Изобразительная деятельность как средство отражения социального опыта ребенка
Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. СПб., 2002.
заг». Он служит приемом, в котором любой мало привычный сильный раздражитель может сыграть роль «зигзага». Т.А.Хвиюзова в качестве такого «зигзага» использует интересное для ребенка средство изображения (ватный тампон, нитки для рисования, камушек и т.д.), редко используемое в обычных занятиях по изобразительной деятельности, или занимательный прием (пуантилизм, цветовые пятна и т.п.). Здесь играют свою роль следующие методы: импровизация, когда случайное изображение пятен создает сразу несколько образов, или метод сравнения и сопоставления получившихся образов посредством рисования линий, отпечатков [301, с. 99].
Была разработана комплексная программа педагогической коррекции средствами рисования нарушений в поведении дошкольников 5-7 лет. Содержание программы включает в себя пять блоков, каждый из которых направлен на коррекцию определенного сим-птомокомплекса [301, с. 109].
Общими целями коррекционной программыявляются:
• гармонизация развития ребенка;
• развитие творческого воображения посредством рисования;
• помощь в открытии своего «Я»;
• формирование навыков координации движений, уверенности руки;
• снятие конфликтностив системе отношений: взрослый-ребенок, ребенок-ребенок.
Первый, вводный,блок занятий программы направлен на снятие у ребенка состояния эмоционального дискомфорта, создание для него ситуации успеха, развитие творческого воображения и когнитивных процессов путем выполнения заданий по организации ритмической структуры рисования; повышение уверенности в своих силах посредством использования контуров, подкладок разной конфигурации, линеек с экранами, использования техник рисования по опорным точкам, штриховки готовых форм предметов. Творческое воображение развивается в процессе составления предметов из геометрических форм; дорисовывания отдельных деталей до полного образа; нахождение в пятнах, линиях, отпечатках различных образов.
Второй блок занятий призван решить проблему эмоциональной неустойчивости личности, формируя у детей понимание эмоциональных состояний людей, представлений о хороших и плохих поступках. Данный блок включает в себя занятия по работе с пиктограммами, рисование предметов, обозначающих полярные понятия, и следующих тем: «Приятное - неприятное», «Радость - печаль», «Веселое - грустное».
В третий блок вошли занятия, направленные на коррекцию зависимости от окружающих. Задачами этого блока являются формирование у детей самостоятельности в принятии решений, использование вариативности создания образов, обучение новым формам общения. В решении этих задач помогают следующие приемы рисования: пуантилизм, кляксография, ш ры по интенсивному обучению.
Четвертый блок спланирован для снятия тревожности. Сюда вошли задания, связанные с развитием ручной умелости, формированием координированное™ и точности движений в процессе рисования (проведение различных линий: спиралеобразных, пунктирных, волнистых, прерывистых и др.); серия занятий по коррекции страхов; пластилиновая живопись, рисование своего настроения.
Назначение занятийпятого блока заключается в снятии чувства враждебности и агрессивности у ребенка и, в связи с этим, предусматривается решение следующих задач: формирование эмоционального осознания своего поведения, негативных форм, мешающих налаживанию контактов с окружающими; своей роли в коллективе сверстников. Эти задачи решаются посредством рисования на темы:
«Какой ты сейчас», «Каким ты хочешь быть», «Красивое и безобразное», в игра по интенсивному обучению «Цвета эмоций».
В результате проведения коррекции была выявлена связь между повышенным уровнем развития творческого воображения детейи их благополучным эмоциональным состоянием [301, с. 109-112].
Таким образом, рассмотрев различные научно-теоретические подходы и практико-ориентированные исследования, можно сделать вывод о том, что изобразительная деятельность служит неизменным источником детского развития, обеспечивая созревание психики, личностное и социальное развитие ребенка, и является эффективным средством коррекции очень широкого спектра отклонений и нарушений у детей дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность как средство отражения социального опыта ребенка
Отечественная психология рассматривает основные закономерности развития изобразительной деятельности детей в свете теории психического развития ребенка «путем присвоения им специфических человеческих свойств и способностей, возникающих в ходе исторического развития человечества и фиксированных в предметах материальной и духовной культуры. Понятно, что и психическая регуляция изобразительной деятельности осуществляется при помощи психических действий, характерных для человека, которые должны быть присвоены ребенком» [200, с. 16].
