Часть ii нейропсихологический анализ формирования речевого сообщения

Лурия А. Р.

Л 85 Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 352 с.

ISBN 5-7695-1011-0

В книге, публикуемой к столетию со дня рождения А. Р.Лурия, одно-го из крупнейших психологов XX века, представлены две его моногра­фии: «Очерки психофизиологии письма» (1950) и «Основные проблемы нейролингвистики» (1975). Обе они посвящены анализу психологической структуры письма и речи, проводимому с помощью нейропсихологиче-ского метода.

Книга может быть полезна также студентам — филологам и педаго­гам, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами речи и ее механизмов.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к настоящему изданию. Т.В. Ахутина..................................3

ОЧЕРКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ПИСЬМА

Предисловие................................................................................................10

Проблема исследования.............................................................................11

Устная речь и письмо. Их развитие............................................................12

Психологическое содержание процесса письма.......................................17

Мозговая организация процесса письма..................................................24

Роль слухового анализа в процессе письма..............................................26

Роль артикуляции в процессе письма.......................................................40

Зрительная организация процесса письма...............................................50

Психофизиологические условия сохранения последовательности

звуков при письме.................................................................................59

Сохранение замысла письма и его психофизиологические основы.......69

Заключение..................................................................................................73

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕЙРОЛИНГВИСТИКИ

Предисловие................................................................................................78

Часть I. Нейропсихологический анализ речевой коммуникации..............79

1. Основные этапы процесса речевой коммуникации........................80

2. Психологические условия формирования речевого сообщения.... 106

3. Нейропсихологический анализ процесса речевой коммуникации.................................121

Часть П. Нейропсихологический анализ формирования речевого сообщения..........................127

Методы..................................................................................................128

А. Нарушения синтагматического аппарата формирования речевого сообщения...........................131

1. Нарушение формирования речевого сообщения при поражениях глубинных отделов мозга...........134

2. Нарушение формирования речевого сообщения при поражениях лобных долей мозга......................137

3. Нарушение формирования речевого сообщения при синдроме динамической афазии....................... 145

4. Нарушение предикативной структуры высказывания. «Телеграфный стиль»...............................155

5. Нарушение формирования речевого сообщения при комплексной форме эфферентной моторной афазии...........166

Б. Нарушения парадигматического аппарата формирования речевого сообщения....................... 178

1. Нарушение артикуляторного компонента формирования речевого сообщения при афферентной моторной афазии...........183

2. Нарушение акустического компонента формирования речевого сообщения при сенсорной афазии.....190

3. Нарушение формирования речевого сообщения при акустико-мнестической афазии...................... 201

4. Нарушение формирования речевого сообщения при лобно-височном синдроме.........................210

5. Нарушение формирования речевого сообщения при семантической афазии........................214

Заключение................................................................................................225

Часть III. Нейропсихологический анализ понимания речевого сообщения........................... 232

1. Психологический процесс понимания речевого сообщения.......232

Понимание лексических элементов. Значение слова....................233

Понимание синтаксических конструкций.....................................242

Понимание сложного сообщения (текста)....................................259

2. Методы исследования понимания речевого сообщения; значение нейропсихологического анализа....................................263

3. Нарушение понимания речевого сообщения при поражении височных отделов мозга и сенсорной афазии...............................274

4. Нарушение понимания речевого сообщения при поражении темен но-затылочных отделов мозга и семантической афазии.....284

5. Нарушение понимания речевого сообщения при поражении постцентральной и премоторной области и синдромах моторной афазии.............................................................................291

Нарушение понимания речевого сообщения при афферентной моторной афазии...................292

Нарушение понимания речевого сообщения при эфферентной моторной афазии...........295

6. Нарушение понимания речевого сообщения при глубинных поражениях мозга и синдромах расстройств памяти....................302

7. Нарушение понимания речевого сообщения при массивных поражениях лобных долей мозга.........313

Заключение................................................................................................317

Библиография............................................................................................321

Предметный указатель..............................................................................338

Указатель имен..........................................................................................342

Указатель схем...........................................................................................344

ПРЕДИСЛОВИЕ к настоящему изданию

Две работы А. Р. Лурия, входящие в эту книгу, написаны с интервалом в 25 лет: «Очерки психофизиологии письма» опуб­ликованы в 1950 г., а «Основные проблемы нейролингвистики» — в 1975. Тем не менее в них много общего. Их объединяет одинаковая задача — описать строение сложных функциональных систем речи и письма в норме, используя нейропсихологичеасую методологию. А. Р. Лурия сопоставляет клинические данные о распаде функ­ции с широким кругом фактов онтогенеза речи и письма, исто­рии языка, межъязыковых сравнений. Обобщить эти данные по­зволяют разработанные А. Р. Лурия вслед за Л. С. Выготским прин­ципы социального происхождения, системного строения и хроногенной организации и локализации психических функций.

