Структура индивидуальности
Духовно-мировоззренческие свойства | Интересы, идеалы, ценности, самосознание Для чего? | Изменчивость |
Предметно-содержательные свойства | Черты, типологические особенности, характер, способности, индивидуальные стили Каким образом? | Чувствительность к средовым воздействиям |
Индивидные свойства (биологический фундамент личности) | Темперамент, асимметрия полушарий, задатки способностей, пол Почему? | Устойчивость |
2.3 Психофизиологические основы индивидуальных различий
Дифференциальная психофизиология – самостоятельная область знания, изучающая закономерности нейрофизиологической организации индивидуальности и влияние этих закономерностей на психическую деятельность человека.
Основные теоретические принципы построения психофизиологической теории индивидуальности были сформулированы в трудах Б.М.Теплова, который впервые исследовал типологические свойства нервной системы, рассматриваемые им как природная основа индивидуально-типологических различий. В его же лаборатории в начале 50-х годов проводятся первые экспериментальные работы, целью которых является исследование индивидуальных различий в психофизиологической организации человека.
Позднее В.Д.Небылицын назвал эту область исследования дифференциальной психофизиологией, и это название в настоящее время используют как общее для разных отечественных направлений, изучающих индивидуальные различия в психофизиологических характеристиках.
Практически одновременно с исследованиями, проводящиеся в школе Теплова-Небылицына, под руководством Б. Г. Ананьева начинаются исследования разноуровневой организации свойств индивидуальности. В работах этого направления индивидуальные различия в свойствах индивидного уровня, в частности, в психофизиологических функциях, подробно изучаются как компоненты в структуре целостной индивидуальности.
Третье направление исследований, проводимое в контексте дифференциальной психофизиологии, ассоциируется с именем B. C. Мерлина, который анализировал индивидуальные различия в психофизиологических характеристиках в их связи с динамическими особенностями поведения (со свойствами темперамента).
Эти три направления, обладая определенной спецификой, развивались в тесной взаимосвязи друг с другом, которая проявлялась и в согласии с общими теоретическими представлениями о роли психофизиологических особенностей в формировании психологических индивидуальных различий, и в выборе методических принципов и способов исследования.
Начиная изучение индивидуальных различий в психофизиологических особенностях человека, Б.М.Теплов разработал программу исследования свойств нервной системы, в которой исходил из представлений И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности. Этапы изучения индивидуально-психологических различий представляют собой последовательный переход от изучения собственно физиологических основ индивидуальности к анализу их соотношения с психологическими характеристиками – вначале с индивидными (формально-динамическими), а позднее и с теми, которые занимают более высокий уровень в иерархии психологических свойств.
Возможны два пути исследования индивидуальных различий. Один из них представляет собой сравнение друг с другом разных типов людей. Именно такой, типологический, путь исследования индивидуальных различий, состоящий в классификации людей на основании типов высшей нервной деятельности, был выбран И.П.Павловым. Он предположил, что индивидуальные особенности поведения в значительной степени связаны со скоростью образования условных рефлексов и проявляются в быстроте и интенсивности реакций на внешние раздражители и в легкости перехода от одного действия к другому. На основании трех характеристик – силы, подвижности и уравновешенности – И.П.Павлов выделил четыре типа нервной деятельности, которые, по его предположению, в своих поведенческих проявлениях соответствуют четырем гиппократовским типам темперамента.
Эта типология, как и всякая другая, описывает скорее некие теоретические (“в чистом виде”) типы людей. Хорошо понимая это, И.П.Павлов признавал существование переходных типов.
Второй путь исследования индивидуальных различий, который Б.М.Теплов назвал аналитическим. Этот путь предполагает выявление отдельных свойств нервной системы и выяснение возможных соотношений между ними. Только после этого можно попытаться создать типологии, которые будут базироваться на экспериментально верифицированных параметрах.
Таким образом, можно сформулировать первый принцип исследования индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках, состоящий в изучении свойств, а не в описании типов.
Второй принцип исследования индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках, предполагающий количественный анализ данных, а не описание отдельных случаев.
Третий принцип исследования индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках, сформулированный в школе Теплова-Небылицына и предполагающий использование лабораторных методов изучения свойств нервной системы, а не описание различных поведенческих, “жизненных” проявлений этих свойств.
