Риск аддиктивного поведения в подростковом возрасте
Большинство авторов исследующих проблему аддиктивного поведения выделяют подростковый возраст, как возраст наибольшего (актуального) риска.
Последствия аддиктивного поведения подростка являются ключевыми в его развитии. Поскольку наряду с дисфункциональными процессами в общении у подростка, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые новообразования как идентификация, эмпатия, рефлексия. Подросток -аддикт ограничивает в себе основные потенциалы, характеризующие личность: коммуникативный, познавательный, морально-нравственный, творческий и эстетический.
Факторами риска может выступать все то, что мешает подростку чувствовать себя комфортно, что угнетает его, провоцирует на реализацию заведомо неадаптивных форм поведения. Поскольку для решения задачи идентификации и самоопределения подростку необходимо попробовать себя в разных качествах, то наиболее показательная для подросткового возраста ситуация — это ситуация пробы,не именно наркотической, а пробы вообще. Такие ситуации сопровождаются субъективным ощущением риска, поскольку каждая несет в себе частицу неизведанности и опасности. Психологическим содержанием такой ситуации является формирующаяся способность к различению разных смыслов, стоящих за собственными действиями подростка, открывающих ценности, позволяющих на основании этого принимать осознанное (свободное) решение
действовании или недействовании. Иными словами, в ситуациях подростковых проб происходит преодоление ситуационного детерминизма. Здесь речь идет о пробах, которые совершаются в рамках возрастного развития («возвращающих» самочувствие, являющих понятия самостоятельности, ответственности). Следовательно, реализация независимой формы поведения будет связана с адекватной оценкой ситуации риска и выбором правильной стратегии поведения [42].
Ситуация выбора - осуществить пробу или нет - остается для подростков ситуацией альтернативы, ситуацией «свободы от», а поскольку, по существу, это ситуация зависимости то, освобождаясь от чего-либо, таким образом подросток легко переходит к другому варианту зависимости. Отсюда закономерное предположение, что наиболее опасны аддиктивные пробы в деструктивной стадии кризиса, когда представление о взрослости как «свободе от» еще не сменилось представлением о взрослости как «свободе для» [45].
Конструктивная свобода выражается в способности осознать свое действие в разных контекстах и тем самым преодолеть альтернативный детерминизм ситуации. «Если я действую, то что это означает для…., а для…., и т.п.», «А если я не действую, то что это означает для…., для…. и т.п.». Именно такое «освобождение» дает возможность свободного, осознанного принятия решения о действии или не действии в ситуации аддиктивной пробы и не оставляет шансов «сдвигу мотива на цель» [42], т.е. возникновению зависимого поведения.
Субъективный риск выделяется как определенная характеристика поведения, связанная с выбором, ответственностью и на основании этого с принятием решения действовать или не действовать.
Другими словами, важно соотношение объективного риска и субъективного переживания подростком таких ситуаций, когда есть возможность двух исходов — приобретения чего-то желаемого или потери чего-то ценного. Очевидно, что даже если подросток действует в ситуации объективно рискованной (совершает аддиктивные пробы), это еще не означает, что субъективно он рискует.
В таком случае объективный риск - тот, который определяется извне, те ситуации, которые квалифицируются как рискованные, а субъективный риск — внутреннее переживание, оценка ситуации как рискованной. Например, для подростка, пробующего курить, субъективным содержанием данной ситуации является переживание риска быть «застуканным» родителями, педагогами, но не риска, связанного с реальной опасностью нанесения вреда здоровью. На данном примере видно, что переживание риска подростком и объективное содержание опасности никотиновых проб не совпадают [45]. Такое рассогласование в его представлении и является «основанием» для принятия решения действовать (пробовать).
Итак, объективный и субъективный риск могут не совпадать: какую-либо ситуацию мы можем расценивать как риск, а подростки никакого риска в ней не видят.
Оказавшись в ситуации пробы, к примеру, наркотика, подростки рискуют по другим основаниям, не совпадающим с объективным содержанием риска. Пробуя наркотик, зачастую подростки рискуют не изменением состояния сознания, а тем, что взрослые обнаружат пробу, сверстники сочтут за «слабого» и т.п. Ощущение опасности уменьшается и не соответствует реальной ситуации, отсюда степень объективного риска увеличивается, т.к. нет рядоположенного субъективного ощущения (переживания) риска. Следовательно, существует опасность того, что сработает механизм сдвига мотива на цель (по А.Н. Леонтьеву), и подростки относительно быстро станут зависимыми. Описывая пробы, такие подростки говорят примерно следующее: «Еще вчера я думала, что никогда не попробую, сама не поняла, как получилось».По сути, для них в ситуации пробы наркотика риск состоит не в самой пробе наркотического вещества; они пробуют что угодно, только не наркотики: свой статус, отношения, производимые впечатления. Таких подростков можно назвать «не защищенными» от аддиктивных проб, потенциально готовыми осуществить пробу именно в силу того, что они ее «не заметят».
Можно предполагать, что подростки, не чувствительные к объективному риску (объективно опасные ситуации воспринимаются ими как неопасные), в большей степени рискуют осуществить наркотическую пробу и стать зависимыми. Иными словами, соотношение между объективным содержанием и субъективным переживанием ситуаций риска является для нас основанием для прогноза степени риска аддиктивного поведения [45].
Несмотря на разные варианты содержательного наполнения момента пробы, после ее осуществления, если это значимая проба, происходит изменение картины мира подростка [42]. Из всего потока информации он начинает выделять ту, которая имеет отношение к наркотикам: он начинает интересоваться книгами, фильмами, рассказами о наркотиках. Вследствие этого повышается осведомленность подростка в этой сфере
Кроме того, проба приводит к изменению установок по отношению к наркотикам с полного неприятия до частичного или полного принятия с целью оправдания собственных проб. Например, происходит разделение наркотиков на легкие (безопасные) и тяжелые (опасные, приводящие к зависимости). Следовательно, проба - это тот момент, который мы можем
феноменологически зафиксировать. Очень важную роль в формировании аддиктивного поведения играет тот факт, что проба наркотика осуществляется, как правило, в компании, принадлежность к которой играет для подростка огромную роль. Более того, если посредством пробы решается проблема принадлежности к компании такого типа, а взаимодействия в ней строятся на основании употребления
Таким образом, было выделено четыре степени риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте, располагающихся в следующем порядке по степени близости к зависимости:
- «нулевая» - отсутствие риска формирования аддиктивного поведения;
- «первая степень» - наличие потенциальных факторов риска;
- «вторая степень» - наличие единичных аддиктивных проб;
- «третья степень риска» - формирование непосредственно аддиктивного поведения.
Данные степени риска в подростковом возрасте характеризуются возможностью осуществления переходов от одной степени риска к другой, их понижением или повышением [45].