Вопросы строения функций речи и письма, которые раскры­вает в своих работах А. Р. Лурия, сейчас, как никогда, востребова­ны практикой. Нейролингвистический анализ строения речи стал теоретической базой логопедической и психологической работы по преодолению трудностей формирования речи или ее наруше­ний при мозговых поражениях. Нейропсихологический и нейро­лингвистический анализ строения письма является теоретической основой изучения дисграфий и разработки методов коррекции от­клонений в формировании письма.

Нейропсихология и нейролингвистика сегодня — это части бо­лее общей области науки, объединяющей человековедение и нейронауки и совмещающей культурно-исторический и естественно­научный подходы. Публикуемые в этой книге работы А.Р. Лурия были одними из первых исследований по когнитивной нейропси­хологии, составившей начальное ядро названной области науки. На пути развития мировой когнитивной нейропсихологии было много колебаний: отказ от проблем локализации и возврат к ним, отказ от синдромов и возврат к ним, споры вокруг модулей мозга. Классические работы А. Р. Лурия остаются примером выверенной методологии, системного и динамического подходов, т. е. тех прин­ципов, которые на новом уровне знаний отстаивают современ­ные ученые.

В названии «Очерков психофизиологии письма»было бы упо­треблено слово «нейропсихология», если бы А.Р. Лурия публико­вал их лет на 20 позже. Однако, когда эта работа писалась, термин

«нейропсихология» еще не прижился, кроме того, и занятие психологией накануне Павловской сессии 1950 г. было делом рис­кованным.

Сравнивая нарушения письма при локальных поражениях моз­га с результатами анализа формирования этой функции у детей в норме и с отклонениями в развитии, А.Р. Лурия выделяет в со­ставе функции письма следующие компоненты:

1) слуховой анализ, кинестетический анализ, зрительную и зрительно-пространственную организацию письма (т.е. компонен­ты, осуществляемые при участии задних отделов коры);

2) кинетическую организацию графических движений и про­грамму, замысел письменного сообщения и его воплощения (два эти компонента реализуются при участии передних отделов коры).

Что добавил бы А.Р. Лурия к этому списку, если бы писал книгу на 25 лет позже? Во-первых, он отметил бы участие в пись­ме «I энергетического блока», т. е. тех глубинных и стволовых струк­тур, которые участвуют в регуляции тонуса коры. Во-вторых, вслед за пионерскими работами Е.П.Кок (1967) и Э. Г. Симерницкой (1975)[1] по межполушарным различиям он остановился бы на вкладе правополушарных функций в процесс письма. Сейчас по второму вопросу мы знаем несколько больше, но принципиальный под­ход сохраняется (см., например, сборник «Письмо и чтение: труд­ности обучения и коррекция» (2001), в частности нашу статью «Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика»).

Важно отметить также, что в системном анализе функции пись­ма А.Р. Лурия не ограничивается описанием ее компонентного строения «по горизонтали», а указывает на сложную подвижную организацию функции «по вертикали», зависящую от освоенности функции, от уровня произвольности, автоматизированности на­писания отдельных слов и оборотов. А. Р. Лурия приводит пример, как больной, который по просьбе психолога не мог написать свою фамилию, пишет ее непроизвольно после задания написать следую­щее слово. Подробнее эти вопросы рассматриваются в его более поздней статье[2]. Таким образом, А. Р. Лурия раскрывает не только системную, но и динамическую организацию функции письма.

«Очерки психофизиологии письма» стали для меня первой кни­гой по нейропсихологии, которую я прочитала, еще будучи сту­денткой дефектологического факультета, и благодарна судьбе за это — даже сегодня данная книга является прекрасным введени­ем в когнитивную нейропсихологию, нейропсихологию позна­вательных процессов. Она показывает, как нейропсихологический метод может быть использован для решения общепсихоло­гических проблем, для построения здоровьесберегающих техно­логий обучения и помощи детям с трудностями обучения.

