Факторы, определяющие необходимость
психологической подготовки.
Психологическая специфика деятельности сотрудников органов управления силами и средствами на пожаре связана с особенностями выполняемых задач, условий, средств и способов осуществления своей деятельности.
Внешние и внутренние факторы выступают в ней в своеобразном взаимодействии.
Для органов управления они связаны с обеспечением безопасности людей и животных на пожаре и ликвидацией горения в тех размерах, которое оно принимает к моменту прибытия подразделений пожарной охраны с наименьшей затратой сил и средств в минимальные сроки.
Психологически значимыми особенностями выполняемых задач являются: общественная значимость, безусловная необходимость их достижения и решения, большая сложность достижения и решения, моральная, административная и уголовная ответственность.
Неполное или некачественное решение задач на пожаре приводит к нанесению повышенного, а порой и невосполнимого материального ущерба государству, личной собственности граждан, а иногда здоровью и жизни людей, неблагоприятному общественному, а в отдельных случаях и международному резонансу. Как правило, неудачи оборачиваются и серьезными неприятностями для участников тушения пожара.
Особенности выполняемых задач органами управления на пожаре, как правило, психологически обеспечивают высокую целеустремленность, внутреннюю мобилизацию, энергичность, решительность и смелость, стимулируют активность и инициативность по ведению боевых действий. Отдача приказа лицом, принимающим решение на пожаре, который включает в себя постановку боевых задач, что помогает мобилизовать и преодолеть внутренние трудности, если они возникают.
Вместе с тем приказ всегда вызывает повышенные психические нагрузки, которые не все могут выдерживать, что иногда оборачивается фактами нерешительности, перестраховки, замаскированного формализма, безынициативности и попытки ухода от ответственности.
Осложняющим психологическим моментом является внезапность возникновения ряда задач на пожаре. Многие из задач связаны конкретными обстоятельствами, и они возникают порой лишь с прибытием к месту пожара и уточнением обстановки. Внезапность же нередко вызывает растерянность, требует повышенной оперативности во внутренних перестройках, готовности действовать в любых обстоятельствах пожара.
Оперативно-тактические особенности объекта в обстановке на пожаре связаны с тем, что личному составу подразделений пожарной охраны приходится участвовать в ликвидации самых разнообразных пожаров, в жилых и общественных зданиях, в зданиях с массовым пребыванием людей, на примышленных и сельскохозяйственных объектах, в условиях воздействиях оперативных факторов пожара. Учитывая вышеизложенное, к основным психически значимым особенностям обстановки на пожаре можно отнести:
— различие общественной, государственной значимости объекта пожара;
— масштабы и динамика развития пожара;
— наличие угрозы людям и животным от опасных факторов пожара;
— наличие и состояние сил и средств для ведения боевых действий на пожаре;
— сложность ведения боевых действий по тушению пожара;
— воздействие опасных факторов пожара;
— наличие опасности для жизни участников тушения пожара и т.д.
Различия в значимости, сложности внешних психологических факторов могут вызывать неодинаковую внутреннюю мобилизованность, энергичность, решительность и стойкость сотрудника органа управления.
Даже один и тот же объект пожара со всеми присущими ему особенностями будет неодинаково сказываться на действиях, как опытного сотрудника органа управления, так и недавно назначенного. Так небольшие очаги горения могут психически отрицательно восприниматься опытными управленцами, не вызывая у них интереса, внутреннего подъема, приводя к расслабленности, беспечности, пренебрежению правилами по охране труда. Необычные усложненные условия тушения пожаров у одних могут вызвать полную мобилизованность, азарт, а у других - страх, растерянность и пр.
Профессионально значимые факторы тушения весьма специфичны, многообразны, различны как по характеру, так и по своему психологическому воздействию на людей. Боевые действия на пожаре приходится осуществлять днем и ночью, при низких и при высоких температурах, в задымленной и отравленной среде, на высотах и в подвалах, в условиях взрывов, обрушений, паники среди людей и животных и т.п.
