Часть ii нейропсихологический анализ формирования речевого сообщения
Лурия А. Р.
Л 85 Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 352 с.
ISBN 5-7695-1011-0
В книге, публикуемой к столетию со дня рождения А. Р.Лурия, одно-го из крупнейших психологов XX века, представлены две его монографии: «Очерки психофизиологии письма» (1950) и «Основные проблемы нейролингвистики» (1975). Обе они посвящены анализу психологической структуры письма и речи, проводимому с помощью нейропсихологиче-ского метода.
Книга может быть полезна также студентам — филологам и педагогам, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами речи и ее механизмов.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к настоящему изданию. Т.В. Ахутина..................................3
ОЧЕРКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ПИСЬМА
Предисловие................................................................................................10
Проблема исследования.............................................................................11
Устная речь и письмо. Их развитие............................................................12
Психологическое содержание процесса письма.......................................17
Мозговая организация процесса письма..................................................24
Роль слухового анализа в процессе письма..............................................26
Роль артикуляции в процессе письма.......................................................40
Зрительная организация процесса письма...............................................50
Психофизиологические условия сохранения последовательности
звуков при письме.................................................................................59
Сохранение замысла письма и его психофизиологические основы.......69
Заключение..................................................................................................73
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕЙРОЛИНГВИСТИКИ
Предисловие................................................................................................78
Часть I. Нейропсихологический анализ речевой коммуникации..............79
1. Основные этапы процесса речевой коммуникации........................80
2. Психологические условия формирования речевого сообщения.... 106
3. Нейропсихологический анализ процесса речевой коммуникации.................................121
Часть П. Нейропсихологический анализ формирования речевого сообщения..........................127
Методы..................................................................................................128
А. Нарушения синтагматического аппарата формирования речевого сообщения...........................131
1. Нарушение формирования речевого сообщения при поражениях глубинных отделов мозга...........134
2. Нарушение формирования речевого сообщения при поражениях лобных долей мозга......................137
3. Нарушение формирования речевого сообщения при синдроме динамической афазии....................... 145
4. Нарушение предикативной структуры высказывания. «Телеграфный стиль»...............................155
5. Нарушение формирования речевого сообщения при комплексной форме эфферентной моторной афазии...........166
Б. Нарушения парадигматического аппарата формирования речевого сообщения....................... 178
1. Нарушение артикуляторного компонента формирования речевого сообщения при афферентной моторной афазии...........183
2. Нарушение акустического компонента формирования речевого сообщения при сенсорной афазии.....190
3. Нарушение формирования речевого сообщения при акустико-мнестической афазии...................... 201
4. Нарушение формирования речевого сообщения при лобно-височном синдроме.........................210
5. Нарушение формирования речевого сообщения при семантической афазии........................214
Заключение................................................................................................225
Часть III. Нейропсихологический анализ понимания речевого сообщения........................... 232
1. Психологический процесс понимания речевого сообщения.......232
Понимание лексических элементов. Значение слова....................233
Понимание синтаксических конструкций.....................................242
Понимание сложного сообщения (текста)....................................259
2. Методы исследования понимания речевого сообщения; значение нейропсихологического анализа....................................263
3. Нарушение понимания речевого сообщения при поражении височных отделов мозга и сенсорной афазии...............................274
4. Нарушение понимания речевого сообщения при поражении темен но-затылочных отделов мозга и семантической афазии.....284
5. Нарушение понимания речевого сообщения при поражении постцентральной и премоторной области и синдромах моторной афазии.............................................................................291
Нарушение понимания речевого сообщения при афферентной моторной афазии...................292
Нарушение понимания речевого сообщения при эфферентной моторной афазии...........295
6. Нарушение понимания речевого сообщения при глубинных поражениях мозга и синдромах расстройств памяти....................302
7. Нарушение понимания речевого сообщения при массивных поражениях лобных долей мозга.........313
Заключение................................................................................................317
Библиография............................................................................................321
Предметный указатель..............................................................................338
Указатель имен..........................................................................................342
Указатель схем...........................................................................................344
ПРЕДИСЛОВИЕ к настоящему изданию
Две работы А. Р. Лурия, входящие в эту книгу, написаны с интервалом в 25 лет: «Очерки психофизиологии письма» опубликованы в 1950 г., а «Основные проблемы нейролингвистики» — в 1975. Тем не менее в них много общего. Их объединяет одинаковая задача — описать строение сложных функциональных систем речи и письма в норме, используя нейропсихологичеасую методологию. А. Р. Лурия сопоставляет клинические данные о распаде функции с широким кругом фактов онтогенеза речи и письма, истории языка, межъязыковых сравнений. Обобщить эти данные позволяют разработанные А. Р. Лурия вслед за Л. С. Выготским принципы социального происхождения, системного строения и хроногенной организации и локализации психических функций.
