Проявления внутриличностного конфликта
Внутренний конфликт – это личностные проблемы одного человека.
Человек является составной частью конфликтов всех уровней – от ссоры друзей до мировой войны, но выступает в них не как стандартная единица. Люди разные и ведут себя в конфликте очень индивидуально, в силу неповторимости своей внутренней психической организации. Кроме того, люди не только выносят свои внутренние конфликты вовне, но и вносят внешние в себя. Поэтому мы рассматриваем эту, казалось бы, чисто психологическую проблему в курсе конфликтологии[13].
В эпоху средневековья человек рассматривался как объект борьбы, его душа была полем битвы между добром и злом. Это представление и сейчас имеет свои отголоски. Э. Шостром: «В каждом из нас заложена такая двухпартийная система, при которой одна часть у власти, другая в лояльной оппозиции», и это нормально для здорового человека. Философия Нового времени стала оценивать сложность душевного мира как обязательную структурную характеристику личности. На рубеже XIX–ХХ вв. наиболее влиятельной стала динамическая теория личности З. Фрейда, которая представила человеческую психику как изначально конфликтную.
Внутренние конфликты являются необходимым условием развития личности. Если внешние конфликты при благоприятном исходе развивают наши отношения с другими людьми и делают более эффективным взаимодействие в различных социальных группах, то внутренние конфликты делают более глубоким осознание себя и своего места в жизни. Однако такие конфликты, как правило, идут на фоне болезненных переживаний.
В целом основными видами трудных ситуаций, с которыми человек сталкивается в течение жизни, являются:
– ситуация деятельности;
– ситуация социального взаимодействия;
– ситуация внутриличностного плана.
В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:
1) трудности, как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, проблемные ситуации взаимодействия и внутренние затруднения);
2) трудность как непосредственная угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия, внутриличностные конфликты);
3) трудности как реализующаяся угроза (экстремальные, в том числе
и боевые, ситуации, конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы).
В трудной ситуации деятельности человеку противостоит среда.
В трудной ситуации взаимодействия человеку противостоит другой человек или группа. В трудной ситуации внутриличностного плана человек противодействует самому себе.
В этой теме нас более всего будет интересовать последний тип. Разберем подробнее типы трудных внутриличностных ситуаций.
Внутриличностные затруднения – относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствие решения проблемы. Они носят название «фрустрация». Иногда действия человека, стремящегося удовлетворить свои потребности, сталкиваются с препятствиями. Внешний аспект фрустрации – препятствие. Это может быть физическая преграда, отсутствие объекта для удовлетворения потребности, биологические ограничения, социальные условия. Внутренний аспект – нарушение равновесия, напряжение, тяжелые переживания, стремление восстановить равновесие с помощью нового действия. Напряжение может быть снято через адаптивное поведение, которое устраняет источник фрустрации, либо через неадаптивное поведение, которое является простой разрядкой в виде агрессивной реакции, направленной на себя или на посторонние предметы. Возможна и неагрессивная реакция: бегство и оправдание, подавление, регрессия. Вот несколько способов, которыми обычно пользуются для того, чтобы выйти из состояния фрустрации:
· обвинение обстоятельств и снятие с себя ответственности. Ситуация продолжается, может привести к стрессу и депрессии;
· уклонение от ситуации: все разрешится само собой. Иногда это срабатывает, но чаще – нет;
· поиск вариантов решения проблемы: преодолеть препятствие, обойти его, предпринять компенсирующее действие или отказаться от цели.
Внутриличностные конфликты – наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия личностью значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости носит название «стресс». Стресс – необходимое условие жизни, его влияние позволяет держать в тонусе психику и организм, способствуя лучшей адаптации. Это состояние неспецифического напряжения, возникающее под влиянием субъективно значимых воздействий. Стрессор – это фактор, вызывающий такое состояние.
Три стадии стресса:
1. Тревога как реакция на возникший стрессор.
2. Стабилизация или приспособление к новым условиям.
3. Стадия истощения, если новые стрессовые условия слишком длительны или тяжелы.
В начальных стадиях стресс активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических процессов, он является кратковременным. В случаях длительного воздействия стрессора мы имеем дело с дистрессом – разрушительным процессом, дезорганизующим поведение человека, ухудшающим состояние организма.
Помогают пережить стресс:
· умение планировать;
· умение признавать и принимать ограничения;
· избегание ненужной конкуренции;
· регулярные физические упражнения;
· владение безмедикаментозными методами расслабления;
· возможность поделиться своими неприятностями.
