Факторы, способствующие привлечению внимания
Характер раздражения | Структурная организация деятельности | Отношение раздражителя к потребностям |
сила, новизна, контраст и т. п. | объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные | то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего |
Методика двойной стимуляции для исследования
Внимания в детском возрасте.
Методика разработана А.Н. Леонтьевым. Сущность её заключается в том, что опыты, которые проводят с ребёнком, требуют от него значительного сосредоточения внимания на определённое время. С ребёнком проводится игра по типу вопросов и ответов с запретами (как игра в «фанты»: «да», «нет» не говорить; «белого», «чёрного» не называть).
Среди перечня вопросов содержатся такие, на которые следует отвечать, называя определённый цвет:
«Ходишь ли ты в школу?»
«Какого цвета парта?»
«Любишь ли ты играть?»
«Бывал ли ты в деревне?»
«Какого цвета бывает трава?»
«Бывал ли ты в больнице?»
«Видел ли ты доктора?»
«Какого цвета халат?»
Ребёнок должен быстро отвечать на эти вопросы и при этом ему даётся следующая инструкция:
- нельзя называть один и тот же цвет дважды;
- нельзя называть два цвета;
- нельзя говорить «да», «нет».
Такой опыт требует постоянного напряжения внимания. Если условия нарушаются, ребёнок платит фант или проигрывает игру.
Эта задача очень трудна для детей в возрасте 8-9 лет. Она облегчается, когда ребёнку дают в помощь цветные карточки и ребёнок откладывает в сторону те из них, цвета которых он уже называл. Таким образом ребёнок получает в свои руки вспомогательные средства и переходит к опосредованному действию.
Ребёнок должен овладеть своим внутренним внимание, для этого он оперирует во вне внешними стимулами, но впоследствии ребёнок должен научиться овладеть своим внимание без опоры на внешние стимулы.
В этом опыте в качестве двойной стимуляции выступают вопросы экспериментатора и цветные карточки. 1-ый ряд стимулов является средством, с помощью которого вызывается психическая операция, 2-ой ряд – средства, с помощью которых фиксируется внимание на правильном ответе. Использование дополнительной стимуляции сказывается очень быстро: число ошибочных ответов падает, это свидетельствует о повышении устойчивости внимания, о том, что ребёнок овладевает процессом внимания с помощью вспомогательных символов.
Дошкольники не умеют использовать дополнительную стимуляцию; дети в возрасте 8-9 лет – эффективно её используют, а подростки владеют своим вниманием настолько, что обходятся без дополнительной стимуляции.
СЛОВАРЬ ПО ВНИМАНИЮ
Внимание— когнитивный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Эксперименты с рассеченным полушарием мозга покрывает, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела, при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое — поддержку общего уровня настороженности.
В психофизиологических исследованиях механизмов внимания показано, что внимание тесно связано с ориентировочным рефлексом и второй сигнальной системой.
Свойства внимания. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.
Объем внимания показывает, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Объем внимания зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. В частности, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. в среднем объем внимания эквивалентен 7±2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов, объем внимания существенно возрастает.
Виды.
— произвольное внимание обусловлено постановкой сознательной цели;
— непроизвольное представлено ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей.
Существует ряд методик для изучения свойств внимания:
— для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика Д. Кеттела, В. Вундта;
— для определения концентрации и устойчивости — корректурный тест Б. Бурдона;
— для определения скорости переключения внимания — метод таблиц Шульте.
Антиципация.
Антиципация (лат. anticipatio – предвосхищаю) — представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия.
Анатомо–физиологическим коррелятом явления антиципации рассматривается акцептор действия (П.К. Анохин), а электрофизиологическим — волна ожидания (Е–волна) Г. Уолтера, представляющая собой медленное негативное колебание преимущественно в лобно–центральных отделах коры, связанное с настройкой на появление стимула.
Модель с фильтрацией.
Теория внимания, получившая название „модель с фильтрацией“, была разработана Д. Бродбентом. Это — одна из первых концепций избирательного внимания, которая Предполагает ограниченность пропускной способности канала обработки сенсорной информации, поступающей параллельно по нескольким каналам. На определенном этапе обработки информации тот или иной сигнал оказывается в центре внимания, что и обусловливает его передачу через избирательный фильтр, который работает по принципу все или ничего, в „канал с ограниченной пропускной способностью“, который находится между этапами обнаружения и распознавания сигналов. За счет этого фильтра происходит перемещение информации из кратковременной памяти в долговременную.
Модель делителя.
Другая теория внимания („модель делителя“) была разработана в рамках когнитивной психологии А. Трейсман. В соответствии с ней допускается существование своеобразного перцептивного фильтра между воспринимаемым сигналом и его вербальной обработкой, который настроен не только на физические свойства сообщения, но и на семантические.