К психологически значимым факторам, характерным для этих условий, относятся: неблагоприятные метеорологические условия; повышенная или пониженная температура воздуха; тепловое излучение; чрезмерная влажность воздуха; рентгеновское и радиоактивное излучение; повышенное или пониженное атмосферное давление; шум и сотрясение; токсичные вещества; высокая концентрация дыма и др. Они типичны для деятельности всех участников тушения пожара, но их совокупность в каждом случае тушения пожара в чем-то своеобразна, что определяет их влияние на психику личного состава.
Огонь, высокая температура, задымление - наиболее типичные факторы, оказывающие психологическое воздействие на людей не только своим видом. Они могут восприниматься как стихия, как враг, приносящий огромный материальный урон и страдания людям.
Они выступают и как важнейшая опасность для жизни участников тушения. Имеющиеся данные исследований позволяют утверждать, что огонь психологически воспринимается людьми как самый неприятный вид опасности. Гибель в огне считается самым страшным видом гибели. К огню, как к виду опасности, привыкнуть труднее всего, если это вообще возможно, но именно повышенной психологической стойкостью к нему должны обладать участники тушения пожара.
Высокая температура воздуха и тепловое (инфракрасное) излучение от излучающих поверхностей вызывают нагрев тела, затрудняют дыхание, наблюдение, ухудшают функционирование органов чувств (так, повышение температуры с 21 до 28°С в два раза снижает остроту зрения и резко повышает утомляемость), приводят к ожогам, вызывают боль, которая может серьезно ухудшить качество боевых действий и даже сделать невозможным их продолжение. Следует отметить, что имеются индивидуальные психофизиологические различия чувствительности разных людей к повышенной температуре, что нелишне учитывать при назначении на должности, связанные с управленческой деятельностью на пожаре. При повышении температуры тела до 40°С и более может наступить перегрев и тепловой удар.
Дым действует на людей разнообразно: он ограничивает видимость, раздражает слизистую оболочку и носоглотку, вызывает слезотечение, затрудняет дыхание, иногда приводит к отравлению организма. Дым затрудняет ведение боевых действий, вызывает повышенное напряжение, снижает ориентировку и т.д.
Ядовитые газы в окружающей среде при тушении пожаров могут быть как на объектах химической промышленности, так и при горении синтетических веществ и материалов на многих других объектах. Постоянный спутник пожаров - повышенная концентрация окиси углерода.
Управление силами и средствами на пожаре может осуществляться в зонах отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ.
Опасность отравления газом побуждает участников тушения к проявлению разумной осторожности, напряженному состоянию, использованию индивидуальных средств защиты органов дыхания.
Плохая видимость, темнота порождаются задымленностью, контрастами яркого света и неосвещенных мест, а также тушением пожаров в ночное время. Большая яркость огня нередко слепит глаза, темные объекты рядом с яркими воспринимается плохо. Ночью активизируются явления темновой и световой адаптации зрения (после ослепления ярким светом человек в течение 4 -5 мин плохо видит в темноте).
Все это вызывает утомление зрительного анализатора, затрудняет ориентировку, повышает напряженность, делает возможным совершение неожиданных промахов. В обстановке плохой видимости ослабевает "чувство локтя", активизируется чувство одиночества, заброшенности, которые могут стать причиной страха.
Шум всегда сопутствует процессу тушения пожаров, он нередко достигает очень высокой интенсивности, затрудняющей голосовую связь и сопутствующей снижению работоспособности и ускорению утомления, шум в 130 децибел может быть при пожарах газовых и нефтяных фонтанов, что превышают допустимые нормы.
Воздействие шума на пожарных может сопровождаться неуверенностью, неверием в защитные свойства индивидуальных средств защиты. Действия в индивидуальных средствах защиты всегда более затруднительны и утомительны, требуют выработки специальных навыков и особой привычки.
Поражение радиоактивностью возможно при тушении пожаров на атомных электростанциях, других объектах атомной промышленности. Сама угроза радиоактивного заражения психологически сильно действует на людей. Последнее усиливается невидимостью радиоактивности, сомнениями в интенсивности радиоактивного излучения, необычностью и неизвестностью этого фактора, знанием тяжелых последствий от него.
