Раскройте сущность психологии как науки. Расскажите об истории развития психологии (4 этапа развития психологии)

Психология – это наука о закономерностях возникновения, проявления и развития психической деятельности и сознания человека.

1-ый этап развития психологии: психология как наука о душе, представления, сформировался около 2000 лет С первобытных времен люди пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека наличием особой субстанции — души. В те времена считалось, что душа обитает везде — в людях, животных, растениях, явлениях природы. С тех пор в нашей речи укоренились такие выражения, как «ласковое солнце», «суровый ветер», «жестокий мороз». Такое всеобщее одушевление природы называется анимизмом.

2 этап. Психология как наука о душе. Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. В частности, Демокрит считал, что душа — частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ — разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феноменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня.

Представитель идеалистической философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. По его мнению, она состоит из трех частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разума (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других — разум, у третьих — мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи — воинами или героями. Платон также разработал учение об «идеях» — вечных и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону — лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала).

3 этап. Психология как наука о Божественной и бессмертной душе.

Данный этап совпадает с так называемым «средневековьем», когда во всех науках доминировала христианская церковь. Эту эпоху можно считать периодом застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа — бессмертной. Христианская церковь подчеркивала противоречие «Божественной души» и «греховного тела», что провоцировало развитие психосоматических заболеваний.

4 этап. Психология как наука о сознании (сознанием называли способность человека думать и чувствовать). Основой метод здесь — это интроспекция(самонаблюдение). Рене Декарт ввел понятие рефлекса — ответной реакции организма на раздражение. В это время отмечается возврат к дуализму — то, что нельзя было объяснить рефлексами, объяснялось деятельностью души. Некоторые ученые пошли дальше и вообще отказались от концепции души, пытаясь свести все виды деятельности человека к механическим движением. В частности, подобные взгляды пропагандировали английский философ Томас Гоббс, а затем Жюль Ламетри, написавший книгу «Человек-машина». Помимо указанного сочинения он написал еще две работы — «Естественная история души» и «Человек — больше, чем машина», в которых отстаивал материалистический взгляд на психику.

2)Дайте характеристику предмета психологии. Расскажите о принципах психологии (1. принцип детерминизма; 2. принцип единства сознания и деятельности; 3. принцип развития).

предмет психологии – изучение явлений, фактов, закономерностей психической жизни человека. Психология изучает психику, внутренний мир человека.Психология – это наука о закономерностях возникновения, проявления и развития психической деятельности и сознания человека.

Принцип детерминизма (от лат. determino — определяю) состоит в том, что объяснение какого-либо феномена или события строится на раскрытии его причинно-следственных связей с другими феноменами или событиями и анализе закономерного взаимодействия эмпирически установленных факторов, обуславливающих его возникновение.

Принцип системности состоит в том, что явления действительности необходимо рассматривать в их взаимосвязи и взаимовлиянии с элементами той целостной системы, в состав которой они входят, придавая ей новые свойства. Исследуемый объект рассматривается как организованная целостность или как структурный и функциональный элемент этой целостности.

Принцип развития или генетический принцип состоит в признании закономерного характера изменения исследуемых психических феноменов, их перехода от одного уровня организации к другому, возникновения новых форм психических явлений и процессов. Правильное понимание понятия “психика” может быть достигнуто только при рассмотрении ее как результата действия и продукта развития.

Принцип единства сознания и деятельности, характерный для отечественной психологической школы состоит в том, что сознание и деятельность, не являясь тождественными или противоположными понятиями, образуют единство. Сознание при этом образует динамические модели деятельности, на основании которых происходит ориентирование человека в окружающей среде.

На основе принципа единства сознания и деятельности возможно выяснение внутренних психологических механизмов, обеспечивающих успешность достижения целей действий, открытие объективных закономерностей психики.

3)Дайте характеристику отраслям психологии (1. отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов деятельности – психология труда, медицинская, педагогическая, юридическая, инженерная, спортивная психология; 2. отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития: возрастная, сравнительная психология, психология аномального развития (специальная психология); 3. отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества: социальная психология, этнопсихология).

Отрасли психологии. В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество самостоятельно развивающихся отраслей. История психологии занимает важное место в структуре психологических знаний. В центре внимания: процессы развития, представление о природе, сущность психики.

отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов деятельности – психология труда, медицинская, педагогическая, юридическая, инженерная, спортивная психология; 2. отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития: возрастная, сравнительная психология, психология аномального развития (специальная психология); 3. отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества: социальная психология, этнопсихология

Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

• психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;

• медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;

• педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;

• юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;

• инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;

• спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;

• отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития:

• возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе — ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;

• сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;

• психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества:

• социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;

• этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.

