Iii. психолого-педагогическое сопровождение леворуких
УО «Государственный центр внешкольной работы» – учреждение дополнительного образования и воспитания. Здесь чаще, чем в школе, возникают индивидуальные запросы на оказание психолого-педагогической помощи. Одним из направлений индивидуального психолого-педагогического сопровождения является феномен леворукости.
Мы убеждены и стараемся убедить родителей, что леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален. Ему должно быть комфортно, спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать его как свой.
Основной целью психолого-педагогического сопровождения является профилактика школьных неврозов и учебных трудностей леворукого ребенка.
Задачи:
1. Диагностика профиля функциональной асимметрии
2. Профилактика затруднений в начале систематического обучения письму:
o при решении задач, которые требуют сложнокоординированных действий: резание бумаги, бумагопластика, письмо и др. (предполагает использование ножниц для левой руки);
o при выполнении заданий, в основе которых лежат зрительно-пространственные представления: многие математические задачи, задачи, требующие использования схем и моделей;
o при выполнении заданий, требующих зрительно-моторной координации: письмо и чтение, отдельные упражнения на уроках физкультуры и другие;
o при работе с понятиями;
3. Развитие креативных способностей в творческих видах деятельности.
4. Методическая поддержка родителей и педагогов в индивидуальном сопровождении растущего леворукого ребенка, чтобы минимизировать давление праворукой среды на ребенка.
Как определить левшу? Пробы для определения индивидуального профиля латеральной функциональной активности организма.
“Винни-Пух посмотрел на свои обе лапы. Он знал, что одна из них была правой, и он знал также, что когда вы установили, которая из них является правой, то другая будет левой, но он никогда не мог вспомнить, с чего начать.
— Хорошо, — проговорил он медленно...”
А. А. Милн “Винни-Пух и все-все-все”
Как и в каком возрасте можно определить, правая или левая рука будет доминировать у ребенка?
Проблема переобучения детей решалась бы намного легче, если бы идентификация левши могла осуществляться на более ранних этапах развития ребенка.
Известно, что у большинства детей в 2,5-3 месяца теряются рудиментарные рефлексы новорожденного. Это целый ряд рефлексов, которые свидетельствуют о состоянии нервной системы новорожденного ребенка. Со временем, когда нервная система совершенствуется и созревает, они исчезают, заменяясь новыми, более совершенными, которые станут необходимыми для игровой и познавательной деятельности. Ученые исследовали, что исчезновение рудиментарных рефлексов происходит не одновременно с правой и левой стороны. У будущих левшей эти рефлексы выражены больше и теряются позже на правой руке, а правшей - на левой. Поэтому, тщательное наблюдение вашего врача (ведь оценивать состояние рефлексов нужно систематически) может вам дать ответ "левша ваш ребенок или правша" уже в возрасте 3-4 месяцев.
Помощью в решении вопроса, какая же рука доминирует у вашего малыша, может стать анализ определенных семейных случаев. Если кто-то из родственников в первом или втором поколении был левшой, то ваш малыш может получить эту способность.
На чаще первый запрос родителей на проведение диагностики случается к 4-5 годам ребенка.
Следует особо остановиться на методике проведения исследования. Для достоверности результата нужно строго придерживаться следующих правил:
тестирование проводится индивидуально с каждым ребенком, лучше в игровой форме;
следует создать спокойную располагающую обстановку, ребенку не объявляется цель исследования;
предметы располагаются на столе на равном расстоянии от правой и левой руки ребенка;
исследователь дает словесные инструкции, не показывая ребенку способ выполнения задания;
инструкции даются таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на руке, которая выполняет действие (Например: «Покажи, как ты отвинчиваешь крышку», а не «Какой рукой ты отвинчиваешь крышку»).
Простые тесты для непростой диагностики
Опросники
Существует несколько вариантов определения рукости. Наиболее распространенным является метод ее количественной оценки с помощью опросников, содержащих от 5-ти до 20-ти вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Обычно в опросниках спрашивается о тех двигательных навыках человека, которые формируются у него под влиянием среды.
Опросники для определения рукости содержат стандартный набор вопросов: какой рукой человек пишет легче и красивее, какой рукой бросает мяч, зажигает спичку, режет ножом, ножницами, роет лопатой землю, раздает карты, вдевает нитку в иголку, забивает гвоздь, отвинчивает крышку, держит зубную щетку, веник, расческу и т. д.
Однако, любой опросник — это самооценка, а специальные исследования доказали, что она не всегда совпадает с объективной оценкой рукости. Особенно сложно использовать опросники при работе с детьми. Поэтому предпочтение отдается проведению диагностики в ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна, чаще используется, выполняет движения более ловко и точно.
Традиционные тесты
Существуют специальные батареи тестов (по 20 и более заданий) и их сокращенные варианты.
Есть и отдельные тесты, традиционно используемые для определения леворукости. Одним из хорошо известных является переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. Несмотря на большую популярность, тест мало информативен.
Второй столь же известный — «поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.
Третий — аплодирование. У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.
Очень интересны и информативны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование (круга, квадрата, треугольника). Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.
Учитывая, что скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей, можно использовать разные виды заданий на определение скорости и силы правой и левой руки.
Силу ведущей и неведущей руки можно измерить ручным динамометром. Эту процедуру необходимо проводить три раза и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая неведущую на 2 кг.
Советы Ф. Кречмера
Определение рукости у детей лучше проводить при оценке выполнения различных действий.
По мнению немецкого исследователя Ф. Кречмера, для определения рукости нужно посмотреть, как ребенок выполняет следующие действия: поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-молнию, зажигает спички, вынимает пробку из ванны и т. д. Предпочитаемая рука может быть определена при рисовании правой и левой рукой узоров и кругов. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку и при этом движения выполняются легко и точно, то он — левша.
Однако использовать описываемые Ф. Кречмером задания не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где — ребенок, как дается инструкция.
Непросто использовать рекомендацию проводить исследования рукости в процессе соревнования, чтобы дети не догадались о цели заданий. Среди заданий предлагаются следующие: вытереть классную доску, вырезать ножницами фигуру, узор, поднять предмет (мяч) с пола, сложить фишки в коробку. Во всех случаях важно соблюдать условия тестирования, о которых мы расскажем подробно.
Задания М. Озьяс
При проведении обследования детей особое внимание уделяется выполнению графических заданий и бытовых действий. По мнению французской исследовательницы М. Озьяс, в том случае, когда определение рукости вызывает какие-либо проблемы, необходимо проводить полное обследование, включающее 20 заданий, в иных случаях можно применить сокращенный вариант.