Тема 1.2. Общение ребенка со взрослым

Задание для самостоятельной работы № 5:

Подбор и описание методик диагностики уровня развития общения ребёнка со взрослым и сверстниками.

Основные источники:

1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

2.Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

3.Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.

4.Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.

Задание для самостоятельной работы № 6:

Составить конспект на тему: «Популярные» и не популярные» дети в детском саду».

Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:

- - умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по задан-

- умение определять «популярных» и «не популярных» детей

- умение развивать навыки общения у «не популярных» детей

- знание особенностей развития общения детей дошкольного возраста со сверстниками,

- знание приемов и средств по развитию навыков общения детей со сверстниками

Содержание задания: составить конспект на тему: «Популярные» и не популярные» дети в детском саду. Указать признаки «популярны» и «не популярных» детей. Подобрать и описать упражнения по определению «популярных» и «не популярных» детей. Подобрать и описать 2 игры, направленные на развитие навыков общения «не популярных» детей.

Описание игр и упражнений оформить по следующей схеме:

1. название упражнения (игры).

2. цель.

3. инструкция.

4. источник (литература).

Основные источники:

1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

2.Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

3.Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.

4.Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с

Задание для самостоятельной работы № 7:

Наблюдение в игре, свободной деятельности и анализ результатов наблюдения.

Наблюдение в игре.

Цель: выявить особенности проявление отклонений в поведении детей в процессе игры;

Содержание: нами было организовано и проведено длительное наблюдение за игровой деятельностью детей. Экспериментатор наблюдал со стороны и вносил в протокол все проявления конфликтного поведения дошкольников. Критерии и оценка результатов: проявление негативного конфликтного поведения оценивалось по следующим критериям:

- причины возникновения конфликтов;

- особенности поведения детей в конфликтной ситуации;

- острота конфликтов;

- способы разрешения конфликтных ситуаций;

Параметры Результаты наблюдения  
- причины возникновения конфликтов; - особенности поведения детей в конфликтной ситуации; - острота конфликтов; - способы разрешения конфликтных ситуаций;      

Содержание задания: наблюдение за игровой деятельностью и анализ конфликтной ситуации

Краткое описание игровой деятельности (характер игры)

Возраст детей

Оформить таблицу по форме ,указанной выше

Провести краткий ее анализ.

Схема анализа: Опишите возможные причины конфликта, удалось ли воспитателю преодолеть конфликт, какие приемы он использовал. Составьте рекомендации воспитателю по использованию продуктивных форм разрешения конфликтных ситуаций в отношении между детьми . Опишите 2-3 упражнения (игры), способствующие развитию у детей навыков продуктивного общения (умений преодолевать конфликты)

Схема описания игры.

Название упражнения (игры). Цель. Инструкция. Источник (литература).

Наблюдение в свободной деятельности

Цель: выявить особенности взаимодействия ребёнка в системе ребёнок – ребёнок.

Показатели наблюдения: - инициативность;

- чувствительность к воздействиям сверстника;

  Параметры Результат наблюдения (написать ответы, конкретное поведение ребенка)
Инициативность  
  1. сам организует игры со сверстниками;  
  2. сам придумывает игры;  
  1.своими действиями побуждает других детей действовать.  
Чувствительность к воздействию  
  1. 1.откликается на предложение сверстников;  
  2. согласовывает собственные действия с действиями сверстников;  
  3. замечает пожелание других;  
  1. определяет настроение сверстников  
Эмоциональный фон  
  1.Преобладающая эмоциональная окраска в процессе взаимодействия со сверстниками: · позитивные эмоции · негативные · нейтральные 1. нейтрально - деловые  

-преобладающий эмоциональный фон.

Протокол наблюдения.

Объект наблюдения: ____________(Ф. И. дошкольника)

Пол ________________

Возраст __________

Условия наблюдения:_______________________________

Дата наблюдения:_____

Содержание задания: представить протокол наблюдения и его анализ.

Схема анализа:заполнить и представить протокол наблюдения, сделать анализ протокола наблюдения.

Схема анализа: опишите и докажите уровень иособенности развития навыков общения данного ребенка. Опишите возможные причины, рекомендации воспитателю по организации работы с данным ребенком по развитию навыков общения и взаимодействия.

Основные источники:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.

4. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.

Задание для самостоятельной работы № 8:

Составление беседы с детьми 5-6 лет, выявляющей уровень развития их эмпатии

Наши рекомендации