Вопросы строения функций речи и письма, которые раскрывает в своих работах А. Р. Лурия, сейчас, как никогда, востребованы практикой. Нейролингвистический анализ строения речи стал теоретической базой логопедической и психологической работы по преодолению трудностей формирования речи или ее нарушений при мозговых поражениях. Нейропсихологический и нейролингвистический анализ строения письма является теоретической основой изучения дисграфий и разработки методов коррекции отклонений в формировании письма.
Нейропсихология и нейролингвистика сегодня — это части более общей области науки, объединяющей человековедение и нейронауки и совмещающей культурно-исторический и естественнонаучный подходы. Публикуемые в этой книге работы А.Р. Лурия были одними из первых исследований по когнитивной нейропсихологии, составившей начальное ядро названной области науки. На пути развития мировой когнитивной нейропсихологии было много колебаний: отказ от проблем локализации и возврат к ним, отказ от синдромов и возврат к ним, споры вокруг модулей мозга. Классические работы А. Р. Лурия остаются примером выверенной методологии, системного и динамического подходов, т. е. тех принципов, которые на новом уровне знаний отстаивают современные ученые.
В названии «Очерков психофизиологии письма»было бы употреблено слово «нейропсихология», если бы А.Р. Лурия публиковал их лет на 20 позже. Однако, когда эта работа писалась, термин
«нейропсихология» еще не прижился, кроме того, и занятие психологией накануне Павловской сессии 1950 г. было делом рискованным.
Сравнивая нарушения письма при локальных поражениях мозга с результатами анализа формирования этой функции у детей в норме и с отклонениями в развитии, А.Р. Лурия выделяет в составе функции письма следующие компоненты:
1) слуховой анализ, кинестетический анализ, зрительную и зрительно-пространственную организацию письма (т.е. компоненты, осуществляемые при участии задних отделов коры);
2) кинетическую организацию графических движений и программу, замысел письменного сообщения и его воплощения (два эти компонента реализуются при участии передних отделов коры).
Что добавил бы А.Р. Лурия к этому списку, если бы писал книгу на 25 лет позже? Во-первых, он отметил бы участие в письме «I энергетического блока», т. е. тех глубинных и стволовых структур, которые участвуют в регуляции тонуса коры. Во-вторых, вслед за пионерскими работами Е.П.Кок (1967) и Э. Г. Симерницкой (1975)[1] по межполушарным различиям он остановился бы на вкладе правополушарных функций в процесс письма. Сейчас по второму вопросу мы знаем несколько больше, но принципиальный подход сохраняется (см., например, сборник «Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция» (2001), в частности нашу статью «Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика»).
Важно отметить также, что в системном анализе функции письма А.Р. Лурия не ограничивается описанием ее компонентного строения «по горизонтали», а указывает на сложную подвижную организацию функции «по вертикали», зависящую от освоенности функции, от уровня произвольности, автоматизированности написания отдельных слов и оборотов. А. Р. Лурия приводит пример, как больной, который по просьбе психолога не мог написать свою фамилию, пишет ее непроизвольно после задания написать следующее слово. Подробнее эти вопросы рассматриваются в его более поздней статье[2]. Таким образом, А. Р. Лурия раскрывает не только системную, но и динамическую организацию функции письма.
«Очерки психофизиологии письма» стали для меня первой книгой по нейропсихологии, которую я прочитала, еще будучи студенткой дефектологического факультета, и благодарна судьбе за это — даже сегодня данная книга является прекрасным введением в когнитивную нейропсихологию, нейропсихологию познавательных процессов. Она показывает, как нейропсихологический метод может быть использован для решения общепсихологических проблем, для построения здоровьесберегающих технологий обучения и помощи детям с трудностями обучения.