В условиях радиоактивности при тушении пожара приходится считаться с возможностью появления лучевой болезни личного состава, ранее подвергшегося радиоактивному облучению. Поэтому психологическая реакция личного состава на радиоактивную опасность может базироваться как на сознании опасности (нередко ее переоценки), так и на основе психофизиологических симптомов развивающейся лучевом болезни. Подготовка к действиям в условиях радиоактивности особенно сложна и своеобразна.
Высота - весьма характерный фактор для современных гражданских и промышленных объектов. Пожарные должны быть приучены к высоте, не бояться ее, быстро и уверенно выполнять на высоте все профессиональные действия. Приходится учитывать, что с увеличением высоты возрастает и утомляемость. Работа на высоте всегда связана с риском и повышенным нервно-психическим напряжением.
Угроза поражения паром, электрическим током - факторы, постоянно сопутствующие деятельности личного состава подразделений пожарной охраны. Личному составу нужно уметь предвидеть их поражающее воздействие и строить работу так, чтобы избежать его.
Вид разрушенных горящих объектов оказывает действие на психику. Разрушения затрудняют действия и содержат в себе особый вид опасности - опасность быть задавленным продолжающимся разрушением конструкций. Здесь необходима расчетливость, умение взвешивать имеющуюся степень риска и своевременно избегать его.
Трупы, люди, обгоревшие и пострадавшие при "обычной" общей обстановке на пожарах, - явления относительно редкие, при массовых разрушениях на пожарах - частые. Очень трудно привыкнуть к виду человеческого горя, оставаться спокойным к фактам гибели людей. Особенно сильное психологическое воздействие производит информация о гибели товарищей во время тушения пожара. Тем не менее, каждый участник тушения пожара обязан сохранять в этих условиях самообладание, безошибочно и уверенно продолжать выполнение боевой задачи.
Поведение людей, находящихся в опасности, и собравшейся толпы может создавать немалые помехи боевым действиям, а безрассудные, панические действия (выбрасывание из окон, неподчинение пожарным работникам и пр.), крики, плач создают нервозную обстановку и напряжение у сотрудников органов управления силами и средствами на пожаре.
Если каждый из рассмотренных факторов оказывает достаточно сильное психологическое воздействие на участников тушения пожара, нетрудно представить его интенсивность при комплексном воздействии.
Особенности средств и способов ведения боевых действий, как своеобразная группа психологически значимых факторов оказывает определенное влияние на действия личного состава при тушении пожаров.
К ним можно отнести:
— степень новизны объекта, характера пожара и условий его тушения для данного личного состава (частота встречаемости в прошлом опыте, новизна явления на данном пожаре и т.п.);
— длительное однообразное положение тела, большие физические и психологические нагрузки;
— необходимость многократного, длительного использования технических средств ведения борьбы с пожаром и т.д.
Уверенность, надежность и эффективность средств тушения - постоянно действующий положительно сказывающийся на деятельности личного состава психологический фактор.
Приходится учитывать, что длительная напряженная работа при тушении пожаров сопряжена с интенсивным расходованием сил, что в конце концов (при отсутствии достаточного отдыха) неизбежно будет отражаться на качестве действий, снижая их эффективность и порождая непроизвольные промахи и ошибки. При непрерывной работе средней интенсивности без достаточного отдыха спад работоспособности чаще всего наступает через 3-3,5 ч, при работе с большими нагрузками – через 2-2,5 ч. Предельные нагрузки приводят к спаду в еще более короткие сроки. Чем менее вынослив пожарный, чем хуже он профессионально и психологически подготовлен, тем раньше у него наступает спад, что свидетельствует о необходимости специальной подготовки личного состава к длительной напряженной работе.