Требования, предъявляемые к показателям свойств нервной системы, регистрируемым в исследованиях, представляют собой четвертый принцип исследования индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках, состоящий в использовании в исследованиях свойств нервной системы непроизвольных показателей деятельности.
Пятый принцип исследования индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках, состоящий в отказе от оценочного подхода к индивидуальным различиям в психофизиологических характеристиках.
Основные свойства нервной системы, выделенные в экспериментальных исследованиях дифференциальной психофизиологии: динамичность нервных процессов, их сила, подвижность и лабильность. Каждое из этих свойств характеризуется двумя нервными процессами – возбуждением и торможением, а также третьим показателем – балансом по возбуждению и торможению. Динамичность–свойство нервной системы, свидетельствующее о скорости образования условных реакций. Сила – свойство нервной системы, понимаемое как способность нервной системы в течение длительного времени поддерживать состояние работоспособности, а также как выносливость по отношению к длительным процессам возбуждения и торможения. Подвижность–свойство нервной системы, характеризующее скоростные процессы, в частности скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Лабильность – свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения и прекращения нервных процессов.
В конце 60-х годов XX в.рассматривался вопрос о существовании общих и частных свойств нервной системы. По предположению В.Д.Небылицына, различия между общими и частными свойствами нервной системы объясняются структурно-морфологическими особенностями строения мозга. Выделение общих и более частных свойств нервной системы позволило В.М.Русалову предположить, что организация этих свойств, их структура имеют иерархическое строение. Наиболее высокий уровень образуют системные свойства нервной системы, функция которых заключается в интеграции нервных процессов, связанных с целостной деятельностью мозга. Ко второму уровню относятся свойства нервной системы, осуществляющие интеграцию нервных процессов, связанных с отдельными подструктурами мозга. К этим свойствам нервной системы относятся общие свойства, изучавшиеся Б.М.Тепловым, и частные свойства (соответствующие отдельным сенсорным модальностям), описанные В.Д.Небылицыным. Наиболее элементарный уровень образуют свойства нервной системы, связанные с интегративной деятельностью нейронов.
Одним из важнейших индивидных свойств является функциональная асимметрия и специализация полушарий – характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями. Процесс становления асимметрии называется латерализацией. Асимметрия есть свойство всего живого, проявляясь по-разному – в тропизмах, направлении завертывания молекулярной спирали и т.д. (явление асимметрии в живом мире называется хиральностью). Левое полушарие обычно отвечает за оперирование вербально-знаковой информацией, чтение и счет, правое – за оперирование образами, ориентацию в пространстве, различение звуков и мелодий, распознавание сложных объектов, продуцирование сновидений. Поскольку левополушарное мышление аналитическое, оно действует, осуществляя ряд последовательных операций, в результате чего складывается внутренне непротиворечивая модель мира, которую легко закрепить в знаках и словах. Правополушарное мышление пространственно-образное, симультанное (одномоментное) и синтетическое, что дает возможность одномоментного схватывания разнородной информации. Итогом функционирования правого полушария является многозначность, которая, с одной стороны, является основой творчества, а с другой – затрудняет понимание между людьми, т.к. основана скорее на символах, чем на значениях. У мужчин асимметрия выражена сильнее, чем у женщин, что, по-видимому, и ограничивает у них возможности компенсации и обучаемость. Церебральное доминирование по функциям – это не состояние, а процесс, который осуществляется в течение всей жизни человека.
Еще одним психическим свойством, у которого индивидуальные различия значительно определяются физиологически, является функциональное состояние нервной системы. В.И.Рождественская, исследовавшая особенности протекания длительной монотонной деятельности у людей, различающихся по свойствам нервной системы, предполагала, что функциональные состояния могут быть как раз теми характеристиками, которые во многих случаях опосредуют связи между свойствами нервной системы и психологическими особенностями. Так было показано, что слабость нервной системы может выступать как фактор, способствующий эффективности и успешности деятельности не только на физиологическом уровне (что было продемонстрировано при сопоставлении чувствительности и силы-слабости нервной системы в работах В.Д.Небылицына), но и на психологическом.