Свою книгу «Основные проблемы нейролингвистики»А.Р. Лурия писал, можно сказать, в течение всей жизни: проблемы речи волновали его на всех этапах научной деятельности.
Уже в 20-е годы он исследовал ассоциативные реакции у детей и предложил их классификацию с учетом психологических и лингвистических параметров.
В 30-е годы в круг интересов А. Р. Лурия входит афазия. В целях поиска диагностических средств для выявления афазии он обращается к работам по сравнительно-историческому языкознанию, чтобы в истории языка обнаружить более простые и более сложные синтаксические конструкции. В письмах будущей жене Лане Пименовне Линчиной летом 1933 года из Харькова он пишет: «Мой афазик счастлив и сделает таким же и меня, как только я примусь за него... Я кончаю расправляться с моими афазиками, стараюсь убедить почтенных старичков, что брат отца — совсем другое, чем отец брата, что «черный» — это вовсе не «менее темный»... и т.д.»[3].
Еще ранее его внимание к фонологическому направлению в лингвистике, в частности к работам Р.О.Якобсона, привлек Л.С. Выготский. А.Р. Лурия познакомился с Р.О.Якобсоном в 1929 г. во время поездки в США, позднее они тесно сотрудничали и дружили.
0 второй половине 30-х годов А.Р. Лурия в своей научной автобиографии пишет: «Мои исследования, посвященные трем типам афазии... означали конец моих "школьных лет". В это время я пытался подвести итог своих идей в труде, который был задуман как трехтомный... Я написал первый том, посвященный сенсорной афазии, и получил за эту работу ученую степень доктора медицины. Я начал писать и второй том — по семантической афазии, но мои материалы были слишком фрагментарны, и работа осталась незаконченной. Я также начал писать книгу о двух формах моторной афазии, но вскоре понял, что это не более чем начало работы. Все эти три рукописи остались ненапечатанными. Только в 1947 году появилась моя "Травматическая афазия", в которой были обобщены результаты исследований этих проблем»[4].
В 50-е годы Лурия изучает становление речевой регуляции действий и особенности семантических связей слов у здоровых детей и Детей с отклонениями в развитии (Лурия, Виноградова, 1959, 197I)2.
2 См.: Luria A. R., Vinogradova О. S. An objective investigation of the dynamics of semantic systems. «Brit. J. Psychol», v. 50, 1959; Лурия А. Р., Виноградова О. С. Объективное исследование динамики семантических систем. «Семантическая структура слова». — М., 1971.
В 1964 г. он пишет доклад «Факторы и формы афазии» для симпозиума «Нарушения речи», организованного Фондом США в Лондоне. Этот симпозиум, на котором Р.Якобсон читал заглавный доклад, содержавший лингвистическую интерпретацию классификации афазий А. Р. Лурия, стал вехой в развитии психо- и нейролингвистики во всем мире.
В 1966 г. докладом А. Р. Лурия открылся первый симпозиум по психолингвистике в нашей стране. Это был период бурного расцвета психолингвистики, на нее возлагали большие надежды в связи с задачами создания искусственного интеллекта и систем машинного перевода. А. Р. Лурия знакомится с новейшими отечественными и зарубежными исследованиями в этой области, которые в огромном количестве присылались и приносились ему их авторами. Попыткой обобщения основных из этих работ и подведения итогов нового этапа изучения афазии и являются «Основные проблемы нейролингвистики».
В предисловии к своей книге А. Р. Лурия пишет, что «нейролингвистика является новой отраслью науки, стоящей на границе психологии, неврологии и лингвистики. Она изучает мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга». Основу этой отрасли науки составляет нейропсихологический метод анализа, который предполагает выделение первичного дефекта из сложной картины речевого нарушения.
Вслед за Л. С. Выготским А. Р. Лурия рассматривает построение речевого сообщения как «переход от мысли к слову», состоящий из этапов: мотив — мысль — внутренняя речь — превращение внутренних смыслов в систему внешних развернутых значений — внешняя речь. Одновременно процесс понимания высказывания предполагает обратный процесс от анализа синтаксических структур и лексических значений к их свертыванию во внутренней речи и пониманию замысла и мотивов собеседника.
