Основные принципы тренировки
Теоретические основы интегрального процесса подготовки квалифицированных гимнастов чаще всего скрыты от внешнего наблюдателя за работой тренера в зале, особенно когда знакомство с гимнастикой происходит на уровне одного или нескольких занятий.
Иное дело тренер, профессионально обеспечивающий многолетнюю подготовку гимнаста от новичка до мастера. И хотя ему нет нужды постоянно формулировать постулаты теории, принципы и правила, тем не менее, вся его ежедневная деятельность на поприще гимнастики подчинена определенным закономерностям, формулируемым как теоретические основы спортивной подготовки гимнастов.
Подготовка гимнастов — это единый процесс обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей спортсменов. Понятие «подготовка» - собирательное, обобщающее все частные, относительно самостоятельные виды и формы подготовки.
Различают отдельные виды интегральной подготовки, связанные с преимущественным проявлением двигательной, функциональной или интеллектуальной активности занимающихся: техническую, физическую, психическую, тактическую и теоретическую. В результате целенаправленных воздействий достигается определенный уровень подготовленности гимнаста.
Выделение отдельных видов подготовки оправдано не только удобством изучения и изложения, но и наличием специфического содержания каждого вида, оригинальных средств, упражнений, методов и приемов реализации.
Все виды подготовки осуществляются в процессе тренировочных занятий, соревнований и при проведении вспомогательных, дополнительных (внетренировочных и внесоревновательных) мероприятий.
На рис. 1 представлена схема основных видов подготовки и формы их реализации.
Спортивная цель подготовки сводится к участию в соревнованиях и сравнению своих результатов с достижениями соперников. Основной формой подготовки гимнастов к конкретным соревнованиям и к будущим по более сложной программе является тренировка.
Понятие «тренировка» весьма емкое. В общем виде — это специализированный процесс, основанный на системном применение специфических упражнений, используемых на различных этапах подготовки гимнастов. В процессе тренировки гимнасты овладевают программным материалом (объемным материалом и классификационными упражнениями), повышают уровень развития психомоторных качеств и улучшают функциональное состояние организма. В узком смысле «тренировкой» в гимнастике называется одна из форм (разновидностей) занятий.
Таким образом, под тренировкой понимается и долгосрочный процесс, и отдельные занятия.
Термин «занятие» имеет более точный смысл, так как позволяет выделить несколько типов специфических для гимнастики занятий, рассмотреть различные нюансы, отличающие их одно от другого.
Тем не менее, в практике широко используется понятие «тренировка» как интегрирующее для всех видов работы гимнаста. Тренировка в гимнастике строится на основе принципов, общих для спортивной деятельности. Раскроем особенности проявления этих принципов.
Рис. 1. Схема видов и форм подготовки гимнастов
5.1.1. Общие и специальные принципы спортивной тренировки.В педагогической литературе слово «принцип» встречается в общем значении «основа», «исходное положение», «требование».
Принципы – это обобщённые исходные идейно-педагогические положения, определяющие поведение, деятельность людей, служащие им руководством для решения различных задач. Научные принципы базируются на объективных закономерностях, поэтому они выступают в качестве теоретического выражения совокупности определённых фактов.
Закономерности– это явления, в силу которых происходит развитие природы и общества. Они не зависят от воли людей. Закономерности можно исследовать, устанавливать, но их нельзя изменить. Ими можно лишь руководствоваться при управлении определёнными процессами, решении конкретных задач. Закономерности могут иметь различный уровень – от наиболее общих, в соответствии с которыми происходит развитие природы и общества, до частных, действующих в определённом виде деятельности, конкретном процессе.
Педагогическими принципами физической культуры и спорта называются кратко выраженные научно-методические положения, отражающие закономерности овладения двигательными навыками, развития двигательных способностей, формирования личности в процессе двигательной деятельности и построения занятий физической культурой и спортом.
Специализация – углубленное развитие определённых функций и качеств, доскональное овладение относительно узким кругом специальных знаний и навыков.
Принцип спортивной тренировки является отражением познанных закономерностей в данной сфере практической деятельности, которые должен соблюдать и которым должен руководствоваться тренер при организации и проведении тренировочных занятий и спортивных состязаний. Это знания, используемые в качестве регулятивной практики.
В теории спортивной тренировки используются разные принципы, которые имеют разные сферы влияния, более высокий и менее высокий уровень абстракции, отражают общие и частные закономерности подготовки спортсменов, т.е. находятся между собой в иерархических отношениях. Есть общепедагогические принципы, которые справедливы для любой образовательно-воспитательной деятельности, в том числе и для спортивной тренировки как педагогически организованного процесса. Речь идет не только о дидактических принципах (сознательности и активности, наглядности, систематичности и др.), но и принципах воспитания (принцип всестороннего развития личности, научности, принцип связи воспитания с жизнью и т.п.).
Однако ими не исчерпывается вся система принципов, которыми следует руководствоваться в тренерской деятельности. Существенное значение здесь имеют и принципы развития физических способностей — регулярность педагогических воздействий, прогрессирование и адаптационно-адекватная предельность в наращивании эффекта педагогических воздействий и др.
При этом следует иметь в виду, что все эти принципы по отношению к спортивной тренировке не являются специальными. Необходимость разработки системы специальных принципов спортивной тренировки возникает постольку, поскольку тренировочному процессу в спорте объективно присущи не только общие, но и свои специфические закономерности. Они определяют собой внутренне необходимые существенные связи между тренировочными воздействиями и их эффектом, между различными компонентами содержания спортивной тренировки, между фазами тренировочного процесса и ходом развития тренированности спортсмена (Л.П. Матвеев). К этим принципам относятся: единство углубленной специализации и направленности к высшим достижениям, единство общей и специальной подготовки спортсмена, непрерывности тренировочного процесса, единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразности и вариативности динамики нагрузок, цикличности тренировочного процесса.