Взаимосвязь и различие этих явлений
Проанализировав проблему взаимосвязи и различия способностей, одаренности и таланта, можно сделать вывод, что мнение по данной теме во многом будет определяться тем содержанием, которое вкладывают в эти понятия.
Большие трудности в определении вышеупомянутых понятий связаны с общепринятым пониманием этих терминов. Если же обратиться к толковым словарям, словарям иностранных слов, то можно заметить, что очень часто термины «способный», «одарённый», «талантливый» употребляются как синонимы и указывают на степень выраженности способностей. Также важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» определяются природные данные человека.
Так, в толковом словаре В.Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сподручный, споручный, пригодный, спопутный, удобный. Способный человек – умственно одаренный или развитой; способный к математике, живописи – склонный к сему, и понятливый на это» . Фактически, в данном случае, способный понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре нет. Следовательно, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
При определении понятия «талант», необходимо отталкиваться от его врожденного характера. То есть, талант - это врожденные способности, данные Богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности человека. В словаре иностранных слов талант определяется как «выдающиеся природные способности...».
Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень его выраженности. Неслучайно, одаренность, как самостоятельное понятие, отсутствует в толковых словарях В.И.Даля, С.И.Ожегова и в толковом словаре иностранных слов.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что способности, одаренность и талант выделяются как бы по разным основаниям. Когда говорим о способности - подчеркиваем возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте, одарённости, указываем на прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности, и одаренность, и талант проявляются в успешности деятельности.
На мой взгляд, понятия способность, одаренность, талант сходны по своему смыслу, поскольку, если они есть у человека, то находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Данная система качеств присуща, по моему мнению, только успешным, целеустремленным людям. Если же начать изучать каждый из критериев в отдельности, можно уловить слегка заметную грань различий. Итак, если одаренность – это врожденные, генетически заложенные качества человека к проявлению каких-либо способностей; то талант – это те же самые качества, но лишь с тем различием, что человек уже проявил их в течение жизни.
Заключение
В данной работе я рассмотрела проблему выявления способностей, одаренности и таланта, а так же взаимосвязь и различия этих явлений.
В наше время люди все чаще сталкиваются с вопросами: «Что такое способности человека? Чем они отличаются от одаренности и таланта?»
При изучении литературы по каждому из этих вопросов, я старалась найти материал, который наиболее правильно мог бы дать ответы на эти вопросы.
В первой части работы я постаралась дать ответ на вопрос: что такое способности. В этой главе я рассмотрела основные понятия данного явления, условия формирования способностей, а также их виды. Из всего материала можно сделать вывод, что способностями называют такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью. Но мнений и ответов на этот вопрос так, же много, как и ученых, которые рассматривали данную проблему. Это известные психологи и педагоги: доктор психологических наук Н. Лейтес, доктор педагогических наук Б.М.Теплов, А. Матюшкин и многие другие.
Во второй части рассматривался вопрос: что такое одаренность. На данный вопрос уже легче было найти единую формулировку ответа. Одаренность – это своеобразная мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека для адаптации к жизни.
В третьей части мной изучался вопрос: что такое талант. Ответ на этот вопрос волнует многих ученых и простых людей, поэтому найти на него ответ было не сложно, а вот выбрать наиболее точно определяющий истинный, правильный смысл данного понятия стало непростой работой. По моему мнению, талант - это врожденные способности, данные Богом, которые обеспечивают высокие успехи в какой-либо деятельности.
Что же касается последнего вопроса, то во время исследования литературы по данной теме, я пришла к выводу, что эти явления представляют неотъемлемую часть друг друга.
Это явно прослеживается в заключительной части моей работы: ведь очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей.
Список использованной литературы
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. – 3-е издание, стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 512с.
2. Дружинин В.Н., Психология общих способностей. 3-е изд.- СПб.: Питер, 2008. – 368 с.: ил.
3. Платонов К.К. «О системе психологии», - М., «Мысль», 1972, - 216с.
4. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982,- 136c.
5. Вильям Штерн «Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста» ; пер. с нем. А. П. Болтунова, изд-во Водолей, 1997, -126.
6. http://www.galya.ru/catd_new_page.php?id=2517798
7. Даль В.И., Толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001, - 992с.
8. Словарь иностранных слов для школьников и студентов, 9000 слов; изд-во «Локид», 2005, -660с.