Технология подлинного общения Э. Берна
Основные понятия трансактного анализа.Основатель трансактного анализа – американский психиатр Эрик Берн первоначально считал свою концепцию продолжением психоанализа, хотя эта точка зрения не разделялась многими специалистами. Первые статьи Э. Берна, в которых был заложен фундамент ТА, появились в конце 50-х годов и были встречены коллегами с большой настороженностью. В середине 60-х годов вышла книга «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы», ставшая бестселлером и сделавшая ТА доступным широкой публике, которая в отличие от профессионалов встретила ее с большим энтузиазмом. В 70-е годы ТА распространился в ангоязычные страны и приобрел большую популярность среди специалистов-практиков. Существует Международная ассоциация трансактного анализа, которая с 1964 г. издает свой журнал. В нашей стране первая группа ТА появилась в 1988 г. в Ленинграде. В 1989 г. представители Международной ассоциации прочитали курс для советских психологов и непрофессионалов. В 1990 г. – образована Союзная ассоциация, куда вошли психологи, психотерапевты, социологи, педагоги, психиатры из разных городов Советского Союза (Горянина, 2005).
Разрабатывая свою концепцию Э.Берн опирался не только на психоанализ, но и на гуманистическую психологию, мифологию, а также использовал идеи когнитивно-бихевиорального подхода. Цель ТА – понимание и действие, направленные на развитие и позитивные изменения человеческого взаимодействия. ТА является своего рода философией, в соответствии с которой каждый человек представляет собой позитивную ценность. Он основан на трех основных идеях: все люди хорошие; каждый человек обладает способностью думать; каждый сам определяет свою судьбу и вправе изменять свои решения.
Все люди хорошие.
Уже в раннем детстве человек имеет определенные представления о себе и об окружающих людях. Когда у него появляется способность замечать разницу между собой и другими, он вырабатывает свою основную жизненную позицию. Эта позиция оценивает его самого: «Я хороший или плохой» – и других людей: «Ты хороший или плохой». Люди часто переключаются в течение одного дня на различные позиции в зависимости от ситуации (на работе, в семье, с друзьями): «Я хороший – ты плохой»; «Я хороший – ты хороший»; «Я плохой – ты хороший»; «Я плохой – ты плохой». Эти четыре взгляда на жизнь получили название жизненные позиции (рис. 22).
Рис. 22. Представления и жизненные позиции
Большинство людей считают себя хорошими в одних проявлениях и не очень хорошими в других: неудачниками на работе и преуспевающими в семье, в общении с друзьями. Но все же в течение определенных периодов времени люди чаще всего находятся в своей основной жизненной позиции.
Главная идея ТА – все люди хорошие – означает: я принимаю себя таким, каким я есть, и другого принимаю таким, каким он есть.
2. Каждый человек обладает способностью думать. На человеке лежит ответственность за принятие решений о том, что он хочет в жизни, поскольку каждый человек, обладает способностью мыслить. Вся жизнь человека зависит от принятых им решений.
3. Каждый человек сам определяет свою судьбу. Приняв решение однажды, мы можем изменить его впоследствии. Это особенно справедливо для детских решений, но и взрослый может изменить их.
Структурный анализ.Э. Берн открыл три различных способа существования человека в мире, каждый из которых состоит из набора мыслей, чувств и поведения. Если человек мыслит, чувствует и ведет себя, копируя одного из родителей или людей, которые учили его жить – он находится в эго-состоянии Родителя. Если он думает и действует исходя из принципа «здесь и сейчас», реагируя на то, что происходит вокруг него, используя свой потенциал взрослой личности – он находится в эго-состоянии Взрослого. Если его мысли, чувства, поведение похожи на то, что он обычно делал в детстве – он перемещается в эго-состоянии Ребенка. В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие. Каждое из состояний «Я» выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния «Я» (табл. 8).