Внутриколлективные факторы оказывают психологическое влияние на каждого участника пожара. Неверно рассматривать деятельность каждого сотрудника как находящегося один на один с опасностью. Он всегда выступает как участник совместной деятельности, как член коллектива подразделения, и те незримые, но реально существующие между ним и другими членами коллектива подразделения социально-психологические связи имеют существенное значение для его психического состояния и регулирования действий. В этом случае особую психологическую роль играют:
— уровень социально-психологического развития подразделения, как коллектива, и социально-психологический климат в нем;
— межличностные взаимоотношения с взаимодействующими на пожаре должностными лицами, психологическая совместимость с ними;
— наличие непосредственного (зрительного, голосового) контакта между участниками тушения, действие в составе пары, тройки.
Прочность и правильное развитие социально-психологических связей всегда повышают качество действий личного состава. Даже слабо подготовленный пожарный, действуя рядом с опытными и верными товарищами, будет действовать уверенней и лучше. Знание же того, что рядом с тобой находится человек, на которого в трудную минуту положиться нельзя, - источник постоянной внутренней напряженности, неуверенности и промахов. Действия в одиночку психологически сложнее, чем в непосредственном контакте с другими.
Таким образом, можно сформулировать понятие психологической подготовки личного состава в подразделении пожарной охраны.
Под психологической подготовкой следует понимать целенаправленный и социально организованный процесс формирования у участников тушения пожара психологической устойчивости к экстремальным условиям, обеспечивающей высокоэффективную его деятельность.
Следовательно, основной ее целью является обеспечение психологической подготовленности участников тушения к боевым действиям в экстремальных условиях обстановки на пожаре.
Основными задачами психологической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны являются:
— вооружение необходимыми знаниями в области психологической характеристики деятельности личного состава подразделений при тушении пожаров;
— формирование профессиональной надежности психики и эмоционально-волевой устойчивости личного состава подразделений к воздействию стресс - факторов и их сочетаний при тушении пожаров;
— предупреждение возможных изменений психических состояний и ошибочных действий при выполнении личным составом подразделений боевой задачи;
— выработка постоянной психологической готовности к индивидуальным и, в особенности, к коллективным боевым действия по спасанию людей и ликвидации горения в любой обстановке.
Цель и задачи психологической подготовки сотрудников органов управления силами и средствами на пожаре определяют ее теоретическое и практическое содержание.
Теоретическая подготовка должна быть направлена на изучение органами управления психологических характеристик деятельности при тушении пожаров. Поэтому ее содержание должно включать изучение следующих четырех групп вопросов:
1. Психологические факторы, влияющие на боевые действия подразделений при выполнении основной боевой задачи на пожарах.
2. Психологические особенности выполнения основной боевой задачи на пожарах.
3. Возможное изменение в психологических состояниях и действиях личного состава подразделений под влиянием психологических факторов.
4. Психологические требования к личному составу подразделений пожарной охраны.
Практическая подготовка сотрудников органов управления силами и средствами на пожаре осуществляется в аудиториях с помощью специальных технических средств обучения, на специальных психологических огневых полосах или площадках эмоционально-волевых упражнений, в теплодымокамерах и в полигонных условиях на моделях, фрагментах или натурных объектах.
В зависимости от целенаправленности применяемых средств, методов и форм психологической подготовки различают общепрофессиональную и специальную психологическую подготовку.
Общепрофессиональная психологическая подготовка проводится в системе боевой подготовки и при несении службы. Общепрофессиональная психологическая подготовка сотрудников органов управления осуществляется главным образом на пожарно-строевой подготовке, при проведении пожарно-тактических учений и учений на местности.
Специальная психологическая подготовка в основном носит практический характер и осуществляется на типовых для всех гарнизонов пожарной охраны учебно-тренировочных комплексах. Специальная психологическая подготовка может осуществляться на площадках эмоционально-волевых упражнений и в полигонных условиях с учетом конкретных особенностей охраняемых объектов в том или ином гарнизоне пожарной охраны.
6.2 Особенности психологической подготовки РТП и начальника оперативного штаба.
Кроме изложенного выше, имеются некоторые особенности в психологической подготовке лиц, возглавляемых органы управления силами и средствами на пожаре.
Психологическая подготовка РТП, НШ осуществляется с целью преодоления возникающих трудностей психического характера во время тушения пожара.
