П. Интерпретация ответов при реализации теста С. Розенцвейга на исследование фрустраций
Полученные оценки (в процентах) по семи основным показателям (Е, I, M, O-D, E-D, N-P, GCR)следует сравнивать с нормативными значениями по взрослой или детской выборке. Для описания особенностей поведения человека в стрессовых, фрустрирующих ситуациях, его индивидуальные результаты необходимо сравнивать с «общими» нормативами, а не с нормативами какой-либо группы. Индивидуальные результаты приобретают тот или иной смысл в зависимости от того, в какую сторону они отклоняются от общих нормативных значений. Отклонения показателей Е, М, O-D и GCRна 1,5-2% от значений нормативного профиля считается несущественным. Для показателей I, E-D и N-P несущественным считается отклонение на 1-1,5%.
Техника интерпретации включает несколько этапов: 1) изучение GCR; 2) изучение оценок 6 факторов таблицы профилей (E, I, M, OD, ED, NP). Рассматриваются следующие образцы: * выражаем относительную частоту разных направлений ответов в порядке их убывания независимо от типа (нпр., E>I>M); * выражает относительную частоту тестов реакции независимо от направлений (нпр., ED>OD>NP); * выражает относительную частоту 3-х наиболее встречающихся направлений реакции (нпр., E>I>E’); * дополнительный образец, который включает сравнение ответов E и I в ситуациях обвинения и препятствия; 3) изучение тенденций. Это имеет большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.
Выраженность показателя Е (экстрапунитивное направление реакций) характеризует степень экспрессивности и внешней активности человека.
Е индивидуальное больше Е нормативного: Человек выглядит несколько более активным, оживленным, возбужденным, чем окружающие его люди.
Е индивидуальное меньше Е нормативного: При столкновении с неприятностями человек как бы уходит в себя, не обращает внимания на то, что происходит вокруг, начинает меньше общаться, может продолжать действовать так, как будто ничего не произошло.
Выраженность показателя I (интропунитивное направление реакций) характеризует чувство вины, которое человек испытывает, и ответственность, которую он на себя возлагает при столкновении с неприятными ситуациями.
I индивидуальное соответствует I нормативному:
Человек адекватно оценивает собственную роль в том, что случилось, не теряет самокритичность в стрессовых ситуациях, делает необходимые выводы на будущее.
I индивидуальное больше I нормативного:
Человек уверен, что он сам является причиной неудач и неприятностей.
Выраженность показателя М (импунитивное направление реакций) характеризует степень адекватности, с которой человек оценивает возникшие неприятности, то внимание, которое он им уделяет.
М индивидуальное больше М нормативного. Человек не уделяет достаточно внимания происходящему вокруг него, проявляет излишнюю беспечность.
М индивидуальное меньше М нормативного. Человек обычно осмотрителен и осторожен, интуитивно фиксирует даже незначительные изменения в поведении окружающих людей и обстановке.
Выраженность показателя O-D характеризует степень ригидности человека в стрессовых ситуациях.
O-D индивидуальное больше O-D нормативного.
Человек проявляет ригидность в стрессе: он как бы «застревает» в ситуации и ничего не предпринимает для того, чтобы как повлиять на происходящие события. Обычно это ведет к ухудшению положения. Сравнительный анализ показателей Е', I’ и М’, характеризующих направленность O-D реакций, позволяет выделить типы «застревания» в стрессовых ситуациях.
O-D индивидуальное меньше O-D нормативного. Возникшие неприятности человек воспринимает как данность.
E-D индивидуальное больше E-D нормативного:
О таком человеке можно сказать, что он повышенно чувствиям, легкораним, впечатлителен, то есть у него слабое «Я», требующее защиты. Здесь следует рассмотреть различные соотношения символов.
E-D индивидуальное меньше E-D нормативного: Человек легко переносит неприятности, не принимает их близко к сердцу, «не берет в голову», быстро обо всем забывает, то есть обладает сильным «Я», не требующим защиты. Сильное «Я» обеспечивает человеку высокую стрессоустойчивость.