Таблица 8
Характеристика и внешние проявления состояния «Я»
Эго-состояние | Характеристика | Внешние проявления |
Родитель | Несет в себе все богатство человеческого опыта, моральные убеждения и модели поведения. Оно основано на заботе о сохранении человеческого рода, традиций и возникает еще в детском возрасте. Успешно обеспечивает поведение в ситуации дефицита времени на размышления. | Указания: «Делай то, не делай это», «Всегда», «Никогда», «Будь осторожен», «Замолчи». Речь насыщена поговорками и клише: «Это смешно и глупо», «Все мужчины», «Начальник всегда прав», «7 раз отмерь и 1 раз отрежь». Жесты и позы: вытянутый указательный палец, покачивание головой, поглаживание по голове, подмигивание, сморщенные брови, руки на бедрах или скрещенные на груди, ноги широко расставлены. |
Взрослый | Способы решения проблем, модели поведения и чувства – все адекватно реальной ситуации. Человек использует соответствующие возрасту интеллектуальные и эмоциональные ресурсы. | Задают вопросы по содержанию: «Что?», «Кто?», «Когда?». Любимые фразы: «Я согласен», «Вот мое мнение», «Я взвешу все за и против», «Подождите, я подумаю». Жесты и позы: гармоничное сочетание расслабленности и напряжения в позе и движениях, голова прямая, спокойный взгляд, руки открыты, туловище наклонено вперед. |
Ребенок | Мир эмоций и чувств: иррациональных страхов, грусти и гнева, радости, энтузиазма, нежности. Это игра воображения и кладезь творчества. | Жесты и позы: согнет ноги под стулом; забывшись, станет почесываться; скучая – жонглировать карандашом; на совещании – рисовать. Любимые фразы: «Я хочу», «Прекрасно», «я боюсь», «Я должен», «Оставьте меня в покое!», «Проклятье». |
Функциональный анализдает ответ на вопрос: «Как функционируют различные части личности?» (табл. 9).
Таблица 9
Позитивные и негативные проявления инстанции «Я»
Инстанции «Я» | Позитивные и негативные проявления | |
Родитель | Заботливый родитель | Позитивный – помогает другому, исходя из подлинного уважения к нему. «Тебе помочь? Если да, то скажи мне». Негативный – оказывает помощь с позиции превосходства, игнорируя своего подопечного. Он сначала предлагает помочь, а потом сам делает всю работу. |
Критический (контролирующий) родитель | Позитивный – хранит определенные нормы, запреты и правила. Его директивы и запреты направлены на защиту и поддержку человека («Бросьте курить!»). Негативный – унижает другого человека («Ты – безответственный человек»). | |
Взрослый | Не подразделяется на составные части. Наиболее подходящая метафора для характеристики взрослого – образ ЭВМ. | |
Ребенок | Свободный (естественный) ребенок | Делает то, что хочет. (Учитель, увидев директора в коридоре может сказать другому – «Давай быстренько спрячемся в класс, а то еще какую-нибудь работу даст»). Позитивный – выражает свои эмоции, выбрав место или ситуацию (ударить по подушке; орать, когда находиться один; написать гневное письмо, но не отправить его). Негативный – не умеет выбирать место и время (быстрая езда по переполненной дороге, долго спит в рабочие дни и опаздывает на работу), Не умеет себя сдерживать: «Что за дурацкий вид у тебя уже третий день?». |
Адаптированный (приспособившийся) ребенок | Его в детстве научили быть вежливым, пользоваться платком, громко не смеяться. Действует в соответствии с внутренними нормами и убеждениями, не отступая от них ни на шаг. Позитивный – проигрывает продуктивные способы поведения и без труда достигает желаемого результата (переходит улицу по светофору, говорит «пожалуйста»). Негативный – усвоил в детстве и негативные способы поведения (привлекать внимания родителей, обидевшись на них) и комплексы (над ним смеялись, когда он в классе читал стихотворение, а взрослым – боится выступать публично). Это может быть беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение («Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»). | |
Бунтующий ребенок | Протестующее, бросающее вызов поведение («Я не буду этого делать!») | |
Маленький профессор | Выполняет функции творческой, интуитивной части. «У меня есть идея!», «Эврика». |
Анализ трансакций.Общаясь, человек может обратиться к своему собеседнику из одного из трех эго-состояний. Тот в свою очередь, отвечает тоже из одного из своих эго-состояний. Подобный обмен ходами в общении называется трансакцией (взаимодействием) Трансакция – единица акта общения, в течение которой собеседники, находящиеся в одном из трех состояний «Я», обмениваются парой реплик. Используя модель эго-состояний для анализа взаимодействия между людьми, Э. Берн различает параллельные, пересекающиеся, открытые и скрытые, двойные и угловые трансакции. Кроме того, он выработал три правила коммуникации.
В параллельной трансакции векторы параллельны друг другу, а эго-состояние, в которое обращаются, является источником реакции.
Правило 1. До тех пор пока трансакция остаются параллельными, коммуникация может продолжаться бесконечно долго |
Пример. Ученик может спросить у учителя, какой параграф ему необходимо подготовить к следующему занятию.
а) Это можно сделать прямо и просто, исходя из обстоятельств настоящего времени. Запросив информацию, ученик находится во Взрослом. Учитель может ответить на вопрос также прямо и просто, сообщая чистую информацию. Стимул (ученик): Какой параграф мне нужно прочитать?