Свою книгу «Основные проблемы нейролингвистики»А.Р. Лу­рия писал, можно сказать, в течение всей жизни: проблемы речи волновали его на всех этапах научной деятельности.

Уже в 20-е годы он исследовал ассоциативные реакции у детей и предложил их классификацию с учетом психологических и лингвистических параметров.

В 30-е годы в круг интересов А. Р. Лурия входит афазия. В целях поиска диагностических средств для выявления афазии он обра­щается к работам по сравнительно-историческому языкознанию, чтобы в истории языка обнаружить более простые и более слож­ные синтаксические конструкции. В письмах будущей жене Лане Пименовне Линчиной летом 1933 года из Харькова он пишет: «Мой афазик счастлив и сделает таким же и меня, как только я примусь за него... Я кончаю расправляться с моими афазиками, стараюсь убедить почтенных старичков, что брат отца — совсем другое, чем отец брата, что «черный» — это вовсе не «менее темный»... и т.д.»[3].

Еще ранее его внимание к фонологическому направлению в лингвистике, в частности к работам Р.О.Якобсона, привлек Л.С. Выготский. А.Р. Лурия познакомился с Р.О.Якобсоном в 1929 г. во время поездки в США, позднее они тесно сотруднича­ли и дружили.

0 второй половине 30-х годов А.Р. Лурия в своей научной ав­тобиографии пишет: «Мои исследования, посвященные трем ти­пам афазии... означали конец моих "школьных лет". В это время я пытался подвести итог своих идей в труде, который был задуман как трехтомный... Я написал первый том, посвященный сенсор­ной афазии, и получил за эту работу ученую степень доктора ме­дицины. Я начал писать и второй том — по семантической афа­зии, но мои материалы были слишком фрагментарны, и работа осталась незаконченной. Я также начал писать книгу о двух фор­мах моторной афазии, но вскоре понял, что это не более чем начало работы. Все эти три рукописи остались ненапечатанными. Только в 1947 году появилась моя "Травматическая афазия", в которой были обобщены результаты исследований этих проблем»[4].

В 50-е годы Лурия изучает становление речевой регуляции дей­ствий и особенности семантических связей слов у здоровых детей и Детей с отклонениями в развитии (Лурия, Виноградова, 1959, 197I)2.

2 См.: Luria A. R., Vinogradova О. S. An objective investigation of the dyna­mics of semantic systems. «Brit. J. Psychol», v. 50, 1959; Лурия А. Р., Виногра­дова О. С. Объективное исследование динамики семантических систем. «Семантическая структура слова». — М., 1971.

В 1964 г. он пишет доклад «Факторы и формы афазии» для сим­позиума «Нарушения речи», организованного Фондом США в Лондоне. Этот симпозиум, на котором Р.Якобсон читал заглав­ный доклад, содержавший лингвистическую интерпретацию клас­сификации афазий А. Р. Лурия, стал вехой в развитии психо- и нейролингвистики во всем мире.

В 1966 г. докладом А. Р. Лурия открылся первый симпозиум по психолингвистике в нашей стране. Это был период бурного рас­цвета психолингвистики, на нее возлагали большие надежды в связи с задачами создания искусственного интеллекта и систем машинного перевода. А. Р. Лурия знакомится с новейшими отече­ственными и зарубежными исследованиями в этой области, кото­рые в огромном количестве присылались и приносились ему их авторами. Попыткой обобщения основных из этих работ и подве­дения итогов нового этапа изучения афазии и являются «Основ­ные проблемы нейролингвистики».

В предисловии к своей книге А. Р. Лурия пишет, что «нейролингвистика является новой отраслью науки, стоящей на границе психологии, неврологии и лингвистики. Она изучает мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых про­цессах, которые возникают при локальных поражениях мозга». Основу этой отрасли науки составляет нейропсихологический метод анализа, который предполагает выделение первичного де­фекта из сложной картины речевого нарушения.

Вслед за Л. С. Выготским А. Р. Лурия рассматривает построение речевого сообщения как «переход от мысли к слову», состоящий из этапов: мотив — мысль — внутренняя речь — превращение внут­ренних смыслов в систему внешних развернутых значений — вне­шняя речь. Одновременно процесс понимания высказывания пред­полагает обратный процесс от анализа синтаксических структур и лексических значений к их свертыванию во внутренней речи и пониманию замысла и мотивов собеседника.