В своей книге А. Р. Лурия рассматривает, как процессы формирования и понимания речевого сообщения распадаются при локальных поражениях мозга и какие звенья этих процессов первично страдают при разных по топике поражениях.
В этом анализе он широко использует выдвинутое лингвистами Н.Г. Крушевским (1883), Ф. де Соссюром (1916) и Р.Якобсоном (1964) противопоставление синтагматических и парадигматических связей языковых элементов, показывая, что синтагматика, синтаксис первично страдают при передних поражениях мозга, а выбор звука и слова из парадигм — при задних.
А. Р. Лурия пригласил быть редакторами его книги известного лингвиста И.А.Мельчука и меня. И.А.Мельчук, представитель нового в те годы генеративного направления в лингвистике, был рекомендован ему Р.О.Якобсоном. В «Основных проблемах
нейролингвистики» отразилось увлечение А. Р. Лурия порождающей лингвистической моделью «Смысл — Текст», авторами которой были И.А.Мельчук и А.К. Жолковский. Генеративисты впервые по-настоящему столкнулись с теми сложными задачами, которые решают говорящий и слушающий при порождении и восприятии речи. Их пафос был понятен и близок А. Р. Лурия. И потому он делает попытку «психологизировать» порождающую лингвистическую модель аналогично тому, как это сделал Джордж Миллер по отношению к трансформационной модели языка Н.Хомского. В связи с этим он так формулирует этапы от мысли к слову, о которых говорилось выше: «Путь от мысли к речи... 1) начинается с мотива и общего замысла (который с самого начала известен субъекту в самых общих чертах), 2) проходит через стадию внутренней речи, которая, по-видимому, опирается на схемы семантической записи с ее потенциальными связями, 3) приводит к формированию глубинно-синтаксической структуры, а затем 4) развертывается во внешнее речевое высказывание, опирающееся на поверхностно-синтаксическую структуру»[5].
Наибольшие проблемы возникли с семантической записью, в которой не могут быть зафиксированы «потенциальные связи». В модели Мельчука — Жолковского она представлена вполне определенным конечным семантическим графом, вершины которого обозначали семантические единицы, а соединяющие их дуги — семантические связи. Проблематично и само соотнесение семантической записи с внутренней речью, что отразилось в колебаниях А. Р. Лурия в определении ее места. Пятью страницами выше он пишет, что семантическая запись (семантические представления) «стоит на границе мысли и семантической организации внутренней речи», и предполагает, что «семантическое представление является многомерной симультанной структурой» (с. 33—34). Еще ранее он пишет: «Можно думать, что семантическая запись является моделью той смысловой схемы, которая заключена в исходной мысли»[6]. По сути, здесь читатель вводится в лабораторию творческих поисков А.Р. Лурия. Книги А.Р. Лурия — это дневники, отражающие движение его мысли. В данном случае его мысль натолкнулась на серьезное противоречие. С одной стороны, А. Р. Лурия был убежден в том, что «мысль не воплощается в слове, а совершается в слове», как об этом писал Л. С. Выготский. С другой стороны, он был не менее убежден в том, что процесс речемышления познаваем и теоретически моделируем и что возможно моделирование многомерной симультанной структуры с потенциальными связями. Современные модели, именуемые «нейронными сетями», лучше подходят для этой цели, но в то время в качестве ближайшей аппроксимации он выбрал представление семантической записи из модели «Смысл—Текст».
В модели «Смысл —Текст» все уровни так или иначе вербальны, что оправданно для решения задач машинного перевода. Реальный говорящий не может начинать с развернутой вербальной записи: смысл (мысль) репрезентируется иначе, чем слова. По Л.С. Выготскому, «всякая мысль совершает работу, соединяет что-то с чем-то», она производит это в актуализируемом смысловом поле, которое имеет, скорее, образную природу, чем вербальную, указания на это можно найти и у Л. С. Выготского, и у А.Р. Лурия. Внутреннее слово уже имеет двойственную природу: у него вербальная репрезентация, но оно привязано к тому образному содержанию, словесным выражением которого является[7].