Главные особенности психологической подготовки связаны с тем, что трудности их деятельности определяются: профессионально качественной выработкой решений на боевые действия подразделений пожарной охраны при тушении пожаров; управленческой деятельностью по организации исполнения принятых решений и руководством личным составом в боевой обстановке.
Исходя из этого, основной целью психологической подготовки РТП и НШ является обеспечение психологической подготовленности по управлению силами и средствами (выработке решений на боевые действия подразделений и практической их реализации) в экстремальных условиях обстановки на пожаре.
Задачами психологической подготовки РТП и НШ являются:
— вооружение знаниями основ физиологии и психологии человека, психологических характеристик деятельности участников тушения пожара, методики его психологической подготовки и психологии руководства при ведении боевых действий;
— формирование функциональной надежности и эмоционально-волевой устойчивости к воздействию стресс факторов и их сочетаний при управлении силами и средствами на пожаре;
— предупреждение возможных отрицательных изменений психических условий в результате ошибочных действий при принятии решений на тушение пожара;
— выработка постоянной внутренней (психологической) готовности к управлению силами и средствами в любых условиях обстановки на пожаре.
Психологическая подготовка РТП и НШ делится на общепрофессиональную и специальную.
Общепрофессиональная психологическая подготовка осуществляется:
— в системе социальной подготовки;
— в пожарно-прикладном спорте;
— на пожарно-тактических учениях на местности;
— на групповых упражнениях, на деловых и командно-штабных играх, на управленческих учениях по организации и обеспечению тушения пожаров в различных условиях обстановки.
Содержание специальной теоретической психологической подготовки условно можно разделить на четыре направления:
1. Общие основы психологии тушения пожаров (основы общей физиологии и психологии человека, психологическая характеристика участников тушение пожара при ведении боевых действий).
2. Общие психологические основы управления силами и средствами на пожаре.
3. Психологическая характеристика деятельности РТП и НШ, психология выработки и обеспечения реализации решений по тушению пожара.
4. Методика психологической подготовки личного состава пожарной охраны, направленная на успешное тушение пожара.
Специальная практическая психологическая подготовка РТП и НШ осуществляется: в аудиторных условиях на специальных тренажерах; на практических тренировках на огневых полосах психологической подготовки; на практических тренировках в теплодымокамерах; на практических тренировках по управлению силами и средствами на моделируемых или экспериментальных пожарах в полигонных условиях.
Цель, задачи, содержание и организационные формы психологической подготовки РТП и НШ представляют собой в совокупности модель психологической подготовки, которую можно представить в виде двух групп.
1. Первая группа:
1.1. Правильное представление и понимание особенностей современных боевых действий пожарных подразделений, их трудностей и способов их ведения;
1.2. Чувство динамики развития пожара, изменение обстановки во времени; стойкость к новому, необычному, непредвиденному на пожаре;
1.3. Способность качественно мыслить в максимально трудных условиях, принимать наилучшие решения, показывать лучшие результаты;
1.4. Профессиональная наблюдательность, внимание, память, представление и воображение, черты профессионального мышления, аналитического характера, широты и глубины, практичности, быстроты и оперативности, гибкости, находчивости, смелости;
1.5. Эмоционально-волевая устойчивость к ответственности и сопряженных с ней риском, к временным неудачам;
1.6. Развитие волевых качеств, целеустремленности, непреклонности, активности, решительности, требовательности, организованности, дисциплинированности, самостоятельности и инициативности, разумной осторожности, способность смело и расчетливо идти на риск, брать на себя груз единоличной ответственности;
1.7. Умение оценить обстановку и принять решения в типичных условиях тушения пожаров.