В своей книге А. Р. Лурия рассматривает, как процессы форми­рования и понимания речевого сообщения распадаются при ло­кальных поражениях мозга и какие звенья этих процессов первич­но страдают при разных по топике поражениях.

В этом анализе он широко использует выдвинутое лингвистами Н.Г. Крушевским (1883), Ф. де Соссюром (1916) и Р.Якобсоном (1964) противопоставление синтагматических и парадигматиче­ских связей языковых элементов, показывая, что синтагматика, синтаксис первично страдают при передних поражениях мозга, а выбор звука и слова из парадигм — при задних.

А. Р. Лурия пригласил быть редакторами его книги известного лингвиста И.А.Мельчука и меня. И.А.Мельчук, представитель нового в те годы генеративного направления в лингвистике, был рекомендован ему Р.О.Якобсоном. В «Основных проблемах

нейролингвистики» отразилось увлечение А. Р. Лурия порождаю­щей лингвистической моделью «Смысл — Текст», авторами ко­торой были И.А.Мельчук и А.К. Жолковский. Генеративисты впервые по-настоящему столкнулись с теми сложными за­дачами, которые решают говорящий и слушающий при порожде­нии и восприятии речи. Их пафос был понятен и близок А. Р. Лу­рия. И потому он делает попытку «психологизировать» порождаю­щую лингвистическую модель аналогично тому, как это сделал Джордж Миллер по отношению к трансформационной модели языка Н.Хомского. В связи с этим он так формулирует этапы от мысли к слову, о которых говорилось выше: «Путь от мысли к речи... 1) начинается с мотива и общего замысла (который с самого начала известен субъекту в самых общих чертах), 2) про­ходит через стадию внутренней речи, которая, по-видимому, опирается на схемы семантической записи с ее потенциальными связями, 3) приводит к формированию глубинно-синтаксичес­кой структуры, а затем 4) развертывается во внешнее речевое высказывание, опирающееся на поверхностно-синтаксическую структуру»[5].

Наибольшие проблемы возникли с семантической записью, в которой не могут быть зафиксированы «потенциальные связи». В модели Мельчука — Жолковского она представлена вполне опре­деленным конечным семантическим графом, вершины которого обозначали семантические единицы, а соединяющие их дуги — семантические связи. Проблематично и само соотнесение семан­тической записи с внутренней речью, что отразилось в колебани­ях А. Р. Лурия в определении ее места. Пятью страницами выше он пишет, что семантическая запись (семантические представления) «стоит на границе мысли и семантической организации внутрен­ней речи», и предполагает, что «семантическое представление является многомерной симультанной структурой» (с. 33—34). Еще ранее он пишет: «Можно думать, что семантическая запись явля­ется моделью той смысловой схемы, которая заключена в исход­ной мысли»[6]. По сути, здесь читатель вводится в лабораторию твор­ческих поисков А.Р. Лурия. Книги А.Р. Лурия — это дневники, отражающие движение его мысли. В данном случае его мысль на­толкнулась на серьезное противоречие. С одной стороны, А. Р. Лу­рия был убежден в том, что «мысль не воплощается в слове, а совершается в слове», как об этом писал Л. С. Выготский. С другой стороны, он был не менее убежден в том, что процесс речемышления познаваем и теоретически моделируем и что возможно мо­делирование многомерной симультанной структуры с потенци­альными связями. Современные модели, именуемые «нейронными сетями», лучше подходят для этой цели, но в то время в каче­стве ближайшей аппроксимации он выбрал представление семан­тической записи из модели «Смысл—Текст».

В модели «Смысл —Текст» все уровни так или иначе вербальны, что оправданно для решения задач машинного перевода. Реальный говорящий не может начинать с развернутой вербаль­ной записи: смысл (мысль) репрезентируется иначе, чем слова. По Л.С. Выготскому, «всякая мысль совершает работу, соединяет что-то с чем-то», она производит это в актуализируемом смысло­вом поле, которое имеет, скорее, образную природу, чем вер­бальную, указания на это можно найти и у Л. С. Выготского, и у А.Р. Лурия. Внутреннее слово уже имеет двойственную природу: у него вербальная репрезентация, но оно привязано к тому образ­ному содержанию, словесным выражением которого является[7].

