Причины конфликтов в спортивной деятельности
Среди множества вопросов, возникающих при обсуждении проблемы конфликта, одним из наиболее сложных является вопрос о факторах, обуславливающих возникновение и протекание конфликта. В качестве этих факторов выступают некоторые социальные явления, особенности характера и психологические свойства спортсменов их социальные установки, жизненные позиции, взгляды и т. п. Межличностный конфликт обычно не возникает мгновенно, ему предшествуют скрытые причины психологического порядка.
Причиной межличностных конфликтов могут быть также ложные образы конфликтов. В этом случае объективно конфликтная ситуация отсутствует, но некоторые члены команды полагают, что их отношения носят конфликтный характер. Подобное восприятие взаимных отношений обусловлено, в частности, неправильным истолкованием мнений, высказываний, поступков одного человека другим. Почему же у людей возникает искаженное представление об отношениях друг к другу? Одна из причин - недостаток неформального общения. Другая - психологическая скованность, неумение или опасение показать окружающим свою расположенность, внимательность. Некоторые люди подчеркнуто поддерживают дистанцию во взаимоотношениях. Естественно, издержками такой тактики поведения является искаженное представление друг о друге. Межличностные конфликты не приносят, как правило, пользы, они наносят моральный, психологический, порой и материальный ущерб. Особенно это нетерпимо в сборных олимпийских и профессиональных команд. Спортивная деятельность немыслима без постоянного общения соперников и партнеров. Взаимоотношения их складываются на основе совместных тренировок, соревнований, сборов отдыха и под влиянием реальных условий жизни в стране и за рубежом. Нельзя не учитывать, что наряду с партнерством и дружбой в команде могут возникать и неблагоприятные взаимоотношения.
Анализ спортивной деятельности позволяет определить причины или источники возникновения межличностных конфликтов в командах. Помимо указанных ранее такими могут быть следующие: неуравновешенность характера у отдельных спортсменов, неумение владеть собой и контролировать свои импульсивные действия, раздражительность, болезненная восприимчивость к словам. Это может быть не только результатом плохого воспитания, но и следствием перенапряжения, усталости.
Легко вступают в конфликт с окружающими прежде всего люди с неподдающимся, негибким характером, те, кто неспособен переносить поведение, противоречащее их принципам и ценностным критериям. Как правило, такие люди инертны, они медленно привыкают к новой обстановке, не общительны и не выносят компромиссов.
Другой причиной конфликта, кроме негибкого поведения, может быть стойкое стремление завоевать признание и уважение окружающих и занять более престижное и влиятельное положение в группе. Такой человек считает себя сведущим во всем, не всегда считается с окружающими. Как правило, это связано с неправильными представлениями некоторых спортсменов о своей роли в команде. Они возникают потому, что будучи равными, они выполняют в команде функции неодинаковой ответственности. Это обусловлено различным спортивным опытом, знаниями, мастерством и стремлением выделиться за счет преувеличения своего вклада в общую победу, искаженного представления о себе и своих возможностях, что в конечном счете и может привести к конфликту с другими игроками.
В этой связи интересны записи В.В. Тихонова, который долгое время возглавлял команду ЦСКА по хоккею с шайбой. В. Капустин и Х. Балдерис, вспоминает Виктор Васильевич, по праву считались непререкаемыми лидерами в прежних своих клубах, оба привыкли быть на острие атаки, но и привыкли, что партнеры играют на них, а нередко и за них. В сборной же предстояло перестраиваться, не все же гладко, долго не могли найти общего языка с центрфорвардом Жлутковым, тоже мастером высочайшего класса. Не хватало одного - желания. Когда перелом наступил, Виктор и Хелмут сумели построить игру так, что главными стали интересы команды, а не личный престиж. Это были лидеры, ведущие за собой товарищей, старающиеся взвалить на плечи ношу потяжелее, чтобы легче было партнерам.
К конфликту в межличностных отношениях может привести и смещение личных установок некоторых игроков в сторону от интересов на сферу маленьких групп, а затем переход в другую команду. Возникает ситуация, когда требования тренера игнорируются определенной частью спортсменов и команда расчленяется на нежелательные группировки.
Возникновение конфликтов зависит также и от того как спортсмен переносит фрустрацию, чувство безысходности при поражении. Фрустрация возникает в том случае, когда человек наталкивается на препятствие, которое оказывается для него непреодолимым или которое он воспринимает как таковое. Часто возникающая фрустрация может придать характеру человека стойкие черты: одним агрессивность и злобность, другим - равнодушие и безразличие.
