Правила отношений терапевта и клиента

Если в Европейских странах юридически утвержден "Этический кодекс психотерапевта", то в нашей стране правила этики, принятые в среде профессионалов, действуют негласно. Непрофессионала от настоящего профессионального психолога отличает, в частности, соблюдение этих правил.

Знание этих законов, которые должны соблюдать как психологи, так и их клиенты, может помочь Вам защитить свои права и уметь отличить настоящего специалиста от непрофессионала.

Вот некоторые из этих правил:

Психолог (или психотерапевт) должен действовать в интересах клиента и учитывать их в первую очередь. Если состояние клиента вне компетенции терапевта, то терапевт должен направить его к нужному специалисту.

Если психолог знаком с клиентом или клиент является его другом или родственником, то будет лучше, если психолог направит его к другому специалисту. Это необходимо, так как специалист уже имеет сложившееся (и может быть слишком субъективное) мнение и отношения с этим человеком. Чтобы помочь клиенту терапевт должен стремиться быть наиболее объективным, чему могут препятствовать уже существующие неформальные отношения.

Часто в процессе психотерапии пациент выражает свои чувства и начинает все больше идеализировать терапевта, проецируя на него все самое лучшее, что есть в нем самом, в его прошлой жизни. В результате пациент может влюбиться в своего терапевта. Фрейд назвал этот феномен "переносом". В случае "переноса", терапевт пытается продолжать работу с пациентом, подводя его к осознанию того, что с ним происходит на самом деле. Психолог не имеет права, ни при каких обстоятельствах вступать с клиентом в интимные отношения.

Цена за консультацию должна быть установлена терапевтом во время первой встречи (разговора) с клиентом. Плата за консультацию не может заменяться какой-либо работой или услугой со стороны клиента.

Психолог гарантирует своему пациенту строгую конфиденциальность в отношении полученной информации во время встреч, даже если клиент сообщает о совершенных противоправных действиях.

Если клиент сообщает о готовящихся противоправных действиях (например, о планируемом в будущем убийстве или самоубийстве), то он имеет право сообщить данную информацию в правоохранительные органы или психиатру. Клиент предварительно ставиться об этом в известность. Психолог имеет право нарушить конфиденциальность, если он выступает свидетелем в суде, о чем также сообщается клиенту.

Психотерапевт заключает контракт с клиентом. Кроме обязанностей, терапевты имеют определенные права. Если клиент пропускает консультацию и не предупреждает об этом терапевта хотя бы за 24 часа, без уважительной причины, то клиент должен оплатить пропущенную сессию, также оплачиваются и пропущенные консультации по средствам E-mail и ICQ. Также, если пациент склонен длительное время (больше 15 минут) обсуждать с терапевтом по телефону свои проблемы, то специалист имеет право назначить гонорар за потраченное время. В свою очередь психолог заранее предупреждает клиента по телефону, если консультация по каким-либо причинам переносится.

Кодекс Этики практикующего специалиста (психолога, психотерапевта, психоаналитика)

Кодекс определяет профессиональные стандарты и общие принципы поведения психоаналитически специалистов и кандидатов в специалисты в отношении клиентов, коллег, общества и психотерапии. Аналитические отношения между клиентом и терапевтом начинаются при их первом взаимодействии, продолжаются на протяжении всего периода терапии и сохраняются после ее завершения – в постаналитической фазе. Кодекс этики определяет взаимодействие между клиентом и терапевтом на протяжении всего периода терапии и трех лет по ее окончании.

Практика психотерапии

Деятельность практикующего специалиста (психолога, психотерапевта, психоаналитика) направлена на решение задач и проблем клиента и осуществляется строго в рамках контракта.

Все процедуры, используемые при оказании помощи клиенту, являются вербальными или основанными на невербальных коммуникативных сигналах, которые могут быть преобразованы в вербальные.

Профессиональное поведение специалиста определяется интересами клиента, безопасностью общества и психотерапевта. Важнейшей основой психотерапевтической работы является информированность и добровольное участие клиента в аналитическом процессе.

Профессиональная этика не допускает никаких форм использования клиента в интересах аналитика. Физический контакт агрессивной или сексуальной природы со стороны специалиста или кандидата не может быть признан этичным даже при согласии на него клиента.

Этические права и обязанности психотерапевтов и клиентов:

Терапевт имеет право выбирать те или иные условия и технику терапии. Он должен сообщить клиенту, что терапия будет осуществляться в форме диалога и преимущественно – путем перевода любых побуждений или влечений в словесную форму.

Терапевт имеет право отказаться от работы с клиентом, если считает, что поставленная последним цель может быть вредна или нереалистична для клиента, общества самого терапевта.

В течение терапевтической сессии клиент имеет право выражать все свои мысли и чувства. Терапевт обязан исследовать и работать с теми мыслями и чувствами клиента, которые обращены на него. Право клиента выражать все свои чувства не должно сдерживаться неадекватным или неуместным использованием интерпретаций или обвинением в патологическом выражении чувств. Терапевт имеет право другими способами препятствовать оскорбительному поведению со стороны клиента, направленному на получение удовлетворения за его счет, и право устанавливать границы терапевтической работы.

Отношения между клиентом и терапевтом уже сами по себе являются инструментом терапии, и их развитие должно поддерживаться использованием психотерапевтических и др. техник. Клиент имеет право реагировать на терапевта в любой (вербальной) форме в течение всего времени, необходимого полной вербализации реакций на взаимоотношения. Такая (ничем не ограничиваемая) вербализация направлена на исследование особенностей личности и защит клиента, проявляемых в терапии.

Терапевт обязан использовать диагностические сессии для исследования предъявляемых проблем и принятия решения о том, сможет ли он быть полезен клиенту.

Терапевт должен активно противодействовать идеям и действиям, которые унижают достоинство клиентов в связи с их этническим происхождением, расой, полом, сексуальной ориентацией, религиозными убеждениями или социально-экономическим положением.

Наши рекомендации