Мы столь большое внимание уделили пониманию психологической структуры построения высказывания, поскольку и сейчас этот вопрос является предметом активного обсуждения, в котором принимают участие и психологи, и лингвисты. Сегодняшние споры решать следующему поколению исследователей, и наилучшее введение в эту проблематику они найдут в книге А.Р. Лурия, которая по богатству фактического материала, по широте сравнений и глубине обобщений может быть причислена к мировому фонду лучших работ, обсуждающих проблемы механизмов речи.
В целом публикуемые в этой книге две монографии А. Р. Лурия будут интересны широкому кругу читателей. Он умел писать очень просто и доходчиво о самых сложных вопросах психологии, в том числе о психологии речи. Поэтому его книга может быть рекомендована и зрелым специалистам, и начинающим знакомство с наукой студентам. Представители разных профессий: психологи, лингвисты, педагоги, занимающиеся обучением письму или преподающие иностранный язык, дефектологи, особенно логопеды, специалисты по коррекционно-развивающему обучению, врачи — все они найдут ценный материал для обдумывания и усовершенствования своей практической деятельности.
Т. В. Ахутина
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
Акустико-гностическая (сенсорная) афазия 27 и ел., 190—201, 228, 274-284 Акустико-мнестическая афазия 145—
155, 229-230
Акцентуация в тексте 104—105 Амнестическая афазия как компонент семантической афазии 215, 218, 219-220
Артикулемы, их нарушения 183 — 185 Афферентная моторная афазия 43 и ел., 183-190, 228, 292-295
Билингвизм, нарушения письма при
нем 58 Блоки мозга (функциональные) 123
Вероятностная структура понимания предложения 257 — 258
Височная афазия 191 и ел., 201 и ел., 210 и ел., 269 и ел., 274 и ел.
Влияние (вливание) смысла 117
Вложение (embedding) в высказывании 243—244
Внутренняя речь, ее роль в порождении высказывания 82, 84—85, 115
Высказывание, его формирование 83
Вюрцбургская школа 80, 107
Глубинные синтаксические структуры 89, 127, 232, 242
Декодирование высказывания 116 ел.,
Динамическая афазия 145—155, 227 Динамическая организация письма 15 —
17, 20, 21, 34, 55, 73, 75 Дистантная структура предложения,
ее понимание 242—243, 248—249
Замысел речевого высказывания 108 Значение и смысл 82, 103 Значение слова 179—180, 239—241
Избирательность в понимании слов и ее нарушение 230, 237
Инертность речевых стереотипов 142-143, 167 и ел., 313-315
Интонация, ее роль в понимании высказывания 115, 276, 287
Коммуникация речевая 80 Коммуникация события и отношения
113-114, 250-258 Контекстная речь, нарушение ее
понимания 117, 300—302 Коррекция трудностей письма
при дефектах пространственной
ориентации 56
при дефектах кинетической
организации 66
Левшество, его влияние на письмо 21, 51
вынужденное 55
«стертое» 55
Лексические значения 94, 95 Лексическая организация языка, ее
нарушения 179, 180, 233 Лексические функции 94, 95, 179 Лобно-височный синдром 72, 210 Логико-грамматические структуры
их психологический анализ
245-258
их нарушения при локальных
поражениях мозга 214, 270,
284-287
Методы исследования письма 10, 12,
75-76 Методы исследования речи 111, 122,
128-131, 233 и ел., 237-241, 242
и ел., 259 и ел., 263—274 Многозначность слова 88, 234—235 Монологическая речь, ее нарушения
130, 138 Московская школа в порождающей
лингвистике 93 Мотив в формировании речевого
высказывания 82, 108, 137, 139 Моторная афазия афферентная 183—
190,228, 291-295
Моторная афазия эфферентная 228,
292, 295-302 Мысль как источник порождения
высказывания 80, 108
Называние
методы его исследования 128 —
его нарушение при моторной
афазии 173—175
его нарушение при сенсорной
афазии 195
его нарушение при семантической афазии 222—224
его нарушение при лобно-
височном синдроме 213 Нейропсихологический метод