Внутриличностные (жизненные) кризисы выступают как особые относительно положительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями. Выделяют возрастные, невротические и травматические кризисы. Кроме того, внутриличностные кризисы подразделяются по деятельностному критерию (кризис операциональной стороны жизнедеятельности: «не знаю, как жить дальше»; кризис мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности: «не знаю, для чего жить дальше»; кризис смысловой стороны: «не знаю, зачем вообще жить дальше»). Как правило, внутриличностные кризисы являются своеобразными поворотными пунктами жизненного пути личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур сознания личности, возможной переориентацией на новые ценности и цели. «Кризис» наступает в случае обострения проблемы до крайней точки. Как и в течение физической болезни, после точки кризиса человек либо умирает – разрушение личности, либо выздоравливает – разрешение проблемы в силу необходимости решить ее или погибнуть.
Трудность ситуации в значительной степени определяется субъективной составляющей:
· объективной угрозы может и не быть, а человек, ошибаясь, воспринимает ситуацию как трудную. Причиной может быть его неподготовленность, искаженное восприятие;
· могут существовать реальные объективные факторы (угроза смерти, опасность аварии), но человек не знает об их существовании и не осознает ситуацию как трудную;
· личность может осознавать трудность ситуации, но неоправданно считать ее не слишком трудной для себя;
· ситуация может быть очень значима для личности, но, не находя ее решения, человек может прибегнуть к психологической защите и уйти от ее реального веса;
· ситуация может быть объективно сложной, но наличие знаний
и опыта позволят преодолевать ее без особых трудностей.
Специфической реакцией личности на трудную ситуацию можно считать психическую напряженность, которая характеризуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.
В зависимости от влияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы:
· перцептивную (возникающую при затруднении в восприятии);
· интеллектуальную (человек затрудняется решить задачу);
· эмоциональную (возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);
· волевую (человек не может управлять собой);
· мотивационную (связанную с борьбой мотивов).
Психологическая устойчивость – это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит:
· от типа нервной системы человека;
· от опыта человека, профессиональной подготовки;
· от навыков и умений поведения и деятельности;
· от уровня развития основных познавательных структур личности.
Среди компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный. Психологическая устойчивость – это не просто их сумма, а интегративное образование.
Подводя итог, внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
3.2. Причины внутриличностных конфликтов:
подходы и интерпретации
Существуют несколько подходов к пониманию внутриличностного конфликта: психоаналитический (фейдистский, постфрейдистский), ролевой конфликт, возрастной конфликт, мотивационный, когнитивный и др. Рассмотрим основные из них.
Фрейдистский подход предполагает, что эти источники конфликтности находятся в самой структуре личности.
З. ФРЕЙД. Фрейд утверждал, что личность многослойна (Сверх-Я – Я – Оно), и признавал внутренний конфликт как естественное следствие динамичной психической жизни. Такой конфликт способствует развитию личности.
«Оно» сотворено примитивными биологическими желаниями и стремится к немедленному их удовлетворению, неспособно предвидеть последствия.
«Я» появляется в результате контакта личности с внешним миром. Оно уже разделяет желаемое и реальное и может планировать удовлетворение потребностей.
«Сверх-Я» появляется в процессе социализации. Оно содержит в себе нормы, правила, нравственные ценности.
Конфликт чаще всего возникает при столкновении «хочу» (Оно), «могу» (Я) и «надо» (Сверх-Я). Такой конфликт порождает внутреннее напряжение, которое возможно снять при помощи защитных механизмов: вытеснения, фантазий, замещения, рационализации, сублимации.
На основе теории Фрейда можно проанализировать внутриличностные конфликты как конфликты между мотивами, ценностями и самооценкой.
Мотивы – «хочу» (потребности, интересы, желания),
ценности – «надо»,
самооценка – «могу».
Исходя из такого понимания внутреннего мира человека, выделяются следующие виды внутриличностных конфликтов:
Структура внутреннего мира личности, находящейся в конфликте | Вид внутриличностного конфликта | ||
«хочу» («Я хочу») | «надо» («Я должен») | «могу» («Я есть») | |
Х – Х | Мотивационный конфликт | ||
Х | Х | Нравственный конфликт | |
Х | Х | Конфликт нереализованного желания | |
Х-Х | Ролевой конфликт | ||
Х | Х | Адаптационный конфликт | |
Х -Х | Конфликт неадекватной самооценки |
Некоторые ситуации внутреннего конфликта, пережитые и неблагополучно разрешенные в глубоком детстве (например, эдипов комплекс), влияют на поведение взрослого человека.