Выраженность показателя N-P характеризует ориентацию человека на рациональное разрешение возникших проблем. Чем этот показатель, тем в большей степени выражена установка на позитивное преобразование стрессовых ситуаций.
N-P индивидуальное больше N-P нормативного: В стрессовых ситуациях человек старается вести себя конструктивно, ищет рациональные решения возникших проблем.
Если реакций е больше, чем i то для решения своих npоблем человек чаще всего использует окружающих людей.
Если реакций i больше, чем е и т, то человек умеет решать свои проблемы самостоятельно. И т.д.
N-P индивидуальное меньше N-P нормативного: В этом случае человек оказывается беспомощным в стрессовой ситуации, он теряется, не знает, что предпринять, к комe обратиться за помощью, как вообще себя вести.
Выраженность показателя GCRхарактеризует стандартность поведения человека в стрессовых ситуациях и косвенно - его способность к социальной адаптации.
GCR индивидуальное больше GCR нормативного: Человек живет с внутренней установкой быть, как все.
GCR индивидуальное меньше GCR нормативного:
Действия человека отличаются от того, как обычно ведут себя люди, попавшие в неприятную ситуацию.
Выводы по анализу результатов приводятся на основе обобщения всех полученных данных.
Контрасты судьбы
Описание методики «Контрасты вашей судьбы»
Предлагаемые в методике задания направлены на выявление Ваших взглядов на жизнь. На предлагаемые вопросы не может быть «правильных» и «неправильных» ответов, так как каждый человек индивидуален. Не тратьте времени на раздумья. Наиболее верно то, что первым приходит в голову. Ваши искренние ответы повысят точность результатов.
1. Выделите пять самых важных событий всей Вашей реальной жизни. Событием может быть любая перемена в жизни, начало, конец, кульминация длительного процесса. Запишите их в первый столбец таблицы. Далее ответьте на вопрос: каковы Ваши реальные жизненные ценности? Запишите их в следующие три столбца (2, 3, 4). Теперь следует оценить события своей жизни, - насколько в них реализовались эти ценности – по пятибалльной шкале.
2. Представьте жизнь самого несчастного человека. Напишите его жизненные ценности в 6, 7, 8 столбцы. И оцените события жизни с точки зрения этих ценностей, также по пятибалльной шкале.
3. Теперь представьте жизнь самого счастливого человека. Напишите его жизненные ценности в 10, 11, 12 столбцы. И оцените события жизни с точки зрения этих ценностей по пятибалльной шкале.
Описание методики «Контрасты ваших отношений»
Предлагается методика рефлексивной самодиагностики помогает по-новому осмыслить свои личные и деловые отношения. В ходе выполнения заданий Вам удастся лучше понять – что является основой Ваших отношений, а что им препятствует. Возможно, Вы увидите – как можно сделать эти отношения более приятными и эффективными.
1. Попробуйте дать ответ на вопрос: что Вам нравится в людях по отношению к той сфере жизни, которую вы анализируете (в личной, семейной, деловой и т.д.). Выделите 5 качеств, которые Вас особенно отталкивают, сформулируйте их одним словом и впишите их в первую строчку таблицы. Во второй строчке определите выраженность этих качеств в Вашем партнере, а в третьей – оцените по этим качествам себя. Просуммировав баллы, Вы получите цифры, которые отражают Вашу неудовлетворенность партнером и собой.
2. Теперь дайте ответ на вопрос: что для Вас наиболее важно в людях вообще – каков для Вас идеальный человек (имея в виду опять ту же сферу жизни, которую Вы анализируете). Охарактеризуйте свой идеал пятью основными качествами, сформулируйте их одним словом и впишите в первую строчку таблицы. Во второй – оцените выраженность этих качеств в Вашем партнере и в себе. Просуммируйте баллы – и Вы получите цифру, отражающую то, насколько Ваш партнер и Вы сами близки к вашему идеалу.