2. Вторая группа:
2.1. Правильное понимание всех аспектов морально-психологических факторов, стремление и ответственное отношение к их учету и укреплению при тушении пожаров;
2.2. Развитое пропагандистское мастерство, способность убедительно разъяснять социальную значимость защиты собственности и личного имущества граждан от огня и важность успешного выполнения по тушению пожара; всесторонний деловой авторитет;
2.3. Развитие способности предвидения условий для возникновения опасных явлений, которые могут сопровождать пожар;
2.4. Умение понимать состояние подчиненных в боевой обстановке, находить и умело применять методы психологического воздействия на них в экстремальных условиях;
2.5. Развитие командирских и организаторских способностей (склонности к такого рода деятельности, практический ум, умение видеть общее и частное, трудности и пути их устранения и преодоления, выделять главное звено в решении задачи, расчленять задачу по составляющей и времени, быстро подбирать исполнителей конкретных задач, организовать взаимодействие, обладать психологической наблюдательностью, общительностью, самообладанием);
2.6. Влиять на личный состав подразделений и подчинять людей своей воле в критические минуты, заражать их энергией, оптимизмом, уверенностью;
2.7. Четкое представление о повседневных психологических влияниях на боевую готовность подчиненных коллективов и умелый учет их при ведении боевых действий на пожаре;
2.8. Овладение методами научной организации труда и отдыха подчиненных при ликвидации затяжных пожаров, способами снятия чрезмерных морально-психологических нагрузок;
2.9. Развитие мастерства управления силами и средствами на пожаре при их ограниченном или недостаточном количестве;
2.10. Основы психологической подготовленности РТП, способности преодолеть психологические трудности, свойственные его деятельности.
РТП - это не только широкопрофильный специалист по тушению пожаров, отлично знающий свое профессиональное дело, но и квалифицированный воспитатель, участников тушения пожара. Характер деятельности его в боевой обстановке таков, что от него в особой степени требуется зрелость, стойкость, умение творчески применять на практике теорию. Он не может эффективно осуществлять свою деятельность, не овладев методом воспитания подчиненных.
Особенности организации психологической подготовки РТП связаны в основном с тем, что будучи зрелым, ответственным человеком и должностным лицом, он обязан быть активный ее участником, предпринимать энергичные усилия по самоподготовке, саморазвитию у себя необходимых знаний, навыков и умений, контролировать, регулировать и оценивать ее ход и результаты.
Особенности методики психологической подготовки РТП вытекают из особенностей ее содержания, а также специфики форм и методов профессиональной учебы начальствующего состава. В его подготовке необходимо использовать все формы занятий, которые проводятся с личным составов подразделений пожарной охраны, в том числе на психологической полосе, учебных площадках, полигонах и т.п.
Отличие в том, что такие занятия в плановом порядке можно проводить значительно реже – 2-3 раза в год. Руководя занятиями по психологической подготовке, обучаемый должен показывать пример практического выполнения действий на учебно-тренировочных позициях. Чтобы это сделать, ему нужно индивидуально тренироваться. Руководство подразделением при групповой тренировке (особенно на учебно-испытательных полигонах) вносит свой вклад и в повышение психологической подготовленности начальствующего состава.
Начальствующему составу пожарной охраны необходимо твердо знать, как методы психологического приближения условий обучения к боевым, так и меры по обеспечению безопасности при проведении занятий, исключения случаев травматизма и повреждений техники.
Большое значение в психологической подготовке начальствующего состава принадлежит занятиям по изучению основ психологии: основы общей физиологии, психологии и социальной психологии; психологические особенности ведения боевых действий личного состава, психологических факторов, влияющих на их эффективность; психологические основы руководства личным составом на боевых дежурствах и при тушении пожаров и ликвидации последствий стихийных бедствии; сущность, содержание, организация и методика психологической подготовки; необходимость, сущность и основа самоуправления и др.
Изучение психологии способствует развитию у РТП ряда важных качеств, необходимых для успешных действий в психологически сложных ситуациях. К числу их, например, относятся: интерес к психологическим аспектам боевых действий на пожаре, отношение к ним как к профессионально значимым; склонность к поиску психологически обоснованных ответов на причины трудных ситуаций в своей деятельности и соответствующие способы их разрешения; психологическая наблюдательность; способность изучать и оценивать людей с более полным и правильным учетом их психологических особенностей; способность мысленно представлять внутреннее состояние и проблемы деятельности пожарных при тушении пожаров; склонность к поиску психологически обоснованных способов воздействия на личный состав; стремление предвидеть и учитывать психологические последствия своего поведения, решений и действий; склонность и способность к психологическому самоанализу, самооценке.