Можно констатировать, что отраслевая сфера психологии находится в постоянном развитии; интенсивное развитие отраслей в конце XX в. – начале XXI в. связано с социально-экономическими потребностями общества; для отраслевого развития характерен процесс дифференциации, порождающий отраслевую разветвленность, и интеграции, формирующий возможность объединения ранее не связанных между собой отраслей и наук.

4)Назовите и охарактеризуйте методы психологии (1. Основные: наблюдение и эксперимент(лабораторный, естественный, формирующий, констатирующий); 2. вспомогательные: беседа (интервью), тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности).

Методы психологии – приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Основные методы психологии:

1.наблюдение ( заключается в преднамеренном , систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека).

2. Метод эксперимента ( искусственное создание психологической ситуации изучение того или иного психического явления, процесса, развивающихся в этой ситуации.

3. метод беседы ( заключается в анализе фактов психической деятельности человека, которые собираются в процессе непосредственного речевого контакта экспериментатора с испытуемым.

4. метод психологического анализа процесса и продуктов деятельности ( позволяет проследить за выполнением той или иной деятельности, раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса деятельности.

5. Биографический метод ( представляет собой изучение психологии человека на основании его биографических данных.

6. анкетный метод ( изучение различных сторон психической деятельности человека на основе массового опроса.

1. Основные: наблюдение и эксперимент(лабораторный, естественный, формирующий, констатирующий); 2. вспомогательные: беседа (интервью), тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности.

Дайте характеристику понятия «психика». Расскажите о структуре психики (1. психические процессы: ощущения и восприятие, представления, память, внимание, мышление и речь, воображение, эмоции и чувства, воля; 2. психические состояния: творческое вдохновение, утомление, уверенность в своих силах, сомнение, тревожность, фрустрация, стресс, предрабочие, рабочие, послерабочие и т.д.; 3. психические свойства: направленность личности, темперамент, характер, способности).

Психика – особое свойство высокоорганизованной материи мозга, которое заключается в субъективном отражении объективного мира. Психика человека включает в себя все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.

Психика – это способность мозга получать информацию от окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.

Органом психики у человека является высший отдел центральной нервной системы – головной мозг. Сеченов и Павлов открыли и научно обосновали закономерности физиологических изменений, которые происходят в мозгу при возникновении психических процессов. Диалектический материализм основывается на признании того, что психика как свойство мозга обладает способностью отражать окружающую действительность. Отражение человеком действительности есть единство объективного и субъективного. То есть оно является объективным, поскольку отражает реальную действительность и обусловлено ее воздействиями. В результате постоянного отражения реальности у человека развиваются мышление, память, внимание, у него формируются потребности, стремления, чувства, интересы, характер, взгляды на действительность.

Все многообразие форм можно разделить на три основных группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы включают в себя явления, связанные с непосредственной познавательной деятельностью, - ощущения, восприятия, мышление, речь, память, воображение. К основным психическим процессам относятся: Когнитивные процессы ( обеспечивают отражение мира и преобразование информации.Ощущение – простая форма отражения действительности, заключается в отражении отдельных свойств предметов и явлений, действующих на органы чувств в данный момент.

Восприятие – отражение предмета, явления в целом, в совокупности их свойств и качеств.

Мышление – раскрывает внутренние связи и закономерности предметов и явлений, которые недоступны простому созерцанию.

Память – отражение того, что было в прежнем опыте, запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.

Воображение – Создание новых представлений, идей.

Процесс мотивации и воли ( обеспечивает психическую регуляцию деятельности человека.

Эмоциональные процессы ( отражают пристрастность и субъективную оценку человеком окружающего мира, себя и результатов деятельности.

К психическим состояниям относится : когнитивные( сомнение), мотивационно-волевые (уверенность), эмоциональные ( счастье).

Психические свойства –наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. (темперамент, характер, способности).

6)Расскажите о современных психологических теориях (1. психология сознания (В.Вундт); 2. бихевиоризм (Дж.Уотсон); 3. психоанализ (З.Фрейд; К.Юнг, А.Адлер); 4. гештальтпсихология (М.Вертгеймер, В.Келлер, К.Коффка, К.Левин); 5. когнитивная психология (У.Найссер, Дж.Келли, Г.Саймон); 6. гуманистическая психология (Г.Олпорт, Г.А.Мюррей, К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл)).

БихевиоризмБихевиоризм – психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитании, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S-R. Необихевиористы (К. Халл, С. Пресси и др.) дополнили ее положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул – реакция подкрепление».Главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение – управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т.е. достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить. Бихевиоризм, как и предшествующие направления, не разрешил задачи построения действительно научной психологии. Основываясь на механистическом материализме, бихевиоризм приходит к отрицанию всякого объективного значения за психическими процессами и игнорирует их изучение, что на практике приводит к грубым извращениям в области применения психологии в педагогике, хозяйственной жизни и т. д. По учению бихевиористов, поведение человека в своей основе определяется не внутренними психическими процессами, а механическими воздействиями внешней среды по принципу «стимул — реакция».

