Гендерные группы относятся к большим социальным группам

Андрогиния– от греческогоandros(мужчина) иgyne(женщина) – условия, при которых у представителя одного пола проявляются характеристики обоих полов. Термин используется как в отношении биологических / физических, так и психологических / поведенческих характеристик.

Гендер– социально-биологическая характеристика, с помощью которой определяются понятия «мужчина» и «женщина». В силу многих сложностей возникающих в связи с дифференциацией с понятием «пол» часто используется для описания различий между мужчинами и женщинами, идентичности, социальных ролей и т.п.

Гендерная идентичность– понятие, используемое для описания субъективных ощущений себя как женщины или мужчины.

Гендерная роль– сформировавшаяся в культуре система нормативных представлений о поведении мужчин и женщин, выраженная в форме распространенных стереотипов. В более специальном значении гендерные роли включают культурно-специфические наборы качеств личности и поведения, ассоциируемые с тем или иным полом.

Маскулинность– состояние организма, отражающее или проявляющее присутствие качеств и поведенческих паттернов мужских представителей вида.

Мизогиния – женоненавистнический характер маскулинной науки позитивистского толка, проявляющийся в использовании неадекватных сравнительных исследовательских эталонов, исходно ставящих женщину в неравное положение с мужчинами.

Фемининность– состояние организма, отражающее или проявляющее присутствие качеств и поведенческих паттернов женских представителей вида.

Процесс гендерной социализации состоит прежде всего в усвоении гендерных ролей, т.е. ожидаемых в данной культуре образцов поведения для мужчин и женщин. Если доминирующая социокультурная норма диктует: мужчина — «добытчик, кормилец и защитник», женщина — «хранительница очага», то с самого раннего детства в девочках и мальчиках будут социально подкрепляться разные стили поведения. Так, взрос­лые чаще хвалят за заботливость, покладистость, нежность девочку и могут вообще не замечать этих качеств у маленького мальчика. Гендерные метки мы расставляем, говоря девочке: «Перестань драться, ты же не мальчик!» или мальчику: «Что ты плачешь, как девчонка!» Воспитание через «куклы и пистолетики» приводит мальчиков и девочек к усвоению гендерных ролевых норм — представлению о том, как должны вести себя женщины и мужчины в обществе. В большинстве стран мира девочки проводят больше времени, помогая родителям по дому, ухаживая за младшими или престарелыми, а мальчики чаще заняты играми, не связанными с опекой и уходом, при необязательном контроле взрослых.

Такую ситуацию гендерной асимметрии, складывающуюся с ранних этапов социализации, наиболее емко выразил Д. Майерс: Гендерная социализация дает девочкам «корни», а мальчикам — «крылья»1.

Гендерный стереотип о мужчине-«кормильце» приводит к укоренению в общественном сознании фразы: «для мужчины такая зарплата маленькая». В результате таких примерно оценок средняя заработная плата женщин в России составляет 2/3 заработной платы мужчин при выполнении труда равной ценности. Следствием действия гендерного стереотипа о женщине-«хранительнице очага» является распространенное мнение, что политика и сфера управления обществом — не женское дело. Женщины составляют 53% населения РФ, при этом 47% — от числа всех занятых в экономике, однако показатель их представительности среди депутатов Государственной Думы РФ неуклонно снижается: 1993—1995 гг. — их было 13%, 1995— 1999 гг. — 10%, с декабря 1999 г. — 7,7%.

Классификация возрастных групп

Возрастные группы являются одной из разновидностей больших социальных групп, объединяемых по возрастному признаку. Общность их имеет объективную социальную основу — спе­цифическое место каждой из групп в системе общественного разделения труда. Эти группы не имеют абсолютно четких границ.

Выделяются пять основных типов возрастных общностей:

подростки — от 10 до 15 лет, ведущая деятельность — игра, обучение в школе;

юноши — от 16 до 21 года, ведущая деятельность — учебно-профессиональная и в сфере интимно-личностного общения;

молодежь — от 22 до 30 лет; ведущая деятельность — профессиональное становление и социальное самоопределение;

люди зрелого возраста — от 30 до 60 лет; ведущая деятельность — профессиональная, общественная, семейная,

пожилые люди — старше 60 лет, ведущая деятельность — решение проблем предпенсионного и пенсионного периодов, семейная и для многих — сохранение профессиональной и общественно-политической активности. Причем тенденция к сохранению их в современных условиях России возросла.

Психология подростковой общности

Подростковая группа (дети и подростки до 15 лет) это период бурного и неравномерного роста и развития организма, что приводит к повышению возбудимости подростков, быстрой утомляемости, резкой смене настроений. Один из важных факторов развития в подростковом возрасте — половое созревание, в результате чего возникает половое влечение, часто неосознаваемое, и связанные с ним новые переживания, мысли и интересы. Подростковому периоду свойственна завышенная самооценка своих возможностей, оборачивающаяся стремлением к сверхнезависимости и самостоятельности, а также часто болезненное самолюбие — сверхобидчивостъ. Чрезмерно острая реакция характерна для подростков, когда кто-то указывает на их невзрослость. Ориентация на общение со сверстниками часто сопровождается скрытым страхом быть ими отвергнутыми. Все большее значение приобретает оценка поведения со стороны друзей.

Психология юношеской общности

Главный конституирующий момент социальной ситуации — молодой человек находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. В этот период индивид конституирует себя как представитель определенного поколения. Обращенность в будущее становится основной направленностью индивида, а главной проблемой — выбор профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределение, обретение своей идентичности, что превращается в «аффективный центр» жизненной ситуации, на котором концентрируются основная деятельность и интересы человека. Важную роль в этом играет оценка своих возможностей — материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и др. Важнейшими психологическими предпосылками успешного социального самоопределения личности являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка.

Особо значимой молодежной группой является студенчество, обладающее специфическим положением, социальным статусом и имеющее определенные социально-психологические особенности. Именно в юношеском возрасте люди испытывают сильную потребность в помощи со стороны общества.

В период ранней зрелости (30—40 лет) складывается собственный образ жизни, происходит освоение социальных и профессиональных ролей, включение во все виды социальной активности. В период средней зрелости (40—50 лет) человек концентрируется на основных целях и ценностях своей жизни. Поздняя зрелость (50—60 лет) характеризуется дальнейшим совершенствованием социальных и специальных ролей по роду занятий и в то же время их перестройкой, доминированием некоторых из них и ослаблением других; изменяются структура семейных отношений и образ жизни. Развитие социального статуса происходит вплоть до предпенсионного возраста, когда отмечается обычно пик наибольших социальных достижений — положения в обществе, личностного и профессионального авторитета.

Психология возраста людей пожилого

В случае позитивного прохождения предшествующих возрастных стадий пожилой возраст есть достижение мудрости, чувства удовлетворенности, исполненного долга и возникновения новых интересов, новых социальных ролей (например, всем известных — дедушки, бабушки и др.), новых проявлений идентификации включением в решение посильных, но полезных для себя и других задач, при решении которых возрастные личностные достоинства обеспечивают более высокие достижения, чем это могут сделать молодые, не обладающие ими. Широко известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и других профессий в пожилом возрасте. К числу характерных особенностей творческих людей относятся широта и разнообразие их интересов. Активность творческих личностей выходит за пределы их семейных и узкопрофессиональных интересов и выражается чаще всего в их участии в педагогической, общественно-политической и иных видах деятельности. Поэтому можно рассматривать пожилой возраст и как высший, своеобразный уровень личностной интеграции.

Наши рекомендации