изучения речи 122, 128—131, 279 Нестойкость лексических единиц при
височной афазии 275 Номинативная функция речи
ее нарушение при моторной
афазии 173—175
ее нарушение при сенсорной
афазии 195, 279
Обратимые конструкции
их психологический анализ
250-253
нарушение их понимания при
семантической афазии 218,
286-291
Оптическая афазия 218—219
Оперативная память, ее значение для понимания речевых структур 271
Отчуждение смысла слов 275
Ошибки
в письме при дефектах
— слухового анализа 32, 36, 37
— артикуляторного аппарата 41
— кинестетического анализа 48
— зрительного анализа 51, 56
— зрительно-пространственного анализа 51
— кинетической (эфферентной) организации движения 65
Парадигматическое и синтагматическое строение языка 86, 93—94, 109, 225-226
Парадигматические системы, их нарушения 178-183, 228-229 Паратаксис в структуре предложений
Парафазии литеральные 189 Парафазии вербальные 192 Персеверация (инертное повторение),
ее влияние на письмо 70 Письменная речь, ее строение
построение и удержание
замысла 18, 69
собственно письмо 19 Письменность, различные системы
56-59, 75 Письмо
его отличие от устной речи 12—
изменения структуры письма
15-17, 21
его строение 19
его нарушения при локальных
поражениях левого полушария
— височных отделов 26, 31
— теменных отделов 42
— затыл очно-теменных отделов 51
— затылочных отделов 56
— премоторной зоны 60
— передних отделов лобной доли 70
его трудности у детей при частичном недоразвитии/ дисфункции
— слухового анализа 28—30, 39
— кинестетического анализа 41, 42, 50
— зрительного анализа 51
— зрительно-пространственного анализа 51, 55
— кинетической организации движений 67
— построения и сохранения замысла 69
его формы 74 Поверхностные синтаксические
структуры 88 и ел. Повторение слов и фраз, его нарушение при
акустико-мнестической афазии
201 и ел., 206-207
афферентной моторной афазии
динамической афазии 146, 150
лобно-височном синдроме 212
сенсорной афазии 192 и ел.
эфферентной моторной афазии
169 и ел.
«телеграфном стиле» 158—159,
161-163
Подвижность нервных процессов, ее нарушение при поражениях мозга 142 и ел., 171 и ел., 272 Подтекст, его понимание 104, 105,
119, 260, 261 Понимание речи
его психологическое строение
232-263
методы его исследования 263 и ел.
его нарушение при локальных
поражениях мозга 268—274 Понимание
парадигматических отношений
274-317
синтагматических отношений
164 и ел.
смысла слов и предложений
его нарушение при
— височной афазии 274—284
— семантической афазии 284-291
— моторной афазии 291 — 302
— мнестических нарушениях 302-307
— поражениях лобных долей мозга 310-317
смысла текста 119, 259 и ел. Порождение речевого сообщения 127 и ел.
его нарушение при локальных
поражениях мозга 225—231
этапы 80
мотив 81
мысль, «замысел» 80, 84
внутренняя речь 83
изменение внутренней речи при
переходе во внешнюю речь 85
внешняя речь 80—85 Порядок слов в предложении
его значение 254—255
нарушение его понимания 249 Пражская школа в лингвистике 87 Предикативное строение речи, его нарушение при локальных поражениях мозга 155, 160, 227 Предложение, его строение 242—245 Привычная рядовая речь 168 Проводниковая афазия 187
Проговаривание слов при их записи, его роль
при овладении письмом 67—69 при поражениях мозга 46, 50, 67 Просодика, ее роль в речевом высказывании 104—105
Работа над текстом 119
Развернутая речь
ее нарушение при динамической афазии 151
— сенсорной афазии 192 Рассказы, их психологическая
структура 259—262
нарушения их передачи при лобном синдроме 140—143
— динамической афазии 151
— «телеграфном стиле* 156
— афферентной моторной афазии 188
— акустико-мнестической афазии 204
нарушения их понимания при
— сенсорной афазии 279 и ел.
— семантической афазии 287 и ел.
— мнестических расстройствах 303 и ел.