Теория бессознательного (Фреидизм)Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я) так же отсутствует в сознании.Бессознательное в работах ФрейдаЭкспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

аналитическая теория личности Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Многие представители этого направления были учениками 3. Фрейда. Однако было бы неверным считать, что аналитическая теория является неким новым, более совершенным этапом в развитии классического психоанализа. Это — качественно другой подход, основанный на ряде новых теоретических положений. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы, личности:

1. Коллективное бессознательное — основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.2. Индивидуальное бессознательное — совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.3. Индивидуальное сознательное — структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.

Телесно-ориентированная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, еще ее называют соматической психологией. В настоящее время в Европе и в Америке существуют свыше 50 институтов и организаций с обучающими и терапевтическими программами различных школ и направлений телесно-ориентированной психотерапии. Основные из них: биосинтез, бодинамический анализ, биоэнергетический анализ, биодинамика, соматопсихология, процессуальная психотерапия. Телесно-ориентированная психотерапия - это искусство и наука, это способ “исцеления души через работу с телом”, с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле. Наше сознание и бессознательное в 90% случаев говорят не словами, а сигналами тела. Важно научиться улавливать эти сигналы, слышать свое тело, быть с ним в контакте.

Индивидуальная психология — направление глубинной психологии, основанное А. Адлером. В названии этого направления, производного от латинского „individuum“, что означает неделимый, выражается его кредо — исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное. Во всех проявлениях личности ведущим является такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни, которая начинается у ребенка уже в первые 3 – 5 лет и в которой складывается особый жизненный стиль. Как цель, так и стиль жизни личности тесно связаны с условиями семейного воспитания. На ранних этапах формирования этого психологического направления в качестве движущих сил развития личности рассматривалась стремление к компенсации врожденного чувства неполноценности за счет достижения атрибутов власти и могущества. В дальнейшем движущей силой развития стал рассматриваться социальный интерес как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических отклонений.

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

Трансакционный анализ (синонимы: транзакционный анализ, трансактный анализ; сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.Ключевой отправной точкой для развития ТА стал психоанализ, однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность ТА состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания. Трансакционный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках:Все люди «нормальные» (англ. OK); то есть, каждая личность обладает весом, важностью, равным правом на уважение.Люди обладают способностью мыслить (исключение — лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен).Люди сами определяют собственную судьбу и поэтому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь.

Гештальт-терапияГештальт является одним из гуманистическо - экзистенциональных видов психотерапии. Своими корнями гештальт-терапия уходит в психоанализ, экзистенциализм и феноменологию, гуманистическую психологию и восточные духовные практики. Гештальт-терапия позволяет развить осознанность, ответственность и восстановить способность к переживанию своих эмоций и чувств. Она развивает целостный образ человека в пяти сферах его жизни: физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной. В гештальт-подходе психотерапевтическая сессия ориентирована не столько на проговаривание, сколько на чувствование и проживание ситуации, поэтому ее называют «терапией действия» и «терапией контакта». Внимание пациента постоянно фокусируется на осознании процессов протекающих «здесь и сейчас», в каждый момент настоящего времени. Осознанное проигрывание минувших ситуаций «здесь и теперь» дает возможность увидеть привычное в ином ракурсе и по-новому взглянуть на них.

7)Дайте характеристику понятия «ощущения». Расскажите о видах ощущений (1. экстероцептивные-отражают свойства предметов и явлений внешней среды: зрительные, вкусовые, обонятельные, слуховые, тактильные, температурные; 2. интероцептивные-отражают внутреннее состояние организма: голод, жажда, тошнота, внутренние болевые ощущения и др.; 3. проприоцептивные (двигательные)-отражают состояние самого тела, положение конечностей, их движение и степень прилагаемых при этом усилий).

Ощущения. Ощущение – это есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Для возникновения ощущений необходимо, прежде всего, наличие воздействующих на орган чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и даёт ощущение. Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. Класификац.ощущенийСуществуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа; интероцептивные, проприоцептивные и экстероцентивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.

1. экстероцептивные-отражают свойства предметов и явлений внешней среды: зрительные, вкусовые, обонятельные, слуховые, тактильные, температурные; 2. интероцептивные-отражают внутреннее состояние организма: голод, жажда, тошнота, внутренние болевые ощущения и др.; 3. проприоцептивные (двигательные)-отражают состояние самого тела, положение конечностей, их движение и степень прилагаемых при этом усилий.

8)Назовите и охарактеризуйте основные закономерности ощущений (1. пороги ощущений (нижний, верхний) и их чувствительность; 2. адаптация; 3. взаимодействие ощущений: синестезия, сенсибилизация).

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.Качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения: сладкий или кислый, горький или соленый.Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.Длительность ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.У ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель. Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию — способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Мы не видим звезд шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений. Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность. Таким образом, абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений.

Наши рекомендации