Взаимосвязь эмоциональных состояний и поведения: фрустрация
Понятие «фрустрация» (от лат. frustratio - расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд)) используется в двух значениях:
1) акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели, т.е. фрустрационная ситуация;
2) эмоциональное состояние, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо потребности, упреков извне. Данное состояние сопровождается сильными эмоциями: враждебности, гнева, вины, тревоги и прочее.
Фрустрация может оказать различное влияние на деятельность человека. В некоторых случаях она мобилизует его для достижения отдаленной по времени цели, повышает силу мотива. Однако поведение при этом может носить импульсивный и иррациональный характер. В других случаях фрустрация демобилизует человека, и тогда он, либо путем замещающих действий, пытается уйти от конфликтной ситуации, либо вообще отказывается от действия.
По С. Розенцвейгу, состояние фрустрации может проявиться в трех формах поведения (реакций): экстрапунитивной, интрапунитивной и импунитивной, которые свидетельствуют о направленности реакций.
Экстрапунитивная форма реагирования характеризуется направленностью реакции вовне. Человек склонен обвинять в случившемся обстоятельства, других людей. Он обнаруживает повышенную раздражительность, досаду, озлобленность, упрямство, а также стремление добиться поставленной цели, во что бы то ни стало. Поведение вследствие этого становится малопластичным, примитивным, стереотипным, даже если ранее усвоенные способы поведения не приводят к желаемому результату.
Интрапунитивная форма фрустрации характеризуется аутоагрессией: самообвинением, появлением чувства вины. У человека возникает подавленное настроение, повышается тревожность, он становится замкнутым, молчаливым. При решении задачи человек возвращается к более примитивным формам поведения, ограничивает виды деятельности и удовлетворение своих интересов.
Импунитивная форма реагирования связана с отношением к неудаче либо как к неизбежному, фатальному, либо как к малозначимому событию, которое со временем «разрегулируется» само по себе. Таким образом, человек не обвиняет ни себя, ни других.
Кроме того, выделяют определенные виды фрустрационного реагирования:
· Двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции;
· Апатия (например, ребенок в ситуации фрустрации лег на пол и смотрел в потолок);
· Агрессия и деструкция;
· Стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;
· Регрессия, проявляющаяся в примитивизации поведения, в обращении к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни или в снижении качества исполнения.
Появление состояния фрустрации, в той или иной форме реагирования, зависит от личностных особенностей, в связи с чем, введено понятие фрустрационной толерантности, т.е. устойчивости к фрустраторам. Определение собственной фрустрационной толерантности может оказаться полезным и при выборе профессии и сферы деятельности, и при постановке задач управления эмоциями и самовоспитания.
У каждого индивида свой порог фрустрации. Который определяется его общей эмоциональностью, значимостью для него текущей ситуации, а также убеждениями, установками, принципами и отношением к жизни. При этом подобные преграды могут существовать лишь в поле субъективного восприятия конкретной личности, а могут быть и объективно представлены в реальности.
Выделяют три типа причин, вызывающих фрустрацию: 1) лишения (privation) – отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности; 2) потери (deprivation) – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности; 3) конфликт (conflict) – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.
Левитов выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя и они проявляются каждый раз в индивидуальной форме: 1) толерантность (терпеливость, выносливость, когда фрустратор не вызывает фрустрацию). Разные формы толерантности: а) спокойствие, рассудительность, готовность принять случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя; б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций; в) бравирование с подчеркнутым равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность можно воспитать. 4) Фиксации – два смысла: а) стереотипность, повторность действий.Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому невраждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна. б) прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание. Потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор.
Степень фрустрации (ее вид) зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером. Два основных направления реакций: - агрессия, - отступление. Агрессия – одно из ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации Отступление: физическое (сильный противник) или психологическое (я был не прав). Осознанное отступление – сдерживание себя.
Неосознаваемое отступление – подавление. Сублимация. Рационализация – когнитивное оправдание.
Фантазия – иллюзия выхода из ситуации (мечтания). Фиксация – парализуется вся деятельность. Регрессия – шаблонная реакция.
Каждая личность характеризуется индивидуальной комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями. Эти приемы можно рассматривать как формы адаптации.
Вывод фрустрация психология эмоция Самое эффективное средство против фрустрации - оптимизм. «Оптимист-это тот кто, падая в грязь уверен, что она лечебная». Анализируя результаты экспериментов, пришли к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше (страх, гнев и т. д.). Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов, но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер, то и социальную проблему.
В качестве последствия фрустрации нередко наблюдается остаточная неуверенность в себе, а также фиксация применявшихся в ситуации фрустрации способов действия. Часто фрустрация бывает одним из источников неврозов. Особое значение приобретает в современной психологии проблема «выносливости» (стойкости) человека в отношении фрустрации.