Описательная и понимающая психология В.Дильтей и Э. Шпрангер

1.Описательная психология Дильтея (1833 – 1911). Герменевтика – учение об истолковании авторитеного текста. Дильтей предлагает описательную психологию как основополагающую науку. Психологическую объективацию имеют все проявления общественной жизни людей. Эти сферы устроены в соответствии с устройством душевной жизни. Дильтей разрабатывал свою программу описательной психологии в эпоху развития позитивизма. Научность предполагала естественнонаучный идеал рациональности. Позитивизм в философии был ответом на немецкую классическую идеалистическую философию – систему Гегеля. Дильтей обнаружил, что множество жизненных фактов не укладываются в позитивистскую схему. Он основал немецкую историческую школу, которая стремилась отстоять гуманитарный подход к пониманию истории и человека в противовес естественно научной системе. Дильтей заявляет четвертую критику (после трех кантовских) – критику исторического разума. Если удастся связать исторический процесс с фактами сознания, то он будет более понятен. Основой познания исторической жизни должна стать психология и антропология. Человека нужно анализировать как существующего в обществе. Из осознания индивидом своей деятельности в обществе возникают гуманитарные науки. Дильтей разрабатывает программу описательной психологии. Первоначально объяснительные психологические системы строились как метафизические (например, у Декарта), но после краха метафизических систем (Гегель) психология стала опираться на математику (в первой трети XIX века), физиологию (вторая половина XIX века). Дильтей считает, что психология не обязательно должна идти по пути развития естественных наук, т.к. душевная жизнь дана нам априори. Связь между природными явлениями не дана нам априори (тут ученые строят гипотезы), но душевная жизнь дана нам как целостность, она дана нам в переживании, нет необходимости конструировать связи. Поэтому психология не обязательно должна быть объяснительной, она может быть описательной. Душевная жизнь исходно понятна нам, но мы используем привлечение новых связей, чтобы глубже понять ее. Дильтей выделяет: 1) структурную связь душевной жизни – строение неизменное при смене различных психических состояний. Это базовый способ бытия в мире, взаимосвязь чувственного, интеллектуального и волевого моментов. Это связь каузальна и телеологична. Отсюда возникает закон развития душевной жизни.

2) При смене возрастов меняется смысл переживаний (та же идея у ЛСВ, психология развития как смена типов переживания, но эта программа так и не была реализована в связи со смертью ЛСВ).

3) понимание как установление связи между душевной жизнью и тем, что ценно для человека во внешнем мире. Дильтей ввел понятие «ценность» в психологию. Он показал, что проблема построения психологии по естественно научному типу заключается в том, что в природе нет тех реалий, которые могут помочь понять человека.

Методы исследования по Дильтею: внимательный, критический анализ документов определенной эпохи. Важно понять, почему человек написал то, что он написал. Сопоставительный анализ текстов.

2. Разработку описательного подхода продолжил Эдуар Шпрангер (1882 -1963). Он разрабатывал типы индивидуальности, применяет идеи Дильтея в педагогике. Шпрангер показал, что на основе понимания можно выделить особенности учеников и работать с ними, исходя из направленности их ценностей.

Эдуард Шпрангер (1882-1963). Развил позиции Дильтея. Задачи духовно-научно психологии – исследования отношения индивидуальной духовной структуры субъекта к структуре объективного духа (предмета общей психологии как науки о духе) и выявление типов смысловой направленности, «форм жизни» (предмет дифференциальной психологии как науки о духе).

Ценности – это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие. Типы ценностей и формы жизни: 1. Теоретические (область науки, проблема истинности) - Теоретический человек: стремится к познанию. 2. Экономические (материальные блага, полезность) - Экономический человек: эффект полезности как смысл деятельности всей. 3. Эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений и самовыражению) - Эстетический человек: стремиться постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями. 4. Социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувства себя в другом) - Социальный человек: смысл жизни в общении, любви, жизни для других. 5. Политические (власть как ценность) - Политический человек: стремление к власти, чести, господству, влиянию. 6. Религиозные (смысл жизни) - Религиозный человек: относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира.

В каждой индивидуальности представлены все 6 типов ценностей. Индивидуальности различаются на основании преобладания какой-либо ценности (см. формы жизни). Чистых типов не существует. Исходя из своей классификации Шпрангер сделал педагогические выводы: всеобщее образования не должно быть одинаковым для всех, нужно рано распознать тип индивидуальности человека и учить его в соответствии с его предрасположенностью.

Понимающая психология открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Это своего рода возвращение к старой идеалистической психологии как науке о душе. Выготский: «Понимающая далека от адекватной разработке проблем культурного развития».