Определение внутриличностного конфликта возможно через анализ поведения, в котором неосознанно проявляются скрытые потребности. Это нарушение чувства меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию. Это поведение, прямо противоречащее провозглашаемой цели, некритичность по отношению к нелогичности своего поведения.
Постфрейдистский подход
А. АДЛЕР, ученик Фрейда, соглашался, что в детстве любой человек переживает чувство неполноценности, но понимал его несколько шире.
В конфликте между чувством бессилия и желанием получить высокий результат заложено стремление личности преодолеть свою слабость и достичь вершин возможного. Желание компенсировать неполноценность – это творческая сила, способная привести к высоким достижениям. Преодолевая неполноценность, личность развивает в себе чувство общности с другими людьми. Если человек не справляется, то возникает комплекс неполноценности – постоянное глубинное переживание собственной ущербности. Излишняя требовательность родителей, излишняя опека, слабое здоровье могут привести к возникновению этого комплекса. Вместо достижения реальных результатов личность стремится к сверхкомпенсации, к убеждению себя
и других в своих мнимых успехах, возрастает желание к власти. Не справляясь, ущербная личность выплескивает конфликт наружу в виде агрессии, тревожности, демонстрации силы или, наоборот, слабости.
К.-Г. ЮНГ, продолжая исследования в русле психоанализа, сосредоточил внимание на конфликтной природе самой личностной установки. Основное противопоставление в своей типологии он сделал на конфликте субъективного и объективного в сознании человека.
Экстраверт – человек, направленный вовне. Он сознательно стремится познать законы внешнего мира и строить свою внутреннюю жизнь в соответствии с ними.
Интроверт – человек, погруженный в себя. Он утверждает самоценность внутренних процессов, а внешний мир, его правила и нормы для него не так уж важны.
Таковы две установки сознания. Однако психическая жизнь протекает в конфликте сознания и бессознательного. Любое нарушение меры в сознании вызовет компенсаторную деятельность бессознательного. У экстраверта бессознательное встает на защиту субъективности, порождает эгоистические тенденции. У интроверта повышается влияние объекта, он становится более зависимым от внешних обстоятельств.
Э. ФРОММ, отталкиваясь от идей Фрейда, утверждает в качестве основного конфликт двух главных инстинктов: инстинкта жизни и инстинкта смерти. Любовь к жизни он называет биофилией, любовь к смерти – некрофилией. Некрофилия – злокачественное следствие психосексуального развития личности, а биофилия – доброкачественная, нормальная. Основные проявления некрофилии: мрачные сны, культ насилия, чопорность и холодность в обращении, болезненное пристрастие к чистоте, преклонение перед техникой, порядком, склонность к манипулированию и др.
Возрастной конфликт
Э. ЭРИКСОН ориентировался на психоаналитическую традицию. Он связывает устойчивые внутриличностные конфликты с возрастными кризисами:
Возраст, лет | Содержание кризиса |
0-1 | Доверие-недоверие |
1-3 | Автономия – стыд, сомнение |
3-6 | Инициатива – чувство вины |
6-12 | Трудолюбие – чувство неполноценности |
12-19 | Я-идентичность – смешение ролей |
20-25 | Близость – изоляция |
26-64 | Порождение, творчество – застой |
65 – смерть | Интеграция – отчаяние |
Если Фрейд выводил жизненный сценарий из детских проблем, то Эриксон распределил проблемы развития личности по всему жизненному пути. Каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения – кризис, порожденный конфликтом развития личности. Когда в человеке вызревают новые личностные качества, он сталкивается с новыми жизненными задачами. Это период возросших потенций и в то же время повышенной уязвимости. На каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризиса, когда личность крепнет и адаптируется, либо неблагоприятное, когда личность переходит на следующую стадию с грузом прошлых нерешенных проблем. Чем менее успешно пройдены кризисы, чем больше нерешенных внутренних проблем, тем больше возрастает конфликтность личности. Несчастный человек не оставляет в покое других.
Рассмотрим теперь подходы к внутриличностному конфликту, предполагающие в качестве его причин внешние, ситуационные источники.
