Групповая гештальт-терапия

Основателем гештальт-терапии, ее групповой формы, считается Фредерик (Фриц) Соломон Перлз. Он обобщил имеющиеся знания в области психологии восприятия и личности различных психологических школ и органично использовал для разработки методики групповой гештальт-терапии. Позже в поисках самостоятельного метода Ф. Перлз изучил теорию поля Курта Левина, театр психодрамы Якоба Леви Морено, биоэнергетику и метод Александера.

В гештальт-терапии Ф. Перлза мы встречаем сознательный отказ от анализа прошлого опыта и работу по принципу «здесь и теперь», неприемлемость интерпретаций и комментариев событий, призыв к осознанию настоящего и способности жить в полной мере, а не рассуждать о жизни. Важное место отводится процессу саморегуляции организма, приводящему к формированию целостного психического образования, некой специфической организации частей, называемой гештальтом.

Гештальт-образование формируется на основе потребностей человека и объединяет те компоненты нашего опыта, которые значимы в данный момент. Когда потребность человека удовлетворяется, гештальт завершается и отступает на задний план, освобождая место новому образованию. Если же потребность не удовлетворена, гештальт не может завершиться и «раствориться в фоне». Чувство, оставаясь неотреагированным, причиняет беспокойство, травмирует психику человека, вызывает неразрешимые проблемы.

Задача гештальт-терапии – помочь осознать клиенту свою потребность, сделать ее более четкой, выразить неотреагированные чувства, завершив таким образом гештальт и освободив место для решения других проблем. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом психической деятельности индивидуума, показателем его психического здоровья.

Таким образом, основной целью групповой гештальт-терапии Ф. Перлз считал восстановление в каждом участнике группы организмических процессов, нарушенных в процессе жизненного цикла, пробуждение скрытых возможностей каждого путем поощрения осознания своих потребностей и способствование продвижению по пути к зрелости. Под зрелостью Ф. Перлз понимал оптимальное состояние здоровья, когда личность способна взаимодействовать со средой, свободно удовлетворяя свои потребности. Это становится возможным благодаря терапии непродуктивных стереотипов поведения и замене их полноценными и адекватными реакциями. При этом в центре внимания оказываются невротические механизмы нарушения контактов, таких как патологическое слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция.

Терапия контактов осуществляется по двум направлениям: 1) анализ вербального содержания и 2) анализ телесных проявлений.

Основными принципами групповой гештальт-терапии:

1. Принцип «здесь и теперь» – это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент, даже если он переживает прошлые события своей жизни.

2. Принцип «я - ты» выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Руководитель гештальт-группы побуждает участников группы адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.

3. Принцип субъективизации высказываний связан с семантическими аспектами ответственности участника группы. Руководитель гештальт-группы предлагает заменять объективизированные формы типа «что-то давит в груди», на субъективные – типа «я подавляю себя».

4. Континуум сознания – это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний и отказ от вербализаций и интерпретаций. Участники группы должны постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ними в данный момент, замечать малейшие изменения в функционировании организма, что способствует ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

Недирективный подход руководителя гештальт-группы, его установки на оправдание и принятие всего, что будет происходить за время жизни группы, соблюдение участниками группы определенных правил, сообщаемых руководителем перед началом занятий также способствуют формированию подобной атмосферы.

Правила предлагаются следующие:

1. Безоценочная атмосфера. Каждый участник может и имеет право высказывать свои чувства, как и когда он хочет, при этом запрещаются категорические высказывания и оценки других. Если кому-либо что-то не нравиться, он может это высказать в форме переживаемых им в настоящий момент чувств.

2. Участники говорят о себе по желанию и в любой момент могут прекратить работу, если чувствуют, что дальше работать неготовы.

3. Предполагается, что участники говорят о себе искренне. Не разрешается говорить неправду.

4. Члены группы посещают ее регулярно, так как отсутствие одного из ее членов сказывается на работе других. Необходимость отсутствия участника согласовывается со всей группой.

5. Конфиденциальность, то есть все, что обсуждается в группе, за ее пределы не выносится. Случайно возникшие вне группы дискуссии затем излагаются для всех участников – группа живет единой жизнью.

6. В группе разрешается говорить обо всем и делать все, что хочется, не притесняя остальных членов. Психотерапевт контролирует данный процесс.

Руководитель гештальт-группы одномоментно работает не со всеми ее участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся стать на время главным действующим лицом, то есть сесть на так называемое «горячее кресло». Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента, находящегося на «горячем кресле».

Основные приемы, используемые в работе гештальт-групп, следующие:

- расширение осознания;

- интеграция противоположностей;

- усиление внимания к чувствам;

- работа с мечтами;

- принятие ответственности на себя;

- преодоление сопротивления.

Группы психодрамы

Психодрама – одно из наиболее влиятельных и плодотворных течений в групповой психотерапии. Заслуга его возникновения принадлежит Джекобу Леви Морено, основателю социометрии и движения групповой психотерапии в целом. Психодрама была разработана для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов, фантазий и основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации.

Целью психодрамы является поиск эффективных путей для решения психологических проблем на разных уровнях, от экзистенциального до обыденного, бытового в интересах их личностного роста, расширения самосознания участников группы, коррекции навыков межличностного общения, достижения участниками группы более полной интегрированности и целостности.

