Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и чувственное познание. Единство мышления и речи
«Отражение отсутствующего есть мышление» (П. Жане). Основа всякого познания – ощущения и восприятия, которые отражают преимущественно отдельные стороны предметов и явлений, но они не исчерпывают познания. Мы познаем в предметах и явлениях не только то, что представлено внешне и непосредственно действует на органы чувств, но и их внутреннее содержание, их сущность. Возьмем человека, его поведение, которое можно наблюдать. Но это есть не полное его знание. Для более глубокого знания конкретного человека нужно знание причин, порождающих поступки, а познав их, в случае необходимости, изменяем его поведение, формируем личность с определенными качествами. Таким образом, познание от ощущения и восприятия («живого созерцания») переходит к мышлению. Мышление отражает окружающий мир, наше бытие в их связях и отношениях, в их многообразных опосредованиях. Но весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. И через чувственное познание мышление связывается с внешним миром. Мышление – высшая форма познавательной деятельности, которая позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.
Мышление – высший познавательный процесс – процесс познания наук и процесс решения задач с помощью мыслительных операций, порождения нового знания, определенных теоретических и практических выводов, преобразования человеком действительности.
Мышление – это процесс движения идей, раскрывающий суть вещей, движения от незнания к знанию, от знания менее полного и глубокого к знанию более полному и глубокому.
Обобщенность мышления выражается в отражении признаков, общих и существенных для ряда однородных предметов, в соотношении предметов или явлений по сходным или различительным свойствам, в категоризации связей и отношений (пространственных, временных, причинных).
Обобщенности человеческого мышления способствует то, что оно носит знаковый характер, выражается словом, а всякое слово (речь) уже обобщает.
Благодаря знаковой системе языка и опоре на знания человеческое мышление характеризуется опосредованностью, которая позволяет познать то, что непосредственно в восприятии не дано.
Через эти средства мышление человека с самого начала приобретает общественно-исторический характер, имеет социальную обусловленность и тем самым отличается от мышления животных. Ребенок с первых дней жизни овладевает не только окружающим его предметным миром и орудийной предметной действительностью, но и специальными человеческими средствами мысли и общения -родным языком, а затем и другими системами знаков.
Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом является речь и другие используемые при этом системы знаков, с помощью которых человек получает возможность значительно расширять свои мыслительные способности. Именно благодаря этому мышление человека дает возможность познавать обобщенно и опосредованно.
Физиологической основой мышления является сложная аналитико-синтетическая деятельность, осуществляемая с помощью второй сигнальной системы и обеспечивающая функцию регулирования всей познавательной деятельности, сбора и переработки информации, поступающей через все каналы чувственного отражения, через все анализаторы. Материальная основа мышления – речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых внутренних речевых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка или органов гортани в спокойном состоянии, а затем предложить испытуемому начать придумывать любую задачу, то в речевом анализаторе начинается сложная деятельность, которую можно зарегистрировать в виде электроэнцефалограммы биотоков мозга или кимограммы работы мышц голосового аппарата. Следовательно, каждая мысль связана с внутренним речевым процессом (исследование А.Н. Соколова).
Тесную взаимосвязь мышления человека с языком можно, по словам И.М. Сеченова, проследить хотя бы на таком примере: «Когда ребенок думает, он непременно в то же время говорит. У детей лет пяти дума выражается словами или разговором шепотом, или по крайней мере движениями языка и губ. Это чрезвычайно часто (а может быть, и всегда, только в различных степенях) случается и со взрослыми людьми»*.
* Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Избр. произв. М, 1952. Т. 1. С. 87.
Свернутая внутренняя речь является базальным, но не единственным компонентом мыслительных процессов. Огромное значение имеет письменная речь, в процессе которой у человека осуществляется мыслительная работа (формулировка мысли, подбор адекватных слов и синтаксических средств и т.п.) и которая важна не только для сообщения другому человеку, но и для доведения собственной мысли до нужной ясности. Специальные наблюдения в исследованиях показали, что некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе решения задачи, пока вслух не сформулируют свои рассуждения. Думание вслух обычно облегчает решение задачи, делает мысли более четкими для других и длясебя, рождает новые мысли.
