Проведению практических занятий
Часть I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К
Тема I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ТИПА
Дневное отделение - 2 ч.; очно-заочное отделение - 1 ч. Учебные вопросы.
1. Система специальных (коррекционных) учреждений для детей, имеющих нарушения в развитии.
2. Определение понятия «нерезко (слабо) выраженные отклонения в развитии». Психолого-педагогическая характеристика детей с отклонениями в развитии. Организация психолого - педагогической и лечебной помощи детям этой категории.
3. Основные организационные мероприятия при поступлении детей с отклонениями в развитии в образовательные учреждения общего типа.
Методические рекомендации к проведению занятия
Первый вопрос занятия обсуждается в форме собеседования преподавателя со студентами. Установка к этому дается педагогом на предшествующем лекционном занятии. При подготовке к собеседованию студенты пользуются материалами лекционного курса и литературными источниками (с. 14, №№ 1-5 и др.). В частности, преподаватель напоминает студентам современную обобщенную модель системы специального образования и медико-социальной помощи детям с проблемами в развитии, ее основные компоненты: лечебно-профилактическое направление, диагностическое, воспитательно-образовательное, социально-реабилитационное, коррекционно-развивающее. Им соответствуют основные виды государственных учреждений: специальные (коррекционпые) образовательные учреждения, лечебные учреждения по оказанию помощи детям с отклонениями в развитии, консультационно-диагностические учреждения (психолого-ме-дико-педагогические комиссии и консилиумы, консультационно-диагностические центры и др.), центры реабилитации и коррекции. На практическом занятии преподаватель более подробно знакомит студентов с основными типами специальных (коррекционных) учреждений: (1) учреждениями системы гособразования (детские сады компенсирующего и комбинированного вида, коррекционные группы при ДОУ общего типа, логопедические пункты при общеобразовательных учреждениях, специальные школы, классы коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, центры развития ребенка с коррекционными группами и др.), (2) учреждениями системы здравоохранения (специализированные стационары, отделения и группы в детских больницах и домах ребенка; система специализированных кабинетов при детских поликлиниках и др.), (3) системы социальной помощи населению (центры медико-социальной и психологической помощи детям и подросткам, детские дома для детей с глубокими нарушениями интеллекта). Преподаватель обращает внимание на социально-правовой аспект деятельности специальных образовательных учреждений, знакомит студентов с нормативными документами, регламентирующими их деятельность (с. 14, №№ 2-5; Приложения, с.с. 266-295). Со студентами факультета дошкольного воспитания более подробно рассматривается вопрос: «Система специальных (коррекционных) учреждений для детей дошкольного возраста».
При рассмотрении второго вопроса определяется, дети с какими отклонениями, в развитии и при каких условиях могут находиться в ДОУ и школе общего назначения. Преподаватель дает обобщенную клиническую и психолого-педагогическую характеристику детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии (нарушения развития легкой степени тяжести), приводит примеры таких нарушений при различных формах отклоняющегося развития.
Категория детей с минимальными, либо парциальными нарушениями развития полиморфна и представлена следующими категориями:
- дети с минимальными нарушениями слуха;
- дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косог -лазием и амблиопией;
- дети с нарушениями речи (дислалия, стертая форма дизартрии, закрытая ринолалия, дисфония, нарушения темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера; нарушения фонематического восприятия);
- дети с легкой задержкой психического развития (конституциональная, соматогенная, психогенная);
- дети - носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряженность, тревожность, фрустрация, нарушения сна и др.) соматогенной или церебрально-органической природы (часто болеющие дети, постгравматики, аллергики, дети с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией, цереброэн-докринными состояниями);
- дети и подростки с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидной психопатии, психастении и др.);
- дети с девиаытным поведением органического генеза (синдром гиперактивности, синдром дефицита внимания);
- дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы;
- дети, у которых наблюдается асинхрония созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции) и др. [с. 14, №5].
В ходе занятия уточняется содержание терминов-понятий: «дети, испытывающие трудности в обучении», дети «группы риска» в образовательных учреждениях; проявления «школьной дезадаптации», «психической депривации» у детей и подростков, «дети с особыми социальными (образовательными) потребностями» и др. (с. 14, №№ 2,3). Затем студенты знакомятся с необходимыми организационными мероприятиями в отношении детей с недостатками в развитии, поступающих в ДОУ и школы общего типа. (Практическая часть настоящего пособия, с.60-63.) Преподаватель дает необходимые пояснения и указания к данному методическому материалу, приводит примеры из практики коррек-ционно-педагогической работы с детьми.
Студентам вечернего отделения предлагается для конспектирования и самостоятельного изучения соответствующая литература и указанный методический материал (№№ 1-3, 8, 9; Приложения 1-3 и др.).
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
1. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2001.
2. Специальная педагогика / Под ред. П.М. Макаровой. М, 2002.
3. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. -М., 2001.
4. Инновации в российском образовании. Специальное (коррекцион-ное) образование. Министерство общего и профессионального образования РФ.-М., 1999.
5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2005.
6. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е.Грибова. - М., 2001.
7. Словарь-справочник по специальной педагогике / Сост. М.И. Никитина, Н.М. Назарова, Б.П. Пузанов и др. - М., 2004.
8. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу "Коррекционная педагогика и специальная психология" / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. - М., 2001.
9. Хрестоматия по специальной педагогике / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2002.