Психология – это наука о психике и психических явлениях
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие
Авторы-составители:
Е. А. Дьяченко,
Е. Н. Кузнецова
Нижний Тагил
Содержание.
Введение …………………………………………………………….. | ||
Учебно-тематический план занятий для дневного отделения …… | ||
1. | Основные понятия курса «Общая психология»………………… | |
1.1. | Введение в общую психологию ……………………………………… | |
1.2. | Понятие о психике и ее эволюции ………………………………….. | |
1.3. | Психологическая теория деятельности ……………………………… | |
1.4. | Психические процессы ………………………………………………. | |
1.5. | Психические состояния …………………………………………….. | |
1.6. | Личность …………………………………………………………….. | |
1.7. | Психические свойства личности …………………………………… | |
2. | Содержание лекционных занятий | |
3. | Содержание самостоятельной работы студентов………………. | |
3.1. | Тематика практических занятий ……………………………………. | |
3.2. | Задания для самостоятельной творческой работы ……………… | |
3.3. | Задания для экспресс-опросов …………………………………….. | |
3.4. | Вопросы для подготовки к экзамену ………………… | |
3.5. | Тестовый контроль знаний ………………. | |
4. | Основные понятия курса ……………… | |
5. | Ученые – психологи прошлого ………………………. | |
Литература…………………………………………………….. | ||
Приложение…………………………………………………….. |
Введение.
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, ведущих лекционные и практические занятия по курсу «Общая психология», а также для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Данное пособие отвечает требованиям ФГОС ВПО третьего поколения.
Цель освоения курса «Общая психология» - становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его жизнедеятельности и развития способности к познанию и пониманию индивидуально-психологических особенностей других людей и самопознанию, а также через освоение знаний о становлении научной психологической мысли.
Для реализации поставленной цели, а также соответствии с требованиями ФГОС ВПО п. 7.1.3., необходимо максимально использовать активные и интерактивные методы обучения. Поэтому наряду с традиционными формами работы студентов на практических занятиях (сообщения и доклады) предлагаются задания для работы в микрогруппах, а также творческие, лабораторные и тренинговые задания.
Самостоятельная творческая работа предполагает долговременную домашнюю работу студентов, которая завершается индивидуальным отчетом и выполняется в письменной форме.
Для демонстрации студентам связи теоретического материала с запросами психолого-педагогической практики в практические занятия включены разнообразные тесты, демонстрационные эксперименты и проблемные ситуации. Анализируя полученные результаты, студенты получают первичные навыки обработки эмпирических данных и развивают навыки самопознания. Также для овладения навыками саморегуляции используются элементы релаксационного тренинга.
Учебно-тематический план занятий для дневного отделения.
№ п/п | Название раздела | Распределение часов | ||||
Тру- доем- кость | Аудит. занят. | Виды занятий | Самост. работа | |||
Лекции | Практич. занятия | |||||
1 курс, 1 семестр | ||||||
Введение в общую психологию | 1.1. Введение в предмет «Общая психология» (2 часа) | 1.1. История становления психологии как науки (2 часа). 1.2. Методы психологического исследования (2 часа). | ||||
Понятие о психике и ее эволюции | 2.1. Психические явления (2 часа). 2.2. Эволюция психики (2 часа). 2.3. Сознание. Самосознание (2 часа). | 2.1. Неосознаваемые психические явления (2 часа). 2.2. Психика (2 часа). 2.3. Сознание. Самосознание (2 часа). | ||||
Психологическая теория деятельности | 3.1. Психологическая теория деятельности (2 часа). 3.2. Мотивационно-личностные аспекты деятельности (2 часа). | 3.1. Деятельностный подход в образовании (2 часа) | ||||
Психические процессы | 4.1. Ощущения (2 часа). 4.2. Представление. Воображение (2 часа). 4.3. Эмоции (2 часа). | 4.1. Восприятие (2 часа). 4.2. Память (2 часа). 4.3. Внимание (2 часа). 4.4 – 4.5. Мышление (4 часа). 4.6. Речь (2 часа). 4.7. Воля (2 часа). | ||||
Психические состояния | 5.1. Психические состояния (2 часа). | 5.1. Адаптационный потенциал (2 часа). 5.2. Управление функциональными состояниями (2 часа). | ||||
Личность | 6.1. Психология личности (2 часа). 6.2. Психическое развитие личности (2 часа). | 6.1. Теории личности (2 часа). 6.2. – 6.3. Концепции психического развития личности в онтогенезе (4 часа). | ||||
Психические свойства личности | 7.1. Психическое свойства личности (2 часа). | 7.1. Темперамент (2 часа). 7.2. Характер (2 часа). 7.3. Направленность личности (2 часа). | ||||
Всего в часах: | ||||||
Всего в зачетных единицах: | - | - | - | - |
Основные понятия курса «Общая психология».
Введение в общую психологию.
