Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования
Общие рекомендации к обследованию.
Индивидуальное психологическое консультирование предполагает анализ всего хода развития ребёнка и основывается на информации, получаемой из разных источников: беседа с родителями, учителями, самим ребёнком; наблюдение за ребёнком в школьной или иной обстановке; экспериментально - психологическое обследование, знакомство с родителями, изучение медицинской и другой документации.
В связи с популярностью различных форм заочного консультирования родителей, (например вопросы, заданные специалистам по телефону, прямо из студии телевиденья, радио или на страницах журналов) необходимо отметить их общий характер, но и присущую им опасность «подгонки» индивидуального случая под наиболее вероятный, типичный вариант трудности или нарушения.
Ряд авторов* считают наиболее рациональной следующую последовательность этапов изучения конкретного случая:
1) Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, а так же имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребёнке лиц;
*БурменскаяГ.В. КарабановаО.А. ЛидерсА.Г. «Возрастно-психологическое консультирование ». Проблемы психологического развития детей. МГУ – 90г.
2) Беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих этапах развития ребёнка, его здоровья, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально – бытового плана;
3) Сбор информации из других учреждений, включая предшествующие психологические обследования (если они имеются);
4) Сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования);
5) Наблюдение за ребёнком в домашней, школьной или иной обстановке;
6) Экспериментально – психологическое обследование; совокупный анализ всех полученных материалов (желательно обсуждение различными специалистами).
Важным дополнением к обследованию служит анализ продуктов деятельности ребёнка (рисунки, школьные тетради, поделки, предметы увлечений и т.д.), а так же результаты изучения личности родителей.
В соответствии с общей схемой возрастно-психологического анализа полученные сведения группируются в четыре раздела:
1) информация об истории развития ребёнка и состоянии его здоровья;
2) сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок (семья, коллектив сверстников в саду и школе или других посещаемых учреждения);
3) Особенности поведения и деятельности ребёнка (в процессе обследования, а так же в семье, школе или иных ситуациях);
4) Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально – личностной сфер ребёнка;
На основе этой информации психолог – консультант должен дать общую оценку уровня развития ребёнка, описать сущность его трудностей, оценив их сложности и глубины, выделить факторы, связанные с появлением указанных трудностей, определить сферы воздействия с целью устранения или ослабления остроты проблемы и, наконец, разработать коррекционную программу или предложения по психотерапии. Все перечисленные виды и источники информации имеют самостоятельное значение и предполагают специфические средства и методы её получения.
Приложение № 2.
Метод наблюдения за поведением ребёнка в ходе игры.
Для этого были отобраны две однотипные игры, смысл которых заключался в том, что каждый ребёнок подгруппы из десяти человек в определённый момент оставался в не игры. Ребёнку не хватало стула или кегли, когда после окончания каких либо движений давался сигнал, занять места или схватить кеглю, количество которых, на одну меньше чем детей. Целью игрыявлялась более полная актуализация мотивационных тенденций у детей. Инструкция нацеливает детей на борьбу и выигрыш. В ходе игры велось наблюдение за каждым ребёнком, и по специальной схеме отмечались агрессивные реакции детей представленные в следующих этапах: 1. вступление в игру, 2. игровые этапы (6этапов), 3. выход из игры.
Поведение ребёнка на каждом этапе фиксировалось по следующим категориям: 1. выражение лица и поведения вообще, 2. речь, 3. агрессивные проявления, 4. косвенная агрессия.
Показателем методики является частота агрессивных реакций, а так же эмоциональных проявлений, сопровождаемых агрессивное поведение. Методика направлена на более детальный анализ поведения и эмоциональных реакций ребёнка в ситуации соревновательной игры.
Схема:
Наблюдение за ребёнком в ходе игры | Вступление в игру | Протекание игры | Выход из игры |
Выражение лица и поведение вообще | |||
Суетливость | |||
Растерянность | |||
Беспокойство | |||
Радость | |||
Спокойствие | |||
Смущение | |||
Удивление | |||
Безразличие | |||
Злоба | |||
Отчаяние | |||
Огорчение | |||
Отказ | |||
Нарушение правил | |||
Другие реакции | |||
Речь | |||
Командный тон | |||
Угрожающий крик | |||
Плач | |||
Обзывается | |||
Ругается | |||
Просьба | |||
Радостный возглас | |||
Другие реакции | |||
Агрессивные реакции | |||
Толкается | |||
Дерётся | |||
Забирает кеглю | |||
Сталкивает со стула | |||
Косвенная агрессия | |||
Топает ногами | |||
Кидает игрушку | |||
Начинает плакать | |||
Другие реакции |
Приложение № 3.