ГЛАВА 2. Разработка учебно-методических материалов по теме «Гребля на байдарках и каноэ»
2.1 Тематическое планирование учебной темы
Важную роль в организации работы учителя играет планирование.
Благодаря планированию достигается правильная организация учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий, осуществляется учет требований программ, растет авторитет учителя.
Благодаря планированию появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс: появляется возможность предвидеть и учесть результаты работы. План чётко предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его в хронологии.
Тему «Гребля на байдарках и каноэ» целесообразно рассмотреть на 3 занятиях, из которых изучению нового материала отводится 2 занятия, проверке и контролю знаний отводится 1 занятие.
Основным учебником для подготовки домашнего задания был определён учебник "Гребной спорт" под редакцией Т.В Михайловой.
Источниками для подготовки преподавателя послужили:
1. Гаврилов В.Н. Гребля на байдарках и каноэ;
2. Опалев М. А. Критерии отбора и спортивной ориентации юных гребцов-каноистов;
3. Комаров А.Ф. Техника гребли на байдарке; Методические рекомендации по управлению тренировочным процессом квалифицированных гребцов на байдарках;
4. Шаробайко И.В. Специальная силовая подготовка женщин-байдарочниц с учетом их двигательных способностей;
5. Желдыбин Ю.А. Этапный педагогический контроль за специальной физической подготовкой высококвалифицированных гребцов на байдарках;
6. Железнякова М. Е. Психологические критерии мастерства спортсменов.
При проведении занятий подразумевается использование следующих материальных средств обучения:
1. проектор;
2. доска;
3. Раздаточный материал (тест).
Итоговый контроль знаний по теме предусматривается в виде теста.
Тематическое планирование (приложение 4) является отправным документом при разработке поурочных планов-конспектов занятий.
2.2 Поурочные планы–конспекты занятий
Система занятий – это совокупность уроков разных типов, расположенных в определенной иерархии и подчиненных общей конечной цели.
Кроме того, система уроков обладает свойствами, присущими понятию «система», а именно состоит из элементов, не противоречащих и дополняющих друг друга, являющих единое целое.
Разработка системы занятий по теме «Гребля на байдарках и каноэ» начата с составления тематического плана, рассмотренного в первом параграфе данной главы (приложение 4).
Во втором параграфе основной задачей является рассмотрение структуры каждого запланированного занятия и обоснование того или иного выбора методов, приемов и средств обучения, позволяющих достичь максимальный обучающий эффект.
Отобранная информация для всестороннего рассмотрения изучаемой темы была распределена на 3 занятия:
Первое занятие. Его тема «История гребли на байдарках и каноэ».
Тип занятия – объяснение нового материала.
При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:
1.Образовательная: обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий, законов и теорий, которая достигается на занятии через показ презентации;
2.Коррекционно-развивающая: формировать навыки учебного труда, достигаемая на занятии путем постановки учебных задач;
3.Воспитательная: содействовать физическому здоровью учащихся, решаемая с помощью проведения физкультминутки.
Средствами обучения на этом занятии выступают: компьютер и проектор.
Второе занятие. Его тема: «Основные правила отбора в спорт. Система соревнований».
Тип занятия – комбинированное.
При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:
1.Образовательная:проработать теоретический материал по заданной теме, которая достигается на занятии через проверку домашнего задания;
2.Коррекционно-развивающая: развивать интеллектуальные качества учащихся, достигаемая на занятии путем постановки вопросов на сопоставление, обобщение;
3.Воспитательная: содействовать физическому здоровью учащихся, решаемая с помощью наблюдения за осанкой учащихся во время урока.
Средствами обучения на этом занятии выступают: доска и проектор.
Третье занятие. Его тема: «Гребля на байдарках и каноэ».
Тип занятия – контроль знаний.
При планировании проведения этого занятия были поставлены следующие задачи:
1.Образовательная: написание контрольной работы, которая достигается на занятии через непосредственно написание работы, заранее подготовленный учителем тест;
2.Коррекционно-развивающая: стимуляция мозговой деятельности, достигаемая на занятии путем решения вопросов теста;
3.Воспитательная: следить за дисциплиной во время проведения контрольной работы, решаемая с помощью наблюдения за учениками, предварительно у брав все средства электронной связи.
Средствами обучения на этом занятии выступают: раздаточный материал и доска.
Каждое занятие имеет свойственную ему структуру в зависимости от выбранного типа его проведения, отраженную в планах-конспектах (приложение 1, 2, 3).