Впервые попытка определить место рисования в общем процессе культурно-исторического развития была сделана Л С.Выготским. Он писал: «Основной и самой общей деятельностью человека, отличающей, в первую очередь, человека от животного с психологической стороны, является сигнификация, т.е. создание и употребление знаков». (72, с.67).
Считая генетически исходной формой знака - указательный жест, Л.С.Выготский рассматривал первые каракули детей и изображение в дальнейшем сложных или отвлеченных понятий скорее жестом, чем рисованием в настоящем смысле этого слова: ребенок не рисует, а только указывает, его карандаш только закрепляет этот указательный жест. Но этого, как замечал Л.С.Выготский, недостаточно для того, чтобы графическое изображение приобрело функцию знака. На помощь жесту приходит словесная речь, выражающая и закрепляющая связь этого изображения с предметом. В результате, рисование превращается в «графическую речь». Таким образом, рассматривая вопрос понимания природы рисования, Л.С.Выготский считал, что овладение рисованием есть овладение знаковой функцией, обозначения и сообщения, как одной из наиболее фундаментальных человеческих психических способностей.
В статье «Предыстория развития письменной речи» (1928) Л.С.Выготский писал «мы видим, что рисование является графической речью, возникающей на основе словесной речи. Схемы, отличающие первые детские рисунки, в этом смысле напоминают нам словесные понятия, которые сообщают только существенные признаки предметов» [75, с. 163]. С таким пониманием детского рисования не согласились даже современники великого ученого, но его указание на то, что детский рисунок - это переход от символа к знаку, определило направление дальнейших исследований.
Последующие исследования отечественных психологов показали, что известный интеллектуализм концепции Л.С.Выготского может быть преодолен, опираясь на механизм, предложенный самим же Л.С.Выготским, который писал, что в раннем возрасте все психические функции развиваются «вокруг восприятия, через восприятие
т с помощью восприятия»[72].
Если Ж.Пиаже считал происхождение знаково-символической функции личным достижением ребенка [217], то Л.С.Выготский придерживался противоположной точки зрения, полагая, что в ее основе лежит опыт социального формирования личности. Более подробно роль знаковых систем в развитии ребенка и в становлении его продуктивной деятельности будет рассмотренанами в 1-ом параграфе второй главы.
В культурно-историческойконцепции Л.С.Выготского дока-
зано, что детское развитие осуществляется благодаря тому, что ребенок живет в обществе и, общаясь с окружающими его людьми, усваивает социальный опыт человечества. Конкретизируя это положение, А.В.Запорожец четко разделил условия и движущие причины развития. Его условиями являются различные врожденные свойства организма, движущими причинами - социальные условия жизни ребенка [137].
Усвоение социального опыта совершается в процессе деятельности. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что для каждого возрастного периода существует определенный вид деятельности, имеющий наибольшее значение для детского развития. Его называют ведущей деятельностью данного возрастного периода. В младенческом возрасте (на первом году жизни) это непосредственно-эмоциональное общение с взрослым, в раннем возрасте (от года до трех лет) - предметно-орудийная деятельность, в дошкольном возрасте (от трех до семи лет) - сюжетно-ролевая игра[178].
Каждому из этих видов деятельности соответствуют определенные формы общения ребенка со взрослым. Наиболее подробно они изучались М.И.Лисиной и ее сотрудниками. В младенческом возрасте общение и деятельность неразрывно слиты. В раннем возрасте тождество деятельности и общения исчезает. Складывается деловое общение ребенка со взрослым, которое осуществляется в процессе их совместных действий с предметами. В дошкольном возрасте, в связи с более сложными видами детской деятельности, появляются и более совершенные формы общения. Это внеситуативное общение. Оно не ограничивается ситуацией совместного действия, а выходит за ее пределы. Становится возможным обсуждение с ребенком достаточно сложных и разнообразных тем, относящихся к разным сторонам жизни. Существенную роль в детском развитии начинает играть и общение со сверстниками[181].
Итак, основными движущими причинами развития ребенка являются его деятельность и общение со взрослыми (а несколько позднее - и со сверстниками). Соответственно, те или иные отклонения в деятельности и общении приводят к нарушениям в формировании личности и поведения. Кроме того, особый специфический вклад в отклоняющиеся варианты развития вносят неблагоприятные условия воспитания и/или различные органические нарушения. К ним относятся сенсорные нарушения (нарушения слуха, зрения), умственная отсталость (органическое поражение центральной нервной системы), задержка психического развития церебрально-органического генеза, нарушения опорно-двигательного аппарата и другие расстройства.