Тема 1.2. Общение ребенка со взрослым
Задание для самостоятельной работы № 5:
Подбор и описание методик диагностики уровня развития общения ребёнка со взрослым и сверстниками.
Основные источники:
1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
2.Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
3.Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.
4.Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.
Задание для самостоятельной работы № 6:
Составить конспект на тему: «Популярные» и не популярные» дети в детском саду».
Предметом оценки являются умения и знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций:
- - умение осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации по задан-
- умение определять «популярных» и «не популярных» детей
- умение развивать навыки общения у «не популярных» детей
- знание особенностей развития общения детей дошкольного возраста со сверстниками,
- знание приемов и средств по развитию навыков общения детей со сверстниками
Содержание задания: составить конспект на тему: «Популярные» и не популярные» дети в детском саду. Указать признаки «популярны» и «не популярных» детей. Подобрать и описать упражнения по определению «популярных» и «не популярных» детей. Подобрать и описать 2 игры, направленные на развитие навыков общения «не популярных» детей.
Описание игр и упражнений оформить по следующей схеме:
1. название упражнения (игры).
2. цель.
3. инструкция.
4. источник (литература).
Основные источники:
1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
2.Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
3.Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.
4.Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с
Задание для самостоятельной работы № 7:
Наблюдение в игре, свободной деятельности и анализ результатов наблюдения.
Наблюдение в игре.
Цель: выявить особенности проявление отклонений в поведении детей в процессе игры;
Содержание: нами было организовано и проведено длительное наблюдение за игровой деятельностью детей. Экспериментатор наблюдал со стороны и вносил в протокол все проявления конфликтного поведения дошкольников. Критерии и оценка результатов: проявление негативного конфликтного поведения оценивалось по следующим критериям:
- причины возникновения конфликтов;
- особенности поведения детей в конфликтной ситуации;
- острота конфликтов;
- способы разрешения конфликтных ситуаций;
Параметры | Результаты наблюдения |
- причины возникновения конфликтов; - особенности поведения детей в конфликтной ситуации; - острота конфликтов; - способы разрешения конфликтных ситуаций; |
Содержание задания: наблюдение за игровой деятельностью и анализ конфликтной ситуации
Краткое описание игровой деятельности (характер игры)
Возраст детей
Оформить таблицу по форме ,указанной выше
Провести краткий ее анализ.
Схема анализа: Опишите возможные причины конфликта, удалось ли воспитателю преодолеть конфликт, какие приемы он использовал. Составьте рекомендации воспитателю по использованию продуктивных форм разрешения конфликтных ситуаций в отношении между детьми . Опишите 2-3 упражнения (игры), способствующие развитию у детей навыков продуктивного общения (умений преодолевать конфликты)
Схема описания игры.
Название упражнения (игры). Цель. Инструкция. Источник (литература).
Наблюдение в свободной деятельности
Цель: выявить особенности взаимодействия ребёнка в системе ребёнок – ребёнок.
Показатели наблюдения: - инициативность;
- чувствительность к воздействиям сверстника;
Параметры | Результат наблюдения (написать ответы, конкретное поведение ребенка) | |
Инициативность | ||
1. сам организует игры со сверстниками; | ||
2. сам придумывает игры; | ||
1.своими действиями побуждает других детей действовать. | ||
Чувствительность к воздействию | ||
1. 1.откликается на предложение сверстников; | ||
2. согласовывает собственные действия с действиями сверстников; | ||
3. замечает пожелание других; | ||
1. определяет настроение сверстников | ||
Эмоциональный фон | ||
1.Преобладающая эмоциональная окраска в процессе взаимодействия со сверстниками: · позитивные эмоции · негативные · нейтральные 1. нейтрально - деловые |
-преобладающий эмоциональный фон.
Протокол наблюдения.
Объект наблюдения: ____________(Ф. И. дошкольника)
Пол ________________
Возраст __________
Условия наблюдения:_______________________________
Дата наблюдения:_____
Содержание задания: представить протокол наблюдения и его анализ.
Схема анализа:заполнить и представить протокол наблюдения, сделать анализ протокола наблюдения.
Схема анализа: опишите и докажите уровень иособенности развития навыков общения данного ребенка. Опишите возможные причины, рекомендации воспитателю по организации работы с данным ребенком по развитию навыков общения и взаимодействия.
Основные источники:
1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте/ Б. С. Волков. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова , Е.О. Смирнова - М.:AРКТИ, 2004 – 66 с.
4. Смирнова Е. О. , Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников / Е. О Смирнова, В. М.Холмогорова. – М.:Владос, – 119 с.
Задание для самостоятельной работы № 8:
Составление беседы с детьми 5-6 лет, выявляющей уровень развития их эмпатии