Мы столь большое внимание уделили пониманию психологи­ческой структуры построения высказывания, поскольку и сейчас этот вопрос является предметом активного обсуждения, в кото­ром принимают участие и психологи, и лингвисты. Сегодняшние споры решать следующему поколению исследователей, и наилуч­шее введение в эту проблематику они найдут в книге А.Р. Лурия, которая по богатству фактического материала, по широте сравне­ний и глубине обобщений может быть причислена к мировому фонду лучших работ, обсуждающих проблемы механизмов речи.

В целом публикуемые в этой книге две монографии А. Р. Лурия будут интересны широкому кругу читателей. Он умел писать очень просто и доходчиво о самых сложных вопросах психологии, в том числе о психологии речи. Поэтому его книга может быть рекомендована и зрелым специалистам, и начинающим знаком­ство с наукой студентам. Представители разных профессий: пси­хологи, лингвисты, педагоги, занимающиеся обучением письму или преподающие иностранный язык, дефектологи, особенно логопеды, специалисты по коррекционно-развивающему обуче­нию, врачи — все они найдут ценный материал для обдумыва­ния и усовершенствования своей практической деятельности.

Т. В. Ахутина

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Акустико-гностическая (сенсорная) афазия 27 и ел., 190—201, 228, 274-284 Акустико-мнестическая афазия 145—

155, 229-230

Акцентуация в тексте 104—105 Амнестическая афазия как компо­нент семантической афазии 215, 218, 219-220

Артикулемы, их нарушения 183 — 185 Афферентная моторная афазия 43 и ел., 183-190, 228, 292-295

Билингвизм, нарушения письма при

нем 58 Блоки мозга (функциональные) 123

Вероятностная структура понимания предложения 257 — 258

Височная афазия 191 и ел., 201 и ел., 210 и ел., 269 и ел., 274 и ел.

Влияние (вливание) смысла 117

Вложение (embedding) в высказыва­нии 243—244

Внутренняя речь, ее роль в порожде­нии высказывания 82, 84—85, 115

Высказывание, его формирование 83

Вюрцбургская школа 80, 107

Глубинные синтаксические структуры 89, 127, 232, 242

Декодирование высказывания 116 ел.,

Динамическая афазия 145—155, 227 Динамическая организация письма 15 —

17, 20, 21, 34, 55, 73, 75 Дистантная структура предложения,

ее понимание 242—243, 248—249

Замысел речевого высказывания 108 Значение и смысл 82, 103 Значение слова 179—180, 239—241

Избирательность в понимании слов и ее нарушение 230, 237

Инертность речевых стереотипов 142-143, 167 и ел., 313-315

Интонация, ее роль в понимании высказывания 115, 276, 287

Коммуникация речевая 80 Коммуникация события и отношения

113-114, 250-258 Контекстная речь, нарушение ее

понимания 117, 300—302 Коррекция трудностей письма

при дефектах пространственной

ориентации 56

при дефектах кинетической

организации 66

Левшество, его влияние на письмо 21, 51

вынужденное 55

«стертое» 55

Лексические значения 94, 95 Лексическая организация языка, ее

нарушения 179, 180, 233 Лексические функции 94, 95, 179 Лобно-височный синдром 72, 210 Логико-грамматические структуры

их психологический анализ

245-258

их нарушения при локальных

поражениях мозга 214, 270,

284-287

Методы исследования письма 10, 12,

75-76 Методы исследования речи 111, 122,

128-131, 233 и ел., 237-241, 242

и ел., 259 и ел., 263—274 Многозначность слова 88, 234—235 Монологическая речь, ее нарушения