— лобном синдроме 310 и ел. Рема 97, 98
Семантическая афазия 214—224, 230,
284-291
Семантическая запись 96—98 Семантические поля слова 111 и ел.,
239-241 Сенсорная афазия 27 и ел., 190—201,
228-229, 274-284 Симультанные синтезы, их нарушения 220 Синтагмы 113 Синтаксические структуры их понимание 242—258 их глубинные формы 89, 99 и ел. нарушение их понимания 300— 302 Системная организация письма 18, 24,
25, 73 Слово
его семантическая структура 111, 234 и ел.
его многозначность 234 и ел. Смысл и значение 82, 102—104
— текста, его понимание 104— 105, 259-263, 276-277
Списывание
его сохранность при височных
поражениях 31
по памяти 34 Спонтанное речевое высказывание,
его нарушения 146, 151 Сравнительные конструкции 255—256 Структурная лингвистика 85 и ел.
Текст, его психологическое строение 259-263
его понимание 267 и ел. нарушение его понимания при
— сенсорной афазии 283 и ел.
— семантической афазии 290
— лобных поражениях 310, 316-317
«Телеграфный стиль» 147, 155—156,
300-302 Тема 97-98 Тонус коры, значение его нарушения
135-136 Трансформационная, или порождающая
(генеративная), грамматика 88, 92 Трансформационная лингвистика 85,
87 и ел., 245
Устное сочинение, его нарушение при динамической афазии 138— 139, 151-152
Уровневый подход 186
факторы мозговой деятельности, их выделение 132—133, 226
Фонематическая система языка 178 ее нарушение при сенсорной афазии 191
Формирование речевого высказывания 127 и ел.
его нарушения 131 и ел.
его нарушения при глубинных
поражениях мозга 134—136
— динамической афазии 145— 155
— лобных поражениях 137 — 145
Функциональные системы мозга 47, 55
Центры письма 24, 25
Чтение
его нарушения при моторной
афазии 176—178
«в лицо», без опоры на
слуховой анализ 32
при дефектах кинестетического
анализа 49
Экспериментально-генетический
метод анализа языка 122 Электромиограммы речевого
высказывания при динамической
афазии 149 Эфферентная моторная афазия 64,
228, 292, 295-302
Язык и речь 86
УКАЗАТЕЛЬ СХЕМ
Схема локализации поражений левой височной области, сопровождающихся нарушениями слухового анализа и соответствующими дефектами письма 31
Локализация поражений мозга, вызывающих нарушение кинестетической организации речи и афферентную моторную афазию 43
Локализация поражений мозга, вызывающих нарушение письма из-за недостаточности зрительного анализа 53
Локализация ранений в случаях поражения премоторной области 61
Локализация поражений «зоны Брока», сопровождающихся эфферентной моторной афазией 64
Схема поверхностной и глубинной синтаксических структур фразы 90
Семантическое представление фразы 98
Схема базовой глубинно-синтаксической структуры 100
Схема сложной базовой глубинно-синтаксической структуры 101
Схема нарушения повторения речевого сообщения у больных с тяжелой формой поражения лобных долей мозга 143
Схема нарушения кодирования речевого сообщения у больного с краниофаренгиомой (опухоль глубинных отделов мозга с поражением лобной доли) 144
Электромиограмма движений языка при попытках воспроизвести предложение у больного с динамической афазией 149
Схема нарушения порождения речевого сообщения у больного с динамической афазией 150
Схема нарушения кодирования речевого сообщения у больных с «телеграфным стилем» 160
Схема ошибок имитации и фонологического различения согласных у больных с афферентной моторной афазией 185
Схема нарушения порождения речевого сообщения у больных с акустико-гностической (сенсорной) афазией 199
Схема нарушения порождения речевого сообщения у больных с акустико-мнестической афазией 209
Схема нарушения порождения речевого высказывания у больных с семантической афазией 225
Схема нарушения декодирования речевого сообщения у больных с акустико-гностической (сенсорной) афазией 278
Схема нарушения декодирования речевого сообщения у больных с семантической афазией 288
Схема нарушения декодирования речевого сообщения у больных с глубинными поражениями мозга и первичными расстройствами памяти 306
Схема нарушения речевого сообщения при поражениях глубинных и медиобазальных отделов мозга 311
Схема нарушения декодирования речевых сообщений при массивных поражениях лобных долей мозга 315
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕЙРОЛИНГВИСТИКИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Нейролингвистика, основным проблемам которой посвящена эта книга, является новой отраслью науки, стоящей на границе психологии, неврологии и лингвистики. Она изучает мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.