Мотивационный конфликт
Классификация внутриличностных конфликтов по К. Левину:
Тип конфликта | Причина | Модель разрешения |
Эквивалентный (приближение-приближение) | Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов | Компромисс |
Витальный (избегание- избегание) | Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами | Компромисс |
Амбивалентный (приближение-избегание) | Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная сторона | Примирение |
К. Левин считал, что внутренние конфликты являются следствием проблем, возникающих в жизненных ситуациях индивида. Предметом его внимания стали конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов – противоречащих или несовместимых. Мы имеем три возможных варианта:
· «буриданов осел» – выбор между двумя равнопривлекательными, но одновременно нереализуемыми возможностями;
· «из двух зол меньшее» – выбор между двумя равнонепривлекательными возможностями;
· «и хочется и колется» – одна и та же цель одновременно и привлекает и отталкивает.
Существуют некоторые закономерности. Чем ближе к привлекательной цели субъект, тем сильнее тенденция к ее достижению и тем больше возрастает ее привлекательность. Чем ближе к непривлекательной цели субъект, тем сильнее тенденция к ее избеганию. Сила избегания сильнее, чем сила достижения. Поэтому второй и третий тип ситуаций являются более болезненными по сравнению с первым и труднее преодолеваются.
Когнитивный конфликт
Согласно когнитивной психологии человек стремится к непротиворечивости, согласованности внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и испытывает дискомфорт от рассогласования. Конфликт – столкновение несовместимых значимых представлений (когниций). Процесс принятия решения тоже можно представить как когнитивную проблему: «Я принял решение» – «Я не уверен, что оно правильное». Поэтому, приняв решение, человек еще уговаривает себя в его правильности с помощью дополнительных аргументов, и чем меньше внешнее принуждение к нему, тем больше внутренние аргументы. Механизмы преодоления когнитивного диссонанса позволяют не только ослабить внутреннее напряжение, но и уходить от межличностных осложнений. Нужно пересмотреть представления и при помощи системы рассуждений изменить одно из них таким образом, чтобы оно согласовывалось с другими.
Ролевой конфликт
Эту теорию развивает символический интеракционизм (Д.МИД, Ч.КУЛИ). Человек получает свою личностную определенность через взаимодействие с другими людьми в группе. Разные члены группы выполняют разные роли. Таким образом, мы можем представить личность как систему социальных ролей, которые человек исполняет в группах разной степени общности. Каждая роль имеет свое содержание: шаблон действий, конкретные умения и навыки и формируется под влиянием ожиданий других людей. Люди имеют довольно сходные наборы ролей, а индивидуальность достигается благодаря тому, что на их исполнение накладывают отпечаток личностные особенности. Невозможно регламентировать все нюансы роли (отец может быть добрым и любящим либо суровым и властным). Кроме того, для каждого человека существуют роли наиболее важные, т. е., которые человек реализует в первую очередь, с полной отдачей – это эталонные роли. Каждая роль связана с правами и обязанностями, это приводит к тому, что личность переносит социальный контроль внутрь себя, и такая ситуация может стать причиной внутреннего конфликта, если требования роли малосовместимы с некоторыми индивидуальными особенностями, если у человека слишком много эталонных ролей и у него не хватает энергии и сил для реализации их в полном объеме, если имеет место несовместимость ролей (к человеку предъявляются одновременно слишком разные, а то и несовместимые ожидания). Другая проблема – чрезмерная интегрированность ролей, когда любое рассогласование воспринимается очень болезненно и любая неожиданная информация о себе вытесняется (мужчина, занимающий руководящую должность, ведет себя как начальник и с подчиненными на работе, и со своими детьми,
и с друзьями, и с женой). Возможна и обратная ситуация – чрезмерная разболтанность ролей, когда человек становится рабом ситуаций и не имеет четкого представления о себе. Имея нормальную, гибкую Я-концепцию, личность в нужной ситуации активизирует нужный блок ролей.
Разрешение ролевых конфликтов возможно через определение эталонной роли, если их слишком много; через расширение репертуара ролей, что позволит выбрать более согласованные роли; через уточнение содержания ролей.
Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.
Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций.
Одним из серьезных последствий внутриличностного конфликта является суицид. И поскольку социальному работнику наверняка придется столкнуться с ситуацией, когда он окажется лицом к лицу с человеком, стремящимся «рассчитаться» с этим миром таким образом (поскольку суицид сложнопрогнозируем и «сверхзаразителен»), он должен быть готов оказать помощь и поддержку человеку.
Выделяют следующие виды деструктивных внутриличностных конфликтов:
· Истерический – характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих.
· Обессивно-психастенический – характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением.
· Неврастенический – характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.
В основе внутриличностного конфликта лежит переживание. Что это такое? Переживание – форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.