Факторы, способствующие привлечению внимания

Характер раздраже­ния Структурная орга­низация деятельности Отношение раздра­жителя к потребностям
сила, новизна, кон­траст и т. п. объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно раз­бросанные то, что соответству­ет потребностям, прив­лечет внимание прежде всего

Методика двойной стимуляции для исследования

Внимания в детском возрасте.

Методика разработана А.Н. Леонтьевым. Сущность её заключается в том, что опыты, которые проводят с ребёнком, требуют от него значительного сосредоточения внимания на определённое время. С ребёнком проводится игра по типу вопросов и ответов с запретами (как игра в «фанты»: «да», «нет» не говорить; «белого», «чёрного» не называть).

Среди перечня вопросов содержатся такие, на которые следует отвечать, называя определённый цвет:

«Ходишь ли ты в школу?»

«Какого цвета парта?»

«Любишь ли ты играть?»

«Бывал ли ты в деревне?»

«Какого цвета бывает трава?»

«Бывал ли ты в больнице?»

«Видел ли ты доктора?»

«Какого цвета халат?»

Ребёнок должен быстро отвечать на эти вопросы и при этом ему даётся следующая инструкция:

- нельзя называть один и тот же цвет дважды;

- нельзя называть два цвета;

- нельзя говорить «да», «нет».

Такой опыт требует постоянного напряжения внимания. Если условия нарушаются, ребёнок платит фант или проигрывает игру.

Эта задача очень трудна для детей в возрасте 8-9 лет. Она облегчается, когда ребёнку дают в помощь цветные карточки и ребёнок откладывает в сторону те из них, цвета которых он уже называл. Таким образом ребёнок получает в свои руки вспомогательные средства и переходит к опосредованному действию.

Ребёнок должен овладеть своим внутренним внимание, для этого он оперирует во вне внешними стимулами, но впоследствии ребёнок должен научиться овладеть своим внимание без опоры на внешние стимулы.

В этом опыте в качестве двойной стимуляции выступают вопросы экспериментатора и цветные карточки. 1-ый ряд стимулов является средством, с помощью которого вызывается психическая операция, 2-ой ряд – средства, с помощью которых фиксируется внимание на правильном ответе. Использование дополнительной стимуляции сказывается очень быстро: число ошибочных ответов падает, это свидетельствует о повышении устойчивости внимания, о том, что ребёнок овладевает процессом внимания с помощью вспомогательных символов.

Дошкольники не умеют использовать дополнительную стимуляцию; дети в возрасте 8-9 лет – эффективно её используют, а подростки владеют своим вниманием настолько, что обходятся без дополнительной стимуляции.

СЛОВАРЬ ПО ВНИМАНИЮ

Внимание— когнитивный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Эксперименты с рассеченным полушарием мозга покрывает, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела, при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое — поддержку общего уровня настороженности.

В психофизиологических исследованиях механизмов внимания показано, что внимание тесно связано с ориентировочным рефлексом и второй сигнальной системой.

Свойства внимания. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью.

Объем внимания показывает, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Объем внимания зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. В частности, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. в среднем объем внимания эквивалентен 7±2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов, объем внимания существенно возрастает.

Виды.

— произвольное внимание обусловлено постановкой сознательной цели;

— непроизвольное представлено ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей.

Существует ряд методик для изучения свойств внимания:

— для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика Д. Кеттела, В. Вундта;

— для определения концентрации и устойчивости — корректурный тест Б. Бурдона;

— для определения скорости переключения внимания — метод таблиц Шульте.

Антиципация.

Антиципация (лат. anticipatio – предвосхищаю) — представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия.

Анатомо–физиологическим коррелятом явления антиципации рассматривается акцептор действия (П.К. Анохин), а электрофизиологическим — волна ожидания (Е–волна) Г. Уолтера, представляющая собой медленное негативное колебание преимущественно в лобно–центральных отделах коры, связанное с настройкой на появление стимула.

Модель с фильтрацией.

Теория внимания, получившая название „модель с фильтрацией“, была разработана Д. Бродбентом. Это — одна из первых концепций избирательного внимания, которая Предполагает ограниченность пропускной способности канала обработки сенсорной информации, поступающей параллельно по нескольким каналам. На определенном этапе обработки информации тот или иной сигнал оказывается в центре внимания, что и обусловливает его передачу через избирательный фильтр, который работает по принципу все или ничего, в „канал с ограниченной пропускной способностью“, который находится между этапами обнаружения и распознавания сигналов. За счет этого фильтра происходит перемещение информации из кратковременной памяти в долговременную.

Модель делителя.

Другая теория внимания („модель делителя“) была разработана в рамках когнитивной психологии А. Трейсман. В соответствии с ней допускается существование своеобразного перцептивного фильтра между воспринимаемым сигналом и его вербальной обработкой, который настроен не только на физические свойства сообщения, но и на семантические.

Наши рекомендации