Еще одним возбудителем конфликтов может быть неспособность осознать многочисленность и непредсказуемость социальных ситуаций. В этом случае человек не умеет взвешивать возможные варианты поведения. Ему не нравится собирать дополнительные сведения и анализировать их; вместо этого он быстро выносит решение, зачастую максималистское.
Интересно, что конфликты в равной мере могут быть обусловлены как излишним конформизмом, так и его противоположностью - негативизмом. При излишним конформизмом мы имеем дело с беспринципным поведением, подтвержденным влиянию случайных обстоятельств, при котором собственное мнение, позицию, поступки во что бы то ни стало стараются приспособить к мнению и поступкам окружающих. Конформисты легко поддаются влиянию и внушению. При негативизме люди оказывают бессмысленное упрямое сопротивление, которое в молодом возрасте, в период активного физического развития проявляется в строптивости, направленной против взрослых.
Благоприятная почва для конфликтов проявляется и в том случае, если общее представление человека о том, каким он должен быть (его идеальный образ), не совпадает с его действительной самооценкой. Видимо, недостаточная адаптивность и прозорливость в общении непосредственно связана с крайне заниженной самооценкой, для компенсации которой и создан сверх совершенный идеальный образ. Человек пытается привести себя в соответствие с этим представлением и свои недостатки толкует как добродетели. Это несложно сделать, потому что одни и те же качества можно толковать по-разному (агрессивность, например, принимать за настойчивость и силу). В дальнейшем такой спортсмен может отчаянно ухватиться за свой идеальный образ и стать негибким в общении, потому что у него уже не остается времени и энергии для самопознания и выбора целесообразный манеры поведения. Стараясь жить в соответствии с нереальным идеалом, человек «перегибает палку» и попадает в затруднительное положение. Затруднения возникают и тогда, когда к окружающим предъявляются нереальные требования, исходящие из идеального «я».
В случае второго варианта - когда самооценка спортсмена с самого начала завышена, - снова возникают конфликты, потому что в первую очередь сопротивление будут оказывать близкие люди, в том числе тренер, затем могут появиться расхождения с действительными возможностями. Тот кто игнорирует разрыв между идеальным «Я» и своими неудачами, часто капризничает, обижается, ведет себя неадекватно, становится злым и подозрительным ко всем.
Объективная самооценка - важное условие не только успешных человеческих взаимоотношений, но и обеспечение работоспособности на тренировках, душевного покоя личности и благоприятной психологической атмосферы в команде.
Все названные предпосылки межличностных конфликтов объединяет одно обстоятельство - их можно снизить, если вести продуманную воспитательную работу с каждым спортсменом, изучать особенности его характера, нацеливать на самовоспитание, анализ своих поступков, возможностей, следить за поведением.
Манера поведения - фактор не наследственный это результат жизненного опыта. Умение помочь ученику выбрать наиболее подходящий является очень существенным для организации спортивно-педагогического взаимодействия.
Организуя учебно-тренировочный процесс, опытный спортивный педагог учитывает, что истоки конфликтов могут быть и в разных сферах повседневной работы. Прежде всего, в основе многих конфликтов лежит, как правило, несоответствие ожиданий людей и возможностей их реализации. У каждого спортсмена сформированы определенные потребности, желания, интересы, взгляды, свои представления о справедливости, организации тренировочного процесса, быта, которые имеются в реальности. Отдельные недостатки расцениваются как невнимательное отношение к ним. Располагая данными о личностных особенностях учеников, тренер получает информацию о возможных причинах конфликтов в команде
Условия возникновения конфликтов. В отличие от причин конфликтов, которые могут быть следствием неадекватности восприятия условий спортивной деятельности всегда реальны и конкретны. Они существуют объективно, хотя и могут подвергаться определенным целенаправленным изменениям. Условия, которые могут определенным образом влиять на возникновение межличностных конфликтов в командах, можно сгруппировать по следующим признакам:
· длительное общение в типовой среде, сужение сферы восприятия и преобладание действия, что в конечном счете может ограничивать внутренней рост творчества и фантазии;
· непрерывная запись циклограммы спортивной деятельности;
· излишняя опека тренером своих учеников во имя достижения высшего результата;
· снисходительное отношение спортивного педагога к своим ученикам, которое выражается в терпимости, всепрощение недостойных поступков.
Важнейшее условие для возникновения конфликтов в спортивно-педагогическом взаимодействии - поведение тренера, свойственные ему восприятия и понимание характера спортсменов, определение своей позиции в конфликте.