Занятия по психологии должны носить не только теоретический, но и практический характер, проводиться в виде обсуждения на семинарах различных прикладных вопросов, проведения практических занятий (по психологическому анализу ситуаций, разработке и применению методов изучения и руководства, проигрыванию психологически обоснованных действий и др.).
Психологическая подготовка будущих РТП и НШ проводится на занятиях по тактической подготовке. Она эффективна, если на них удается психологически смоделировать деятельность и трудности, испытываемые РТП при тушении пожаров.
Следует отметить необходимость формирования у начальствующего состава отчетливых представлений обо всех действиях РТП в самых различных вариантах. Для этого больше надо показывать не условия обстановки, а именно действия РТП, проблемы, возникающие перед ним, его подход к их разрешению. Большую пользу приносят разборы действий РТП по тушению реальных пожаров.
Всякий боевой успех - результат сложной психологической деятельности РТП. Этот плод неустанных размышлений, догадок, предложений, результат кропотливого сбора и анализа самых разных сведений, поиска главного звена в работе, выдвижения и умственной критической проверки гипотез. Очевидно, именно такую деятельность следует психологически моделировать при проведении деловых игр, учений и групповых упражнений. Это достигается, когда учебная обстановка моделируется сложным комплексом исходных данных, а не только теми, которые нужны для правильного решения.
Если обучаемый допустил ошибку, то лучше не спешить с указанием на нее, а проигрыванием эпизодов привести его к правильному выводу (т.е. дать серию дополнительных вводных об изменениях обстановки, которые возникают в результате ошибки и заставить обучаемого преодолеть трудности, которые он сам создал).
Развитию умственных и волевых качеств, воспитанию "привычки к непривычному" способствует сознание быстро меняющейся учебной обстановки, когда изменения происходят быстро, необычно, ошеломляюще и содержат элементы случайности. Для достаточно подготовленных обучаемых эффективно создание комплексных трудностей, постановка проблем не по очереди, а так, как они могут возникать реально. Периодически необходимо проводить учения и игры, где темп развития обстановки и плотность поступающих вводных наиболее близки к реальным. Временами целесообразно проигрывать ситуации неудач и безвыходности, когда боевая задача может быть решена частично.
Нельзя недооценивать и роль многих элементов повседневной деятельности в психологической подготовке РТП. Она также требует от него целеустремленности, упорства, настойчивости, воли, самообладания, стойкости, самостоятельности и инициативности, хотя, конечно, эти требования не так категоричны, как в боевой обстановке.
В процессе психологической подготовки РТП необходимо давать должную оценку его волевым и профессиональным качествам. Об их слабом развитии могут свидетельствовать факты безволия и пассивности в решении управленческих задач, боязни совершения любых ошибок в повседневной работе и страховки от неприятностей всеми доступными средствами; ухода от ответственности за принятие решения путей ее неприятия или передачи ответственности "наверх"; проявления неспособности к самостоятельному принятию решений в виде проведения бесконечных предварительных согласований, консультаций и утрясываний, прикрытия своего страха перед ответственностью, стремлением к коллегиальности и принятию совместных решений; конфликтных взаимоотношения с подчиненными и др.
Вопрос о психологической подготовке РТП достаточно серьезен, он требует очень тщательного критического анализа всей системы организации повседневной службы и комплексного подхода к ее совершенствованию.
Таковы основы психологической подготовки личного состава пожарной охраны. Они нуждаются в конкретизации и детализации, что составляет задачу будущего. Ее решение требует комплексного анализа опыта психологической подготовки, апробации новых направлений, форм и методов, проведения специальных научных исследований, подготовки квалифицированных кадров - специалистов по организации и проведению психологической подготовки личного состава пожарной охраны.
6.3 Методика подготовки должностных лиц органов управления силами и средствами на пожаре на огневой полосе