130, 138 Московская школа в порождающей

лингвистике 93 Мотив в формировании речевого

высказывания 82, 108, 137, 139 Моторная афазия афферентная 183—

190,228, 291-295

Моторная афазия эфферентная 228,

292, 295-302 Мысль как источник порождения

высказывания 80, 108

Называние

методы его исследования 128 —

его нарушение при моторной

афазии 173—175

его нарушение при сенсорной

афазии 195

его нарушение при семантиче­ской афазии 222—224

его нарушение при лобно-

височном синдроме 213 Нейропсихологический метод

изучения речи 122, 128—131, 279 Нестойкость лексических единиц при

височной афазии 275 Номинативная функция речи

ее нарушение при моторной

афазии 173—175

ее нарушение при сенсорной

афазии 195, 279

Обратимые конструкции

их психологический анализ

250-253

нарушение их понимания при

семантической афазии 218,

286-291

Оптическая афазия 218—219

Оперативная память, ее значение для понимания речевых структур 271

Отчуждение смысла слов 275

Ошибки

в письме при дефектах

— слухового анализа 32, 36, 37

— артикуляторного аппарата 41

— кинестетического анализа 48

— зрительного анализа 51, 56

— зрительно-пространственно­го анализа 51

— кинетической (эфферент­ной) организации движения 65

Парадигматическое и синтагматиче­ское строение языка 86, 93—94, 109, 225-226

Парадигматические системы, их нарушения 178-183, 228-229 Паратаксис в структуре предложений

Парафазии литеральные 189 Парафазии вербальные 192 Персеверация (инертное повторение),

ее влияние на письмо 70 Письменная речь, ее строение

построение и удержание

замысла 18, 69

собственно письмо 19 Письменность, различные системы

56-59, 75 Письмо

его отличие от устной речи 12—

изменения структуры письма

15-17, 21

его строение 19

его нарушения при локальных

поражениях левого полушария

— височных отделов 26, 31

— теменных отделов 42

— затыл очно-теменных отделов 51

— затылочных отделов 56

— премоторной зоны 60

— передних отделов лобной доли 70

его трудности у детей при частичном недоразвитии/ дисфункции

— слухового анализа 28—30, 39

— кинестетического анализа 41, 42, 50

— зрительного анализа 51

— зрительно-пространствен­ного анализа 51, 55

— кинетической организации движений 67

— построения и сохранения замысла 69

его формы 74 Поверхностные синтаксические

структуры 88 и ел. Повторение слов и фраз, его нарушение при

акустико-мнестической афазии

201 и ел., 206-207

афферентной моторной афазии

динамической афазии 146, 150

лобно-височном синдроме 212

сенсорной афазии 192 и ел.

эфферентной моторной афазии

169 и ел.

«телеграфном стиле» 158—159,

161-163

Подвижность нервных процессов, ее нарушение при поражениях мозга 142 и ел., 171 и ел., 272 Подтекст, его понимание 104, 105,

119, 260, 261 Понимание речи

его психологическое строение

232-263

методы его исследования 263 и ел.

его нарушение при локальных

поражениях мозга 268—274 Понимание

парадигматических отношений

274-317

синтагматических отношений

164 и ел.

смысла слов и предложений

его нарушение при

— височной афазии 274—284

— семантической афазии 284-291

— моторной афазии 291 — 302

— мнестических нарушениях 302-307

— поражениях лобных долей мозга 310-317

смысла текста 119, 259 и ел. Порождение речевого сообщения 127 и ел.

его нарушение при локальных

поражениях мозга 225—231

этапы 80

мотив 81

мысль, «замысел» 80, 84

внутренняя речь 83

изменение внутренней речи при

переходе во внешнюю речь 85

внешняя речь 80—85 Порядок слов в предложении

его значение 254—255

нарушение его понимания 249 Пражская школа в лингвистике 87 Предикативное строение речи, его нарушение при локальных поражениях мозга 155, 160, 227 Предложение, его строение 242—245 Привычная рядовая речь 168 Проводниковая афазия 187

Проговаривание слов при их записи, его роль

при овладении письмом 67—69 при поражениях мозга 46, 50, 67 Просодика, ее роль в речевом высказывании 104—105

Работа над текстом 119

Развернутая речь

ее нарушение при динамиче­ской афазии 151

— сенсорной афазии 192 Рассказы, их психологическая

структура 259—262

нарушения их передачи при лобном синдроме 140—143

— динамической афазии 151

— «телеграфном стиле* 156

— афферентной моторной афазии 188

— акустико-мнестической афазии 204

нарушения их понимания при

— сенсорной афазии 279 и ел.

— семантической афазии 287 и ел.

— мнестических расстройствах 303 и ел.