48. Гештальтпсихология: предмет, метод, области исследования, основные понятия.

Гештальтпсихология возникла в начале 20-х годов в Германии как реакция против атомизма и мехиницизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Отцы-основатели: М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка – представители Берлинской школы; и, конечно же, огромный вклад внес К.Левин, основавший собственную школу.

Понятие «гештальт» было введено Эренфельсом в статье «О качестве формы» (1890) при исследовании восприятий.

Первопроходцами целостной психологии были ученые Лейпцигской школы – Ф. Крюгер, И. Фолькельт, Ф. Зандер (конец 10-х – конец 30-х годов ХХ века). Главное понятие их психологии — понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Разрабатывать не стали – испугались каких-то методологических трудностей.

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. В этой работе описал эффект кажущегося движения (стробоскопическое движение). Весьма занимательно.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера в Берлине складывается Берлинская школа гештальтпсихологии: М. Вертгеймер, К. Коффка (1886—1941), В. Кёлер (1887—1967), К. Левин (1890—1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю. Вообще гештальтисты серьезно вышли за пределы психологии → а давайте все процессы действительности определим законами гештальта!

Центральной в гештальтпсихологии является проблема целостности и целостного подхода в противоположность элементаризму и механицизму старой, ассоциативной, и новой, бихевиористской, психологии.Важные моменты:1.Новое понимание предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать реакции так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. В этой структуре отдельные элементы выделяются, они действительно существуют. Но они вторичны и выделяются по своему функциональному значению в этом целом. Целое нельзя разложить на элементы, так как тогда оно перестает существовать.2.Критика метода аналитической интроспекции. Гештальтисты считали, что анализ является продолжением, первоначально восприятие дает целостную картину. Аналитической интроспекции был противопоставлен другой феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания. В отличие от интроспективной психологии от испытуемых требовалось описать предмет восприятия не таким, каким они его знают, но таким, каким они его видят в данный момент. В этом описании нет элементов.3.С помощью экспериментов с использованием феноменологического метода было установлено, что элементы зрительного поля объединяются в перцептивную структуру в зависимости от ряда факторов. Этими факторами являются близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и др. Было сформулировано положение о том, что целостный образ — это динамичная структура и образуется по специальным законам организации. → Формулировка некоторых законов восприятия: Закон дифференциации фигуры и фона; Закон прегнантности; Закон дополнения до целого (амплификации).

4.Данная феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма. → Структуры не являются результатом психической деятельности. Психический мир есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов.

5.Экспериментальное изучение мышления (Кёлер, Вертгеймер, Дункер„ Майер). По Кёлеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, что все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия животного. Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком → выделение основных этапов мышления: Возникновение темы → появление чувства «направленной напряженности», которое мобилизует творческие силы человека;Анализ ситуации, осознание проблемы → создание целостного образа ситуации;Решение проблемы → в значительной степени неосознанно, хотя предварительная сознательная работа необходима;Инсайт → возникновение идеи решения;Исполнительская стадия.

Работы К.Левина (1890-1947).Левин исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах, будь то поступок, мышление, память, является намерение — квази-потребность.Приставка квази- нужна Левину, чтобы отличить свое понимание потребности от уже сложившегося в психологии и связанного главным образом с биологическими, врожденными потребностями. Квази-потребность – это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель, которая ставится или самим субъектом, или исходит от кого-то другого, например от экспериментатора. Она образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями и направляют активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Эта система напряжения стремится к разрядке. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности. Отсюда название теории К. Левина — «динамическая теория личности». Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называлась Левином психологическим полем.. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта. Именно потребность обусловливает то, что один предмет имеет побудительный характер, притягивает к себе, имеет положительную валентность, другой — не имеет такого побудительного характера, имеет отрицательную валентность.

В связи с квазипотребностями Левин исследовал проблему целеобразо-вания и целенаправленного поведения. Эти исследования ввели в психологию комплекс важнейших понятий, характеризующих поведение, связанных с достижением целей: целевая структура и целевые уровни индивида, в том числе реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи и некоторые др.

Левин обогатил психологию рядом новых методов и методик: опыты на прерванное действие (М. Овсянкина); опыты на запоминание незавершенных и завершенных действий (Б. В. Зейгарник); опыты на замещение (К. Лисснер и А. Малер); опыты на выявление уровня притязаний (Ф. Хоппе); опыты на пресыщение(А. Карстен) и др.

+Гештальтпсихология получила применение в области психотерапевтической практики. На ее принципах в сочетании с психоанализом Ф.Перлз основал гештальттерапию.

Наши рекомендации