Регулятивные теории воли (Селиванов В.И, Ильин Е.П.)

Литература

1.Ильин Е.П. Психология воли. СПб, Питер, 2000. С.18-24, 28-32, 36-43.

2.Селиванов В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психол. журн. 1985. Т.7. №6. С.110-121.

Анализ экспериментальных исследований воли в зарубежной и отечественной психологии. Методы изучения воли.

Литература

1.Иванников В.А. //Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991. С.24-27, 33, 35, 40; раздел: Анализ проблемы воли в психологии.

2.Макарушкина М.Л., Эйдман Е.В., Иванников В.А. Проблема воли в зарубежной психологии. //Вопросы психол. 1988. №3.С.145-152.

Основные признаки произвольных реакций.

Литература

1.Иванников В.А. //Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ. 1991. С.80, 82, 84, 85, 87-100, 102-106, 112-116, 119-125.

2.Ильин Е.П. Психология воли. СПб, Питер, 2000. С. 55-63.

Волевая регуляция как частный подуровень произвольной регуляции.

Литература

1.Иванников В.А. //Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ. 1991. С.80, 82, 84, 85, 87-100, 102-106, 112-116, 119-125.

2.Ильин Е.П. Психология воли. СПб, Питер, 2000. С. 55-63.

Модуль №3 ПР-1 - Тест рубежного контроля

Выберите правильный ответ.

  1. С.Л. Рубинштейн связывал волю со становлением индивида как:
    а) самоопределяющегося субъекта
    б) самосознающей личности
    в)самоинициирующего субъекта
    г)свободной личности
  2. Согласно У. Джемсу при решении вопроса о завершенности волевой регуляции в конкретном действии нужно сосредоточить внимание на:
    а)действии в целом
    б)исполнительской части действия
    в)мотивационной части действия
    г)последствиях действия
  3. Согласно взглядам Ф.Е. Василюка поведение наркомана, является безвольным, потому что:
    а) имеются конкурирующие мотивы
    б)живет во внутренне сложном, но внешне легком мире
    в)имеется единственный мотив
    г)живет во внутренне сложном и внешне трудном мире
  4. Е.П. Ильин рассматривает понятие "воля" как:
    а) интерпретационное
    б) описательное
    в) объяснительное
    г) классификационное
  5. Что означает, согласно С.Л. Рубинштейну, проблема содержания воли:
    а) проблема ценностей и смыслов
    б) проблема деятельности и сознания
    в) проблема высших психических функций
    г) проблема мотивов и целей
  6. Какие действия В. Вундт относил к собственно волевым
    а)действия по желанию
    б)действия по мотиву
    в)действия по выбору
    г)действия сознательные
  7. По оценке Л.С. Выготского аффективные теории воли являются
    а)переходными между ассоцианистскими и интеллектуальными теориями
    б)гетерономными теориями
    в)автономными теориями
    г) переходными между гетерономными и автономными теориями
  8. К какому типу принятия решения У. Джемс относил разумную решимость
    а)первому
    б)третьему
    в)пятому
    г)второму
  9. Е.П. Ильин определяет волю как
    а) разновидность произвольного самоконтроля
    б) разновидность произвольного управления
    в) разновидность произвольной регуляции
    г) разновидность произвольной самомобилизации
  10. В.А. Иванников рассматривает волевое действие по психическому статусу как
    а)дважды произвольное
    б)с двумя смыслами
    в)дважды преднамеренное
    г)с двумя мотивами

Модуль №3. Литература

А) основная

1. Джанерьян С.Т. Эмоции. Воля. Учебное пособие. Ростов н/Д, 2009.

2. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. - 3-е изд. СПб.: Питер, 2006.

3. Маклаков А. Г.Общая психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. Гл. Эмоционально-волевая сфера.

4. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. Гл. Воля.

Б)дополнительная

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. – Из записных книжек Л.И. Божович: соображения к проблеме развития воли. С. 333-341.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГУ, 1984.
  3. Веккер Л.М. Психические процессы. В трех томах. - Л.: ЛГУ, 1981. Т.3. - Гл. 4.
  4. Выготский Л.С. СС. В шести томах. - М.: Педагогика, 1982. Т.2. - Лекция 6. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте.
  5. Выготский Л.С. СС. В шести томах. - М.: Педагогика, 1983. Т.3. - Гл. 12. Овладение собственным поведением.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли. //Психол. журн. - 2005. - Т.26. №3. - С. 15-24
  7. Джемс У. Психология /Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. Гл. 26.
  8. Иванников В. А. Воля: миф или реальность? //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1993. - №2. - С. 70-73.
  9. Иванников В.А. Произвольные процессы и проблема воли.//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1986. - №2. - С. 18-29.
  10. Иванников В.А., Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психол. журн. - 1990. - Т. 11. - №3. – С.39-42.
  11. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2000. - С. 39-43.
  12. Леонтьев А.Н. Воля //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1993. - №2. - С. 3-14.
  13. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. Учебник для индустриально-пед. техникумов. М.: Высшая школа, 1973. – Гл. 9.
  14. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Учебное пособие. - Л., 1977.
  15. Рибо Т. Воля в ее нормальном и болезненном состоянии. Пер. с 8-го доп. фр. издания под ред. В. Аболенского. - СПб., 1894. – 190с.
  16. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психол. журн.- 1982. -Т. 3. - №4.-С. 14-25.
  17. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психол. журн.- 1982. -Т. 3. - №4.-С. 14-25.
  18. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Лекции по спецкурсу. - Рязань, 1974.
  19. Симонов П.В. О филогенетических предпосылках воли. //Вопросы психологии. - 1971. - №4. - С. 84-88.
  20. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - С. 160-168.
  21. Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии. //Вопросы психол. 2004. №3. С. 64-70.
  22. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. //Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 49-54.
  23. Чхартишвили Ш.Н. Проблема воли в психологии. //Вопросы психологии. - 1967. - №.4. - С. 72-81.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, написанию эссе, рефератов и выполнению тестов (включая ключ) представлены в разделе V данного УМК.

Наши рекомендации