— лобном синдроме 310 и ел. Рема 97, 98

Семантическая афазия 214—224, 230,

284-291

Семантическая запись 96—98 Семантические поля слова 111 и ел.,

239-241 Сенсорная афазия 27 и ел., 190—201,

228-229, 274-284 Симультанные синтезы, их наруше­ния 220 Синтагмы 113 Синтаксические структуры их понимание 242—258 их глубинные формы 89, 99 и ел. нарушение их понимания 300— 302 Системная организация письма 18, 24,

25, 73 Слово

его семантическая структура 111, 234 и ел.

его многозначность 234 и ел. Смысл и значение 82, 102—104

— текста, его понимание 104— 105, 259-263, 276-277

Списывание

его сохранность при височных

поражениях 31

по памяти 34 Спонтанное речевое высказывание,

его нарушения 146, 151 Сравнительные конструкции 255—256 Структурная лингвистика 85 и ел.

Текст, его психологическое строение 259-263

его понимание 267 и ел. нарушение его понимания при

— сенсорной афазии 283 и ел.

— семантической афазии 290

— лобных поражениях 310, 316-317

«Телеграфный стиль» 147, 155—156,

300-302 Тема 97-98 Тонус коры, значение его нарушения

135-136 Трансформационная, или порождающая

(генеративная), грамматика 88, 92 Трансформационная лингвистика 85,

87 и ел., 245

Устное сочинение, его нарушение при динамической афазии 138— 139, 151-152

Уровневый подход 186

факторы мозговой деятельности, их выделение 132—133, 226

Фонематическая система языка 178 ее нарушение при сенсорной афазии 191

Формирование речевого высказыва­ния 127 и ел.

его нарушения 131 и ел.

его нарушения при глубинных

поражениях мозга 134—136

— динамической афазии 145— 155

— лобных поражениях 137 — 145

Функциональные системы мозга 47, 55

Центры письма 24, 25

Чтение

его нарушения при моторной

афазии 176—178

«в лицо», без опоры на

слуховой анализ 32

при дефектах кинестетического

анализа 49

Экспериментально-генетический

метод анализа языка 122 Электромиограммы речевого

высказывания при динамической

афазии 149 Эфферентная моторная афазия 64,

228, 292, 295-302

Язык и речь 86

УКАЗАТЕЛЬ СХЕМ

Схема локализации поражений левой височной области, сопро­вождающихся нарушениями слухо­вого анализа и соответствующими дефектами письма 31

Локализация поражений мозга, вызывающих нарушение кинестети­ческой организации речи и аффе­рентную моторную афазию 43

Локализация поражений мозга, вызывающих нарушение письма из-за недостаточности зрительно­го анализа 53

Локализация ранений в случаях поражения премоторной области 61

Локализация поражений «зоны Брока», сопровождающихся эффе­рентной моторной афазией 64

Схема поверхностной и глубин­ной синтаксических структур фра­зы 90

Семантическое представление фразы 98

Схема базовой глубинно-син­таксической структуры 100

Схема сложной базовой глубин­но-синтаксической структуры 101

Схема нарушения повторения речевого сообщения у больных с тяжелой формой поражения лоб­ных долей мозга 143

Схема нарушения кодирования речевого сообщения у больного с краниофаренгиомой (опухоль глу­бинных отделов мозга с поражени­ем лобной доли) 144

Электромиограмма движений языка при попытках воспроизвести предложение у больного с динами­ческой афазией 149

Схема нарушения порождения речевого сообщения у больного с динамической афазией 150

Схема нарушения кодирования речевого сообщения у больных с «телеграфным стилем» 160

Схема ошибок имитации и фо­нологического различения соглас­ных у больных с афферентной мо­торной афазией 185

Схема нарушения порождения речевого сообщения у больных с акустико-гностической (сенсор­ной) афазией 199

Схема нарушения порождения речевого сообщения у больных с акустико-мнестической афазией 209

Схема нарушения порождения речевого высказывания у больных с семантической афазией 225

Схема нарушения декодирова­ния речевого сообщения у боль­ных с акустико-гностической (сен­сорной) афазией 278

Схема нарушения декодирова­ния речевого сообщения у больных с семантической афазией 288

Схема нарушения декодирова­ния речевого сообщения у больных с глубинными поражениями моз­га и первичными расстройствами памяти 306

Схема нарушения речевого со­общения при поражениях глубин­ных и медиобазальных отделов моз­га 311

Схема нарушения декодирова­ния речевых сообщений при мас­сивных поражениях лобных долей мозга 315

