Тактический замысел занятий
В этот раздел плана включают только основные вопросы и данные, которые руководитель занятий определил заранее при разработке замысла: место возникновения условного пожара, его параметры и форму развития на каждое конкретное оперативное время (на момент прибытия первого подразделения, дополнительных сил и средств, старшего оперативного начальника, на момент организации штаба пожаротушения и т.д.), результаты расчета сил и средств, необходимое количество огнетушащих веществ, а также действия подразделений на конкретное оперативное время и др.
Содержание и порядок проведения занятий
№ п/п | Оперативное время, мин | Учебные вопросы и вводные | Последовательность и содержание занятий | Методические приемы отработки вопросов |
Ч1 = Ч + 15 | Проверка готовности обучаемых к занятиям | 1. Принять доклад старшего группы о готовности начсостава к занятиям. | ||
2. Собрать у начсостава индивидуальные задания и проверить их выполнение (если они выдавались для подготовки к занятиям). | ||||
3. Проверить теоретические знания обучаемых, предложив раскрыть следующие вопросы: - особенности развития пожаров на предприятиях деревообрабатывающей промышленности; - организацию и особенности тушения пожаров в сушилках древесины; организацию и тушение пожаров в цехах древесностружечных и древесноволокнистых плит; методику расчета сил и средств для тушения пожаров на предприятиях деревообрабатывающей промышленности и т.д. | Провести опрос: с помощью технических средств обучения, безмашинный программированный, письменный, уплотненный (письменный и устный одновременно), у классной доски или беглый с места. (Указать выбранный вид опроса и метод его проведения.) |
Ч2 = Ч1 + 10 | Решение организационных вопросов | 1. Уточнить распределение начсостава по игровым группам. | Состав игровых групп определить заранее, а на занятиях уточнить его и при необходимости (неподготовленности или отсутствии отдельных лиц) перераспределите. Про- верить наличие у начсостава тетрадей и других принадлежностей и документов, предусмотренных заданием для подготовки к занятиям | |
2. Окончательно закрепить экспертов за игровыми группами. | ||||
3. Выдать в игровые группы схемы объектов, информационно-справочные материалы, оперативно-тактические характеристики объектов (участков района), экспонометры для расчета сил и средств и др. | ||||
Ч3 = Ч2 + 15 | Изучение общей обстановки (общего оперативно-тактического фона) | 1. Разъяснить общую оперативно-тактическую обстановку на объекте (участке района), отразив наличие и состояние готовности сил и средств для тушения пожаров. | Лично и при помощи экспертов поддерживать активность обучаемых, оказывать им помощь в изучении общей тактической характеристики, не раскрывая тех данных, которые обучаемые должны определить самостоятельно | |
2. Предложить обучаемым самостоятельно изучить оперативно-тактические особенности по схемам и информационно-справочным источникам. | ||||
3. Ответить на вопросы, возникшие у обучаемых при выполнении п. 2. |
Ч4 =Ч3 + 20 | Оценка обстановки на пожаре к моменту прибытия РТП-1 | 1. Объявить время, в течение которого обучаемые должны оценить обстановку. | Совместно с экспертами организовать поиск решений и руководить работой экспертов но фиксации предлагаемых решений | |
2. Сообщить, функции какого должностного лица в данный момент выполняют обучаемые. | ||||
(объявление соответству-ющей вводной) | 1. Довести до обучаемых оперативную обстановку на пожаре на момент прибытия первого подразделения. Например, объявить такую вводную: “Над сборочным цехом виден дым, в центральной части цеха горят заготовки и оборудование на площади 120 м2 | |||
2. Организовать оценку обстановки, поиск обучаемыми оптимальных решений, их обоснование и формулирование. | ||||
3. По истечении запланированного времени потребовать от обучаемых доклады, содержащие оценку обстановки и решения, которые обязано принять должностное лицо в пути следования на пожар, по прибытии и в ходе проведения разведки. | Анализируя доклады, учесть различные варианты оценки обстановки и принятия решений, предусмотренные тактическим замыслом | |||
Ч5 = Ч4 + 30 | Оценка действий РТП-1 | 4. Объявить оперативное время, которое отводится обучаемым на оценку действий РТП-1. | При разъяснении действий РТП-1 использовать схемы объекта с нанесенной обстановкой, слайды, макеты и т.п. Добиваться того, чтобы все обучаемые оценивали решения и выполняли расчеты, а эксперты фиксировали все действия и контролировали работу обучаемых | |
