том числе и те, кто имеет специальное психологическое образование, и те, кто стал заниматься практической психологией из инте­реса к ней, на основе жизненного опыта, здравого смысла, фактически пытаются делать одно и то же: помогать людям в решении тех проблем, которые связаны с их повседневной жизнью, с их психологией и поведением. Такова общая цель или конечная задача, на решение ко­торой направлена деятельность практического психолога. На пути продвижения к этой цели ему приходится решать и ряд частных задач, без которых оказание психологической помощи людям невозможно. Это — постановка психологиче­ского диагноза и проведение психологической коррекции.

Постановкой психологического диагноза называется про­цедура, в итоге которой практический психолог определяет, в чем заключается психологическая проблема того человека, с которым он имеет дело и которому он пытается помочь. Психологическая коррекция предполагает практические действия психолога, направленные на решение той пробле­мы, которая выявлена у клиента в результате постановки психологического диагноза.

Коррекция, в свою очередь, может иметь две формы. Она может выступать, например, в виде устных рекомендаций, которые практический психолог дает нуждающемуся в его помощи человеку. Такой вид оказания практической психо­логической помощи обычно называют психологическим кон­сультированием. Вторая форма психокоррекции — это ока­зание самим психологом непосредственного воздействия на психологию или поведение человека. Эта форма психологи­ческого практического влияния может называться по-разно­му: психотерапией, если речь идет о лечении каких-либо за­болеваний психологическими методами, или собственно пси­хологической коррекцией, если дело касается исправления каких-либо недостатков в психологии и поведении человека, не имеющего связанного с ними заболевания.

Что представляют собой методы практической психо­логии.Методы практической психологии представляют со­бой способы практического воздействия и на отдельно взя­тых людей (индивидуальные методы практической психоло­гии), и на группы людей (групповые методы практической психологии). Индивидуальные методы практической психо­логии рассчитаны на конфиденциальную работу психолога только с одним человеком, а групповые методы — на работу сразу с группой людей.

Как индивидуальных, так и групповых методов практиче­ской психологии довольно много. Они разработаны разными авторами в русле тех теоретических взглядов на психологию человека, которые они разделяют, и обычно преследуют разные цели. Так, например, известным психотерапевтом и психологом 3. Фрейдом предложен метод индивидуальной практической психологии, получивший название психоана­лиз1.

1 Психоанализ представляет собой совокупность методик работы с людьми, с помощью которых псих-оаналитик (так называют специалиста, владеющего психоанализом) открывает содержание психологических явлений, находящихся в области подсознания клиента, и затем работает с этими явлениями, пытаясь через них избавить клиента от его проблемы. Основные частные методики психоанализа — толкование сновидений, анализ случаев забывания, речевых реакций и речевых ошибок клиента.

Он основан на учении Фрейда о структуре личности че­ловека и той роли, которую в психике и поведении челове­ка играет бессознательное.

Социальным психологом Я. Морено, автором теории и ме­тодики изучения личных, эмоциональных отношений людей в обществе и в небольших человеческих группах, предложен метод групповой практической психологии, получивший на­звание психодрама2.

2 Психодрама — это метод групповой психотерапии, основанный на решении проблем клиентов с помощью импровизированных драматических спектаклей, которые разыгрываются в терапевтической группе на тему жизненной психологической проблемы кого-либо из клиентов. Члены группы в этом спектакле исполняют роли живых, настоящих участников жизненной драмы клиента, а он сам обычно играет роль самого себя.

Где используются практические психологические зна­ния и умения.На данный вопрос можно ответить следую­щим образом: эти знания используются везде, где у людей возникают какие-либо проблемы, касающиеся их психоло­гии или поведения.

Вопросы, связанные с подбором и подготовкой кадров, с рекламными и избирательными кампаниями, с семейными и личными взаимоотношениями людей — вот далеко не пол­ный перечень вопросов, решаемых психологами.

В сферах жизни, если они регулируются государством, обычно создаются специальные психологические службы. В нашей стране такие службы существуют в области образо­вания, медицины, правопорядка, в армии, в органах внут­ренних дел, в спорте.

Наши рекомендации