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕЙРОЛИНГВИСТИКИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Нейролингвистика, основным проблемам которой посвящена эта книга, является новой отраслью науки, стоящей на границе психологии, неврологии и лингвистики. Она изучает мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых про­цессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

Как специальная область науки нейролингвистика выделилась лишь недавно, и предлагаемая читателю книга — одна из первых в этой новой области. Книга подводит итог исследованиям автора и его сотрудников, посвященным нейропсихологическому анали­зу речевой коммуникации и изучению тех изменений, которые возникают в процессе порождения (кодирования) речевого выс­казывания и в процессе понимания (декодирования) речевого высказывания при локальных поражениях мозга.

Автор начал свои исследования, посвященные анализу рече­вых расстройств, возникающих при локальных поражениях мозга, еще очень давно. Этому кругу вопросов посвящены его книги: «Травматическая афазия» (русское издание 1947, английское — 1970), «Восстановление функций мозга после военной травмы» (русское издание 1948, английское — 1963); многие из близких к этому кругу вопросов обсуждаются в дальнейших книгах автора — «Высшие корковые функции человека» (русское издание — 1962 и 1969, английское — 1966), «Основы нейропсихологии» (1973) и «Нейропсихология памяти» (1974).

В настоящей книге по возможности проанализированы изме­нения в процессах порождения речевого высказывания и понима­ния сложных конструкций языка при различных по локализации поражениях мозга, причем делается попытка рассмотреть эти во­просы в свете современной структурной лингвистики.

Автор считает приятным долгом выразить свою искреннюю благодарность И.А.Мельчуку, взявшему на себя труд редактора этой книги, и Т. В. Ахутиной, оказавшей большую помощь в под­готовке текста книги к печати.

Автор знает, как много вопросов этой новой области остались еще нерешенными, и с полной ясностью осознает все недостат­ки этой первой попытки осветить основные проблемы нейролингвистики. Однако он надеется, что эта книга будет доброжела­тельно встречена читателями-психологами, неврологами и линг­вистами, и не сомневается, что они помогут ему своими советами в продолжении его работы в этой новой области науки.

ЧАСТЬ I

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Процесс речевой коммуникации — передача сообщения чело­веком посредством естественного языка — хорошо изучен рядом дисциплин.

В частности, лингвистика тщательно описала компоненты ре­чевого сообщения, создав теорию фонематической структуры речи, выделив основные лексические единицы и грамматические струк­туры языка и описав основные этапы перехода от «глубинных струк­тур» к «поверхностным структурам» реального высказывания. Тео­рия информации прибавила к этому анализ условий оптимальной слышимости речевых звуков и те вероятностные законы восприя­тия сообщения, которые связаны со степенью знакомости текста, с одной стороны, и с наличием избыточных элементов в нем, с другой. Физика звуков и физиология речи были в этой работе су­щественным подспорьем, позволяя ближе изучить те особенно­сти звуковой речи, которые обеспечивают формирование и вос­приятие сообщения.

Однако данные этих наук лишь частично раскрывают всю реаль­ную сложность процесса передачи речевого сообщения людьми. Вместе с тем эти науки не располагают еще достаточно точными объективными методами, позволяющими описать те реальные про­цессы, которые происходят в мозгу говорящих и слушающих и из которых складывается как процесс формирования сообщения, так и его восприятие, т.е. усвоение его содержания.

Дело в том, что, например, лингвистика изучает язык в основ­ном посредством построения его функциональных моделей, чаще всего даже не ставя вопрос о реальных процессах, на основе ко­торых человеком осуществляется построение и понимание выска­зываний, описываемых этими моделями.

Соответствующая задача остается за психологией (и психолинг­вистикой), которая может и должна исследовать реальные про­цессы формирования речевого сообщения и его усвоения, а так­же те составные компоненты, которые входят в эти процессы, и условия, в которых они протекают.

Особое место в анализе названных процессов занимает спе­циальная область психологии — нейропсихология, данные которой и будут служить предметом нашего дальнейшего иссле­дования.

1. Основные этапы процесса речевой коммуникации

Вопрос о том, как протекает формирование речевого сообще­ния, с одной стороны, и его понимание, с другой, был впервые в таком виде поставлен в психологии еще в первые десятилетия XX века.

Наши рекомендации