Системы категорий и оценочные шкалы
Важным средством уточнения и облегчения наблюдения являются системы категорий и оценочные шкалы. Они выполняют роль вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения, позволяют научно обработать наблюдаемые факты и сделать соответствующие выводы.
Система категорий состоит из нескольких классов, которые позволяют классифицировать различные типы наблюдаемых явлений. Она может иметь два класса, например, «проявление дисциплинированности учащихся — проявление недисциплинированности». Однако возможно и большее число классов. Это требует точного определения признаков, по которым наблюдаемое явление по возможности однозначно включается в тот или иной класс. Формирование категорий — сложная задача, ей должно быть уделено особое внимание. Нередко приходится проводить предварительное исследование.
Систему категорий для наблюдения разработал А. С. Залужный в книге «Детский коллектив и методы его изучения» (1931). Предметом исследования было отношение ученика к коллективу. Автор составил схему наблюдения, которую мы приводим ниже:
Различаются разные типы категориальных систем:
I. В соответствии с критерием полноценности и неполноценности мы различаем полную категориальную систему и неполную. При полной категориальной системе любое проявление поведения включается в список категорий (см. таблицу А.С. Залужного). При неполной не все проявления могут быть включены в список. Но эти проявления учитывают путем создания категории «не относится к системе». И хотя эта категория не определяется более подробно, часто бывает необходимо знать удельный вес наблюдаемых явлений, которые к ней отнесены.
II. Система категорий может быть континуальной или дисконтинуальной. В континуальной системе качественные показатели располагаются в непрерывном ряду. В системе категорий «внимательный – невнимательный ученик» мы классифицируем явления его поведения по следующей непрерывной системе: всегда очень внимательный, в большинстве случаев внимательный, иногда внимательный, невнимательный. Дисконтинуальная система категорий не представляет собой континуум – непрерывный ряд. Примером этой системы может служить исследование ситуации решения проблемной задачи. Система категорий здесь сформулирована так, чтобы она помогала следить за процессом решения задач группой учащихся:
1) осознание учеником цели решения проблемы, понимание сущности проблемы;
2) обеспечение необходимой информацией учителем или самими учащимися;
3) дискуссия (обсуждение и обмен мнениями между учащимися), общее обсуждение проблемы, возможность высказывания собственного мнения);
4) предложение вариантов решения;
5) аргументация (доказательство своей точки зрения, отстаивание ее);
6) возражение (отрицание точки зрения другого на основе собственного мнения);
7) явления, не касающиеся интеллектуальной деятельности.
III. Системы категорий могут отличаться по числу изучаемых параметров. Чаще всего прослеживается какое-либо одно измерение исследуемой действительности (например, дисциплинированность). Иногда система категорий охватывает большее число параметров наблюдаемой действительности. Например, наблюдение группы учащихся, решающих проблемную задачу, может охватывать как интеллектуальные, так и эмоциональные стороны поведения. Однако такая система представляет серьезные трудности для наблюдения, так как одно проявление поведения можно классифицировать разными способами.
IV. Системы категорий могут различаться по характеру требований к уровню научного наблюдения. В некоторых случаях наблюдатель просто регистрирует явления так, как их видит (например, поднимает ученик руку или пет). Чаще, однако, от наблюдателей требуется серьезное размышление, т. е. высокий уровень интеллектуального усилия. Он должен хорошо знать нормативы процесса исследования, его логику и быть практически подготовлен к наблюдению.
Система категорий составляет основу оценочной шкалы. Здесь вопросами шкал мы занимаемся только с точки зрения их роли в технике исследования при использовании метода наблюдения. Некоторые дальнейшие вопросы их применения будут рассмотрены в связи с изложением метода вопросников и бесед.
Оценочная шкала представляет систему, которая является средством квантификации наблюдаемых качеств. В шкале в каждой колонке дается определенная степень свойств, позволяющая приписывать численные значения. Общим признаком шкалы является то, что суждение о степени какого-либо признака можно обозначить числом, что позволяет различать интенсивности наблюдаемых явлений — от самой низшей до самой высшей.
За этапом наблюдения следует этап обработки полученных данных и устранения некоторых недостатков, которые возникли при регистрации данных. Затем исследователь приступает к оценке материала. Он упорядочивает полученные данные, включает их в систему категорий, анализирует и готовит для дальнейшего качественного и количественного анализа.