В ходе терапии участник группы с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Причем эти сцены вместо того, чтобы рассказывать о них, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им интенсивность и релевантность, дает возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас.

В психодраматической сессии участник группы одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни. При этом драматизируются и исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий участника группы.

Важное значение в психодраме придается спонтанности, актерские же умения не играют роли, зачастую они даже мешают инсценировке. Спонтанность, по мнению Д. Морено – это ключ к творчеству. Он также считал, что современные люди боятся непосредственного и эмоционального (спонтанного) общения, но утверждал, что такому общению можно научиться с помощью психодрамы.

В классической психодраме для постановки используется специально оборудованная многоярусная сцена. При отсутствии условий занятия можно проводить в любой обстановке, используя любое пространство в кругу группы. Оно должно быть достаточно велико, чтобы обеспечить простор для психодраматического действия.

Оптимальное количество участников психодраматической группы составляет от шести до девяти членов. Большее количество с трудом позволяет психотерапевту справляться с запросами протагониста, одновременно улавливать порой интенсивные реакции отдельных членов группы и следить за динамикой всей группы. Психотерапии в группе благоприятствует гетерогенный состав группы.

Основными этапами группировки психодраматических сессий являются разминка (фаза разогрева), фаза психодраматического действия и фаза интеграции или обсуждения.

Фаза разогрева состоит из трех стадий:

1) постепенное раскрепощение двигательной активности участников;

2) стимуляция спонтанных поведенческих реакций;

3) фокусировка членов группы на конкретной теме.

Разминка необходима для создания необходимой эмоциональной атмосферы в группе, снятия сопротивления участников исследованию определенной темы. Кроме того, ведущий получает информацию о том, кто хочет участвовать в психодраме и какие вопросы и темы волнуют больше всего группу.

Как только протагонист в фазе разогрева определился, начинается фаза психодраматического действия. Режиссер внимательно выслушивает рассказ протагониста о его проблеме, получая информацию для организации действия. После того, как описана конкретная ситуация, члены группы стимулируются уже не к обсуждению проблемы, а к разыгрыванию представления. То, что до сих пор рассказывалось словами, теперь «превращается в образ».

В момент кульминации психодраматического действия эмоциональный заряд группы достигает своего пика, и наступает катарсис – внутреннее очищение, момент эмоционального отреагирования, который способствует инсайту – «озарению», иному видению и осмыслению ситуации, необходимому для разрешения внутри- и межличностных проблем.

В психодраматическом действии участвуют режиссер, протагонист, «вспомогательные Я» – партнеры протагониста в инсценировке и аудитория (зрители – члены группы, не имеющие ролей в данном действии).

Последней фазой психодрамы является фаза обсуждения, которая состоит обычно из двух частей: ролевой и идентификационной обратной связи.

В ролевой обратной связи партнеры по очереди описывают протагонисту чувства, которые появлялись у них при исполнении отведенных им ролей, а также при изображении протагониста при обмене ролями. Протагонист равным образом выражает свои собственные чувства, пережитые им в различных ролях.

В идентификационной обратной связи участвуют зрители и ведущий психодрамы, поскольку во время игры они идентифицировались с протагонистом или с одним из изображенных людей, имеющих к нему отношение. Благодаря таким исходящим от переживания сообщениям протагонист чувствует себя по настоящему понятым.

Шеринг является важной частью заключительной фазы психодрамы. Под ним понимается непосредственное постпсиходраматическое сопереживание с протагонистом, которое, например, может выражаться через идентификации, возникшие у зрителя на основе соответствующих переживаний, имевших место в его собственной истории жизни. В некоторых случаях имеет смысл ограничить третью фазу только шерингом.

Общая продолжительность психодраматического занятия составляет в среднем от полутора до двух часов. После третьей фазы психодрамы необходимо оставлять до получаса свободного времени, чтобы после чрезвычайных событий погасить кипение страстей.

Для осуществления и проведения психодраматического действия Морено и его учениками были разработаны различные специальные техники и методики. Но наиболее часто использующимися и незаменимыми являются такие, как монолог, дублирование, обмен ролями, отображение (зеркало).

Монолог – это речь действующего лица сценария, чаще всего протагониста. В этой технике от протагониста требуется изложить свои чувства и мысли, как будто протагонист вслух (но при этом интимно) советуется сам с собой.

Дублирование представляет собой следующее действие. Вспомогательному лицу предлагается сыграть специальную роль – дублирующую роль протагониста. Вспомогательное лицо исполняет эту роль одновременно с протагонистом и пытается стать его «психологическим двойником», быть его внутренним голосом, сознанием, выражать его чувства, вскрывать тайные мысли и суждения, помогать выражать их полно и открыто.

Обмен ролями: протагонист на время меняется ролями со «вспомогательным Я». Это позволяет, с одной стороны, понять затруднения протагониста, помочь ему более точно выразить свой замысел, а с другой – дает возможность «вспомогательному Я» показать свое понимание ситуации, выразить свое отношение к ней.

Техника зеркала осуществляется «вспомогательным Я», исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия.

Наши рекомендации