С поведенческой характеристикой тренера наиболее тесно связаны не только индивидуально психологические особенности его личности, но и тип общей установки по отношению совместной спортивной деятельности.
На этой основе можно выделить три типа ориентации спортивного педагога. Ориентация на эффективное выполнение профессиональных задач предполагает, что тренер ясно представляет цели спортивной деятельности, пути и методы их достижения, грамотно использует методы психологии и педагогики. Как правило, такой специалист трудолюбив, инициативен, самостоятелен, хорошо знает личностные особенности учеников, их физические и психические возможности. Такой человек полезен для дела, но работать с ним трудно. Так как он мало заботиться и о себе, и о других, к людям относится лишь как к средству решения задач.
При ориентации на других людей, на взаимодействие с ними, тренер заботится о них, стремится помочь им. Он уважает чужое мнение, однако в критической ситуации может пожертвовать результатами, чтобы не испортить отношения с другими.
При ориентации на себя люди строптивы и агрессивны, подозревая, что иначе кто-то будет мешать им или воспользуется результатами их труда. Болезненно реагируя на успех других, они предъявляют повышенные претензии, хотя на самом деле не уверены в себе и в глубине души опасаются провала. Это трудный тип, он несет конфликты внутри себя, но будучи не в силах признать это, ищет повода для обвинения обстоятельств. Такой тренер главным образом, ориентирован на выполнение административных функций.
Каждый человек обычно имеет все три вида ориентации, развитые в различной степени. Направленность личности определяется преимущественным развитием одного из них, и в сочетании с позитивными устремлениями, определяет активность личности.
В реальной практике можно выделить и другие частные психологические особенности, которые характеризуют личность тренера и организационные принципы его работы с командой. Положительным в психологическом отношении является так называемый контактный стиль руководства, при котором он предпочитает тесно сблизиться с людьми, создать с ними эмоциональный контакт основанный на общности мотивов и целей деятельности, интересов, способов решения поставленных задач, справедливо считая, что сплоченность команды служит важнейшей предпосылкой оптимальных взаимоотношений.
Тренер оказывает непосредственное влияние на спортсменов. Его личностные качества, стиль поведения не так очевиден, поскольку существует разница в возрасте и жизненном опыте. Поэтому для тренера огромное значение имеет общее доброжелательное отношение со стороны спортсменов. Общий психологический настрой в значительной мере предопределяет, будут ли его ученики замечать в своем наставнике только недостатки или же, наоборот, только положительные качества, а недостатки воспринимать как отдельные промахи.
Такой настрой создается, по-видимому, восприятием внешнего облика, случайно услышанным разговором тренера с родителями учеников, его коллегами. Все это, казалось бы, мелочи, но именно по ним судят ученики в своей массе о педагоге, именно из них они составляют себе целостное представление о его облике. При этом в ход идут умозаключения, аналогии или даже, отбросив всякую логику, руководствуются первым впечатлением, чувством симпатии или антипатии. Стараясь воссоздать себе целостный облик своего тренера, но не имея для этого достаточных данных, ученики интуитивно, чтобы не сказать произвольно, «достраивают» недостающие элементы в его личности или по косвенным данным заключают об их наличии или отсутствии. Для спортивного наставника все имеет значение. Манеры общения, доброжелательное выражение лица, со вкусом подобранная, соответствующая одежда, внимание и предупредительность --все это в совокупности создает тот общий фон, на котором разворачивается спортивно-педагогическое взаимодействие.
Конфликты могут оказывать различное влияние на психологический климат команды:
· положительное, если он разрешается объективно и своевременно, если утверждается истина, искореняются трения спортсменами;
· негативное, когда конфликты не разрешаются объективно, или разрешаются только частично.
Последнее может иметь далеко идущие последствия в возникновении конформизма. Крайняя степень конформизма - приспособленчество, которое может проявляться в лицемерном поведении. Основными причинами приспособленчества может быть прежде всего стремление уйти от необходимости отстаивать свою точку зрения в силу неподготовленности, неуверенности в правильности своей позиции, осторожности. Явление приспособленчества крайне нежелательно. Приспособленец не раскрывает себя, остается при своем мнении, которое неизвестно и часто бывает предвзятым. Такой человек является слабым, ненадежным звеном команды, снижает ее сплоченность.
Проблема конфликтов, возникающих в совместной спортивной деятельности необычно широка. Спортивное взаимодействие эффективно лишь тогда, когда правильно определены все функции, в которых поведение члена команды может варьироваться, не вызывая нарушения плодотворных тренировок и соревнований.