Реакция (учитель): «Пятый во второй главе».
б) Второй ученик другой. Он может задать тот же вопрос из эго-состояния Ребенка. Если учитель будет давать информацию заботливым тоном или, наоборот, раздраженным тоном, он обратиться из своего эго-состояния Родителя к эго-состоянию Ребенка.
Пересекающаяся трансакция.
Ученик задает тот же вопрос: «Какой параграф мне надо выучить к следующему занятию?» – обращаясь из своего Взрослого эго-состояния. Однако учитель рассерженно ворчит: «Какой параграф, какой параграф! Я обо всем говорил на уроке». Учитель находится в эго-состоянии критического родителя и обращается к ученику как к Ребенку.
Иногда необходимо использовать подробную функциональную модель для того, чтобы понять, какой вид трансакции мы имеем.
Пример. Ученик, приветливо улыбаясь, обращается к учителю: «Я не был на прошлом уроке. Скажите, пожалуйста, что надо учить к следующему занятию?» Учитель (сердитым тоном, смотрит на ученика свысока): «У меня нет возможности объяснять тебе все сначала. Следующий раз не будешь прогуливать!».
На стимул ученика «Ребенок – Родитель» учитель отвечает реакцией «Родитель – Ребенок». В структурной модели эта трансакция будет параллельной, однако она переживается как пересекающаяся.
Стимул ученика «Свободный ребенок – Заботливый родитель».
Реакция: «Критический родитель – адаптированный ребенок».
Исход: ученик либо войдет в состояние адаптированного ребенка и начнет извиняться, либо в состояние бунтующего ребенка: «Подумаешь, и спросить нельзя!».
Правило 2. При пересекающейся трансакции происходит разрыв взаимодействия, при этом для восстановления коммуникации одному или обоим партнерам необходимо изменить свое эго-состояние. |
Угловая коммуникация(частный случай пересекающейся, если расположить эго-состояния другим образом, она становится пресекающейся).
Студенты: «Давайте смоемся сегодня с лекции, уже поздно – деканат не узнает».
Преподаватель: «Как на стыдно такое предлагать?! Как вы собираетесь сессию сдавать?»
Скрытая коммуникация.
Учитель: «Вы готовились к сегодняшнему занятию?»
Ученик: «Конечно, читал и пытался разобраться».
На первый взгляд это параллельная трансакция «Взрослый – Взрослый». На социальном уровне так оно и есть. Но если проанализировать на психологическом уровне, то мы получим нечто другое.
Учитель (резко, интонация падает в конце предложения, мышцы лица напряжены, брови соединены): «Вы готовились к сегодняшнему занятию?»
Ученик (дрожащий голос, взволнованная интонация, плечи приподняты, голова наклонена вперед): «Конечно, читал и пытался разобраться».
На психологическом уровне происходит обмен «Родитель – Ребенок», «Ребенок – Родитель». Если придать сообщениям психологического уровня словесную форму, то мы могли бы услышать следующее:
Учитель: «Вы вечно не готовы к занятиям!»
Ученик: «Вы всегда несправедливы ко мне!».
В скрытых трансакциях мы имеем два вида сообщений:
– открытое (сообщение социального уровня),
– скрытое (сообщение психологического уровня).
Любая скрытая трансакция называется двойной.
Правило 3. Поведенческий результат скрытой трансакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне. |
Распределение эго-состояний, задаваемых инициатором общения, таково:
1) если оно устраивает партнера, то возникает комфортное, бесконфликтное общение;
2) если оно не устраивает партнера, то это является конфликтогеном. При этом:
а) если распределение эго-состояний встречает сопротивление, то оно может привести к конфликту;
б) если не встречает, то имеет место манипуляция.
В качестве иллюстрации приведем пример манипуляцию «Обезьяна на шее» (поручение, висящее на исполнители).
Подчиненный: «Вы поручили мне достать автокран. Они есть там-то, но не с моим авторитетом к ним обращаться. Вот если бы вы пару слов сказали – я могу набрать телефон их начальника».
Начальник (польщенный): «Ладно, давай скажу».
Делает звонок, но в этот момент нужного человека нет на месте.
Начальник: «Ну ладно, иди, я решу этот вопрос».
На следующий день.
Подчиненный (заглядывает в кабинет с видом полной покорности и просящим тоном интересуется): «Ну как, не решили?».
Начальник (занятый текущей работой, машет на него): «Иди, работай, решу».
Через некоторое время подчиненный опять интересуется. Получилось, что их роли поменялись.
Открытая трансакция подчиненного – уважительное отношение В → Р.
Скрытая трансакция подчиненного – Ре → Р.
Начальник спровоцирован на Р → Ре.