5. Объявить, что все выступают в роли РТП-2, прибывшего на пожар. | ||||
6. Сообщить обучаемым о решениях и действиях РТП-1, например, на следующих этапах: в пути следования, по прибытии на пожар, в ходе проведения разведки, при создании тыла и БУ, во время расстановки сил и средств, при организации тушения пожара. | ||||
7. Произвести расчеты и определить необходимое количество сил и средств для тушения пожара. | При необходимости разъяснить отдельные этапы расчета сил и средств |
в пути следования, по прибытии на пожар, в ходе проведения разведки, при создании тыла и БУ, во время расстановки сил и средств, при организации тушения пожара. | ||||
7. Произвести расчеты и определить необходимое количество сил и средств для тушения пожара. | При необходимости разъяснить отдельные этапы расчета сил и средств | |||
8. Обосновать распоряжения и действия по организации тушения пожара. | При обосновании действий использовать результаты расчета сил и средств и требования руководящих документов | |||
9. Начертить схему расстановки сил и средств, находящихся в распоряжении РТП-1 | ||||
10. Заслушать доклады и распоряжения обучаемых, их выводы и предложения и оценить их. | Заслушать решения 2 — 3 обучаемых, подвести итог и сделать выводы | |||
Ч6 = Ч5 + 20 | Объявление вводной – обстановки пожара на оперативное время Ч6 … | 1. Объявить оперативное время на оценку обстановки и принятие решений по данной вводной. | Для воспроизведения обстановки пожара на конкретное оперативное время (и всех распоряжений и действий, исходя из этой обстановки) использовать разработки тактического замысла. Информацию по п. 3 давать, используя схемы объект? с нанесенной пожарной обстановкой. слайды, фотографии и т.д. | |
2. Объявить, что все обучаемые исполняют обязанности РТП-2 | ||||
3. Информировать об изменении обстановки на пожаре и наличии сил и средств на оперативное время Ч6. | ||||
4. Напомнить о ранее принятых решениях и действиях сил и средств по организации тушения пожара на основе расчета. |
5. Поставить перед обучаемыми следующие задачи: - оценить обстановку на пожаре; - произвести расчет сил и средств для тушения пожара по обстановке, сложившейся на время Ч6; - начертить схему расстановки сил и средств; - обосновать свои действия в роли РТП-2 (РТ'П-3, РТП-4, НШ, НТ, ответственного за технику безопасности, НС, начальника КПП ГДЗС и др.) и подготовить доклады; - полученные данные по расчету сил и средств свести в таблицу. | При необходимости в обстановку на пожаре ввести элементы, усложняющие ее оценку и выработку решений о боевых действиях Сообщить обучаемым, в какой форме они должны докладывать решения — в устной или в письменной | |||
6. Заслушать (огласить) доклады обучаемых. | ||||
7. Сделать заключение, по докладам обучаемых и указать на наиболее целесообразные распоряжения и действия. | Заслушать или огласить 2 — 3 ответа обучаемых (из разных игровых групп). | |||
Ч7 = Ч6 + 15 | Объявление ввод ной — обстановки пожара на оперативное время Ч (например, на момент прибытия РТП-3 развертывания штаба и др.) | Отработку действий обучаемых и выработку распоряжений, их обоснование по каждой обстановке - (вводной) на конкретное оперативное время, осуществлять по изложенной выше схеме (как на - время Ч6), | Обратить внимание на четкость отдачи приказаний, грамотное использование тактических возможностей техники и подразделений, умение предвидеть изменения обстановки пожара, соблюдение мер техники безопасности. После выработки правильного решения перейти к следующему эпизоду обстановки пожара или вопросу занятий. (Учесть, что содержание эпизодов (вводных) должно строго соответствовать содержанию тактического замысла. Введение эпизодов, не включенных в тактический замысел занятий и заранее не проработанных, может привести к непродуманным и неправильным решениям.) |
Ч8 = Ч7 + … | Объявление вводной — обстановки пожара на оперативное время Ч8 и т.д. | То же | ||
Чn = Чn-1 +15 | Разбор занятий, подведение итогов, выдача задания | 1. Напомнить общую цель занятии и поставленные задачи. | ||
для самоподго-товки | 2. Заслушать выводы и предложения экспертов (если эксперты назначались). | |||
3. Обратить внимание на общие положительные стороны и недостатки в проведении данных занятий. | ||||
4. Выдать задание обучаемым. |
План составил _
(должность, звание)
___________________________ ___________
(подпись) \(инициалы, фамилия)
“___” ___________ 20 __ г.