Как специальная область науки нейролингвистика выделилась лишь недавно, и предлагаемая читателю книга — одна из первых в этой новой области. Книга подводит итог исследованиям автора и его сотрудников, посвященным нейропсихологическому анализу речевой коммуникации и изучению тех изменений, которые возникают в процессе порождения (кодирования) речевого высказывания и в процессе понимания (декодирования) речевого высказывания при локальных поражениях мозга.
Автор начал свои исследования, посвященные анализу речевых расстройств, возникающих при локальных поражениях мозга, еще очень давно. Этому кругу вопросов посвящены его книги: «Травматическая афазия» (русское издание 1947, английское — 1970), «Восстановление функций мозга после военной травмы» (русское издание 1948, английское — 1963); многие из близких к этому кругу вопросов обсуждаются в дальнейших книгах автора — «Высшие корковые функции человека» (русское издание — 1962 и 1969, английское — 1966), «Основы нейропсихологии» (1973) и «Нейропсихология памяти» (1974).
В настоящей книге по возможности проанализированы изменения в процессах порождения речевого высказывания и понимания сложных конструкций языка при различных по локализации поражениях мозга, причем делается попытка рассмотреть эти вопросы в свете современной структурной лингвистики.
Автор считает приятным долгом выразить свою искреннюю благодарность И.А.Мельчуку, взявшему на себя труд редактора этой книги, и Т. В. Ахутиной, оказавшей большую помощь в подготовке текста книги к печати.
Автор знает, как много вопросов этой новой области остались еще нерешенными, и с полной ясностью осознает все недостатки этой первой попытки осветить основные проблемы нейролингвистики. Однако он надеется, что эта книга будет доброжелательно встречена читателями-психологами, неврологами и лингвистами, и не сомневается, что они помогут ему своими советами в продолжении его работы в этой новой области науки.
ЧАСТЬ I
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Процесс речевой коммуникации — передача сообщения человеком посредством естественного языка — хорошо изучен рядом дисциплин.
В частности, лингвистика тщательно описала компоненты речевого сообщения, создав теорию фонематической структуры речи, выделив основные лексические единицы и грамматические структуры языка и описав основные этапы перехода от «глубинных структур» к «поверхностным структурам» реального высказывания. Теория информации прибавила к этому анализ условий оптимальной слышимости речевых звуков и те вероятностные законы восприятия сообщения, которые связаны со степенью знакомости текста, с одной стороны, и с наличием избыточных элементов в нем, с другой. Физика звуков и физиология речи были в этой работе существенным подспорьем, позволяя ближе изучить те особенности звуковой речи, которые обеспечивают формирование и восприятие сообщения.
Однако данные этих наук лишь частично раскрывают всю реальную сложность процесса передачи речевого сообщения людьми. Вместе с тем эти науки не располагают еще достаточно точными объективными методами, позволяющими описать те реальные процессы, которые происходят в мозгу говорящих и слушающих и из которых складывается как процесс формирования сообщения, так и его восприятие, т.е. усвоение его содержания.
Дело в том, что, например, лингвистика изучает язык в основном посредством построения его функциональных моделей, чаще всего даже не ставя вопрос о реальных процессах, на основе которых человеком осуществляется построение и понимание высказываний, описываемых этими моделями.
Соответствующая задача остается за психологией (и психолингвистикой), которая может и должна исследовать реальные процессы формирования речевого сообщения и его усвоения, а также те составные компоненты, которые входят в эти процессы, и условия, в которых они протекают.
Особое место в анализе названных процессов занимает специальная область психологии — нейропсихология, данные которой и будут служить предметом нашего дальнейшего исследования.
1. Основные этапы процесса речевой коммуникации
Вопрос о том, как протекает формирование речевого сообщения, с одной стороны, и его понимание, с другой, был впервые в таком виде поставлен в психологии еще в первые десятилетия XX века.