В процесс мышления включаются и оказывают на него влияние все стороны и свойства личности, и прежде всего ее мотивация. Появляются специфические мотивы мышления - познавательные потребности, любознательность, но действуют и неспецифические: необходимость, желание достичь конкретного результата, занять определенное положение в группе и др. Чем более значим мотив, тем более активным, упорным будет мыслительный поиск. В свою очередь, равнодушие, безразличие не создают условий для творческого поиска, лишают мыслительный процесс напряженности.
Другое обстоятельство, которое всегда надо помнить учителю: мышление -процесс детерминированный (причинно обусловленный). Детерминация проявляется в «самодвижении» мысли. Направление рассуждений зависит от предшествующего хода мысли. Для учащегося в связи с этим очень важно начать рассуждать, мыслить, а задача педагога – стимулировать и направлять ход рассуждений.
Как же понимать самодвижение мысли? Мышление детерминируется объектом. Мышление – это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом. В его процессе объект для личности изменяется, и снова детерминирует мышление, т.е. мышление выступает как процесс, в котором конец, результат одного акта познания является началом другого. Но мышление не совершается в замкнутой сфере познания, оно соотносится с действительностью. Именно это постоянное соотнесение мысли с действительностью позволяет все глубже раскрывать содержание объекта действительности. В связи с этим в учебной деятельности принципиальную роль будут играть действия субъекта (ученика) с объектом (учебным материалом).
Проблема мышления долгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой. В изучении мышления особенно отчетливо проявилась борьба между материализмом и идеализмом. Специально психология мышления стала разрабатываться лишь в XX столетии. Существовали разные психологические теории мышления. Господствовавшая до этого времени ассоциативная психология исходила из того положения, что все психические процессы протекают по законам ассоциации и все образования сознания состоят из элементарных чувственных представлений, объединенных посредством ассоциаций в более или менее сложные комплексы. Согласно ассоцианизму мышление также не является особым процессом, и поэтому нет необходимости в его специальном изучении, то есть мышление сводилось к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Понятие трактовалось как ассоциативно связанная совокупность признаков, суждение – как ассоциация представлений, умозаключение как ассоциация двух суждений, служащих его посылками, с третьим, которое вытекает из него как вывод. Ассоциативная теория, сводившая содержание мысли к чувственным представлениям, а закономерности его протекания - к ассоциативным законам, оказалась несостоятельной: мышление имеет свое специфическое содержание и протекает по своим специфическим законам.
Представители вюрцбургской школы (О. Кюльпне, К. Бюлер, К. Марбе, Н. Ах, О. Зельц и др.), сделавшие разработку психологии мышления своей основной задачей и положившие начало его систематическому изучению, считали мышление особым видом психических процессов, но они отделяли его от чувственной основы и речи и внешне противопоставляли всему чувственному содержанию действительности; направленность же мышления на предмет превратилась в чистый акт, в мистическую активность вне всякого содержания.
Согласно гештальтпсихологии (К.Коффка) мышление совершается в замкнутой сфере сознания. Основное положение этой теории состояло в том, что мышление – это не оперирование отношениями, а преобразование структуры наглядных ситуаций; изменение структуры исходного наглядного содержания и приводит к решению задачи.
Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних «умственных» действий. Его исследование занимает одно из центральных мест во всех философских учениях как прошлого, так и настоящего. Мышление в настоящее время исследуется не только психологией, но и различными другими науками – философией, логикой, физиологией, кибернетикой, лингвистикой.
Современная наука идет ко все более глубокому раскрытию сущности мышления разными путями:
• через исследование мышления и его законов путем логического анализа;
• через его исследование с точки зрения психических функций человека, процессов, протекающих в нервной системе;
• через его исследование с помощью средств и методов кибернетики.