В дифференциальной психофизиологии разделяются собственно способности, которые формируются в процессе деятельности, и их природные предпосылки – задатки. Задатки способностей – устойчивые характеристики, отражающие динамическую сторону психической деятельности и связанные со свойствами нервной системы.
Одним из первых исследований, посвященных проблеме способностей в отечественной психологии, явилась работа Н. С. Лейтеса. К числу характеристик, которые можно интерпретировать как задатки способностей, он относил формально-динамические особенности познавательной активности. Динамическая сторона познавательной активности (в отличие от содержательной) проявляется в потребности в умственных впечатлениях, в легкости пробуждения познавательной активности, в длительности ее поддержания и т.д. Кроме познавательной активности, В.С.Юркевич предложил учитывать эффективность и экономичность способов регуляции, используемых человеком, т.е. саморегуляцию. Проявляется саморегуляция в таких характеристиках, как установка. Динамические особенности саморегуляции и познавательной активности, а также их соотношение и образуют задатки или первооснову способностей.
При исследовании психофизиологических коррелятов задатков способностей предполагается, что активация нервной системы в значительной степени определяет динамику психической деятельности. Соответственно, и активированность нервной системы, т.е. устойчивое проявление состояния активации, связана с устойчивыми динамическими характеристиками.
Изучение соотношения между свойствами нервной системы и особенностями темперамента, понимаемыми как динамические характеристики деятельности, продемонстрировало многочисленные связи между двумя этими группами характеристик. Одно из крупнейших исследований в этом направлении было осуществлено научной группой В.С. Мерлина, согласно которому свойства нервной системы представляют собой природную основу свойств темперамента. Характеристики темперамента обнаруживают наиболее тесные связи с силой нервной системы по возбуждению. Любое свойство нервной системы может определять разные характеристики темперамента, а в основе какого-либо свойства темперамента могут лежать разные свойства нервной системы. В то же время каждое свойство темперамента, в свою очередь, обнаруживает связи с разными свойствами нервной системы.
Таким образом, исследования B.C.Мерлина показали, с одной стороны, связь динамических характеристик психической деятельности с особенностями свойств нервной системы, а с другой – продемонстрировали несводимость психологических характеристик к психофизиологическим особенностям.
Другое направление исследований темперамента связано с анализом роли активации в формировании динамических особенностей поведения, проводимом Г.Айзенком. Целый ряд признаков, свойственный этим особенностям, позволяет рассматривать их как характеристики темперамента: они связаны преимущественно с динамическими, а не с содержательными сторонами деятельности, появляются в раннем возрасте, являются устойчивыми характеристиками, поскольку зависят от генотипа. Начиная исследования, Г.Айзенк основывался на представлении И.П.Павлова о фундаментальном характере процессов возбуждения и торможения для понимания деятельности нервной системы. Эти процессы, по мнению Айзенка, являются определяющими для формирования экстраверсии-интроверсии. Интроверты имеют сильный процесс возбуждения и слабое торможение, а экстраверты характеризуются слабым процессом возбуждения и сильным тормозным процессом. Из такого соотношения процессов возбуждения и торможения, как предполагает Айзенк, следуют и особенности поведения экстравертов и интровертов.
Изучение индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках с самых первых работ рассматривалось как путь к пониманию индивидуальных различий в психологических особенностях.
Глобальная экспериментальная программа, направленная на комплексное исследование индивидуальных различий, была осуществлена в рамках научной школы Б.Г. Ананьева. Исследуя онтогенез человека как целостный процесс, Б.Г.Ананьев пришел к необходимости сочетания возрастного и дифференциально-психологического анализа при изучении возрастных изменений. Им была создана онтопсихология – область знания, объединяющая психологию развития и дифференциальную психологию, в которой исследуется онтогенез человека как целостный процесс.
Комплексный подход был реализован в исследованиях о соотношении психофизиологических характеристик и успешности деятельности, проводившихся под руководством Б.Г.Ананьева. Исследования называются комплексными потому, что в них сопоставляются показатели, относящиеся к разным уровням в структуре свойств индивидуальности: 1) различные показатели индивидного уровня (гемодинамические и вегетативные характеристики, особенности сенсорики и свойства темперамента), 2) свойства человека как субъекта деятельности (в частности, когнитивные процессы и интеллект) и 3) свойства личности.