Впервые термин «психология» предложили немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман в 1590 году. Однако широкое распространение в науке он получил после выхода книг немецкого философа Х. Вольфа «Эмпирическая психология» (1932г.) и «Рациональная психология» (1934г.). По другим данным этот термин ввели Термин «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»). Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII – ХIХ вв. область, изучаемая психологией, расширилась и включила в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
Психология – это наука о психике и психических явлениях.
По словам Г. Эббингауса, у психологии огромная предыстория и очень короткая история.
Типично в истории психологии выделяют несколько этапов:
1 этап (более 2 тысяч лет назад): психология как наука о душе (наличием души пытались объяснить все непонятное в жизни человека);
2 этап (начинается с XVII в.): психология как наука о сознании (способность думать и чувствовать называли сознанием). Год официального признания психологии как самостоятельной науки – 1879 г. В это время В. Вундт создает первую в мире экспериментальную лабораторию в Лейпциге, по образцу которой создаются другие.
3 этап (н. XX в.): психология как наука о поведении (Дж. Уотсон: наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть – поведение, поступки, реакции);
4 этап (с. сер. XX в.): изучение факторов, закономерностей, механизмов психики; формируются разнообразные психологические направления:
- психология сознания;
- бихевиоризм;
- фрейдизм;
- гештальтпсихология;
- гуманистическая психология;
- когнитивная психология;
- советская психология.
Основные современные психологические направления:
Психоанализ – психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX в. Основан на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным.
Структурализм – направление в психологии, в основе которого лежат работы В. Вундта о структуре сознания. Он считал главной задачей психологии - изучение элементов сознания и выявление законов, по которым образуются связи между этими элементами.
Гештальтпсихология – направление в психологии, возникшее в Германии в первой трети XX века. В основе данного направления лежит идея изучения психики с точки зрения целостной структуры – гештальтов.
Гуманистическая психология – одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской, психологии. Зародилось в 50-е годы. Связана с работами американского психолога А. Маслоу. Названа гуманистической, так как признает главным предметом личность как уникальную целостную самоактуализирующуюся систему.
Бихевиоризм – направление в американской психологии XX в. Основано на работах американского психолога Дж. Уотсона о поведении человека и причинах (стимулах), его порождающих.
Когнитивная психология - одно из ведущих направлений современной западной психологии. Зародилось в конце 50-х – начале 60-х гг. XX века как реакция на характерное для бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов.
Как наука психология имеет свои методы исследования.
Методы –это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.
Метод –широкий класс методик, обладающих родством основного технического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик.
Методика –конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).
Наблюдение(см. табл. 1) – целенаправленное и осознанное изучение мира на уровне чувственного познания.
Наблюдение начинается с постановки цели. Цель наблюдения становится средством управления восприятием, обеспечивающим избирательность, видение одних предметов и отнесение в фон других.
Таблица 1. Виды наблюдения (по Л.А. Регуш).
Обоснования классификации | Виды наблюдения |
Направленность | Самонаблюдение Объективное наблюдение |
Полнота | Сплошное Выборочное |
Позиция наблюдателя | Включенное Невключенное |
Форма записи | Фотографическое Обобщенное Интерпретационное |
Ограничения, введенные наблюдателем | Формализованное Неформализованное |
Опрос – метод психологического исследования, в ходе которого
Л. А. Регуш выделяет следующие цели психологического наблюдения:
· изучение содержательных характеристик психических явлений (определение свойств, признаков присущих явлению);
· изучение людей как носителей определенных психических особенностей и сопоставление результатов наблюдения данных конкретных лиц с известными признаками;
· изучение причин, лежащих в основе тех или иных проблем у разных групп людей, в разных условиях деятельности и общения;
· изучение особенностей поведения, деятельности и общения людей, имеющих различные психические характеристики.
респонденту задаются вопросы, на базе ответов на которые делаются выводы о психологии опрошенных.
Выделяют три вида опроса:
· письменный опрос – анкетирование;
· устный опрос – интервью;
· свободный опрос – беседа.
Анализ продуктов деятельности –количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучить продукты человеческой деятельности.
Тесты (от англ. test – испытание, проверка, проба) – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.
Принято выделять несколько вариантов тестов:
· Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней.
· Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствия, а также степени развития у него определенного психологического качества.
· Проективные тесты –это методы исследования личности, с помощью которых испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации.
Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:
а) неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;
б) отсутствие ограничений в выборе ответа;
в) отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» или «ошибочных».
Эксперимент(см. табл. 2) — метод, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
Эксперимент – исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за определенным процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания.
Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие.
Таблица 2. Основные виды эксперимента.
Обоснования классификации | Виды эксперимента |
По условиям организации | Естественный Искусственный |
По цели проведения | Констатирующий Формирующий |
Моделирование –исследование психических процессов и состояний с помощью реальных (физических) или идеальных, прежде всего, математических, моделей.
Моделирование применяются, когда использование других методов затруднено. Особенностью моделирования является то, что, во-первых, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, во-вторых, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации.