Обсуждение: Может ли в группе быть более одного лидера? Если лидер уходит, кто займет его место? Может ли коллектив быть без лидера? Может ли шут стать лидером?

4.Семейная фотография. Группа - семья. Группе предлагается выбрать мать, отца, детей, бабушек и дедушек, тетей и дядей и других родственников и расположить их так, как будто они фотографируются на семейную фотографию. Обсуждение и интерпретация - кто какое место занял на фотографии (используя структуру группы).

5.Ситуативное лидерство. В разных ситуациях лидерами могут быть совершенно разные члены группы (например, в тренинге "Сиамские близнецы).

6.Космическое путешествие. Группа делится на две команды. Вы - экипажи космических кораблей, отправляющиеся на далекую планету помочь тем, кто там потерпел бедствие. Вам необходимо распределить между собой обязанности: командира корабля, штурмана и др. После старта корабля, когда возвращение на Землю невозможно, вы обнаруживаете, что на корабль пробрался "заяц". (Выберите "зайца"). Командиры кораблей, встаньте, как называются ваши корабли? (Ведущий смотрит, кто отвечает на этот вопрос: сам командир или ему кто-то комментирует из экипажа. В дальнейшем это необходимо для ввода понятий формального и неформального лидерства). Представьте, пожалуйста, ваши экипажи. Итак, вы взлетели и летите уже достаточно долго, как вдруг на корабле произошла авария. Чтобы не погибнуть всем, необходимо одного из людей, находящихся на корабле выбросить в открытый космос. Пожалуйста, обсудите ситуацию и примите какое-нибудь решение. Упаковать человека в скафандр и тащить на тросе за кораблем - невозможно. Невозможны так же и другие технические приспособления. Либо выкинуть кого-то, либо погибнуть всем. На принятие решения у вас - 15 минут. (Задача не имеет правильного однозначного решения. Кто-то должен взять на себя ответственность за гибель другого. Когда накал страстей достигнет своего пика, обсуждение можно закруглить, сказав, что за этим кораблем летел другой, который подобрал выброшенного, или что в самый последний момент на корабле устранились неисправности).

7.Формальное и неформальное лидерство. (На примере "Космического путешествия").

8.Рисование картины. Группа должна нарисовать дом за определенное ограниченное время и так, чтобы каждый член группы принял участие в рисовании. (Обсуждение - кто взял на себя ответственность нарисовать основные части, кто рисовал просто штрихи. Можно сделать возврат к ситуативному лидерству. Перед началом упражнения группа делится на две части).

9.Портрет лидера. Для выполнения упражнения группа делится на две группы.

* образный. Вам необходимо нарисовать портрет лидера, используя бумагу и фломастеры. Попробуйте в рисунке отразить качества, которыми, по-вашему, должен обладать лидер. Вам дается 10 минут на обсуждение того, как вы будете рисовать и еще 10 минут, чтобы нарисовать портрет. Во время самой работы необходимо соблюдать полную тишину. Общаться можно только невербально.

* качества. Вы нарисовали портреты. Теперь по одному человеку от группы нам попытаются пояснить, что нарисовано. Вторая группа может задавать уточняющие вопросы. Рядом с портретом выписываем качества, которыми обладает нарисованный лидер. Теперь давайте из двух таблиц качеств сделаем одну. (Выписываются качества лидера без повторений). Перепишите эти качества себе на листок и галочками отметьте те качества, которыми, по-вашему, вы обладаете.

* обмен качествами. Посмотрите друг на друга. Многие из вас обладают качествами, которые мы написали. По моему сигналу вы все встаете со своих мест и начинаете двигаться по комнате с целью обмена качествами. Если вы видите, что какое-то качество ярко выражено у другого, вы просите немножко этого качества, при этом совсем необязательно, что этого качества не должно быть у вас самих. Те качества, которые просите вы, отмечаете в левой колонке вашего списка качеств, качества, которые просят у вас, вы отмечаете в правой колонке. Одно и то же качество вы можете попросить у нескольких человек. На эту работу вам дается 10 минут. (После этого листки подписываются и собираются ведущим)

10.Выбрасывание пальцев. Вся группа одновременно выбрасывает несколько пальцев на руке. Задача - за минимальное количество ходов добиться того, чтобы по сигналу ведущего все члены группы выбросили одинаковое число пальцев. Разговаривать и договариваться во время упражнения нельзя.

11.Воздушный шар. Упражнение выполняется двумя группами. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работавыполнена успешно. И вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном и до ближайшей земли 500-550 км. Но произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле: канат-50м; аптечка с медикаментами - 5кг; компас гидравлический - 6кг; консервы мясные и рыбные - 20кг; секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) - 5кг; винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов - 25кг; конфеты разные - 20кг; спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа); ракетница с комплектом сигнальных ракет - 8кг; палатка 10-местная - 20кг; баллон с кислородом - 50кг; комплект географических карт - 25кг; канистра с питьевой водой - 20кг; транзисторный приемник - 3кг; лодка резиновая надувная - 25кг. Ваша задача - решить, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Но сначала вы примите это важное решение самостоятельно. Для этого в списке предметов, рядом с каждым наименованием, поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета. При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности с какой вы их будете выкидывать, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина. Выполняйте. У вас 15 минут. Теперь вы делитесь на две группы и приступаете к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:

*Высказывать свое мнение может любой член экипажа;

*Количество высказываний одного человека не ограничивается;

*Решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;

*Если хотя бы один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать иной выход;

*Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей;

Время, которое есть в распоряжении экипажа неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно голосует за то, чтобы выбросить какой-то предмет, он считается выброшенным и это может замедлить падение шара. Итак, я желаю вам успешной работы. И главное - остаться в живых. Если вы не сможете договориться - вы разобьетесь.

Помните об этом!

(Время на игру 20-25 мин. Его можно и сократить до 17-18 мин, если группа очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100% голосовании, ведущий должен поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации. Если ребята не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что они разбились, и просит подумать над причинами, которые привели к этой трагедии.)

5.Работа в группе.

1.Роль лидера в группах разного уровня развития.

Стадии развития коллектива: Стили работы организатора:

* песчаная россыпь * разящие стрелы

* мягкая глина * возвращающийся бумеранг

* мерцающий маяк * плывущий плот

* алый парус * снующий челнок

* горящий факел

^__________________

П |тренер- |поддерж-|

О |ство |ка |

Д | | |

Д |_______3|_______2|

Е |делеги- |руковод-|

Р |рование |ство |

Ж | 4| 1|

К |------------------->

А Р У К О В О Д С Т В О

1.Задание организатору расставить группу в порядке возрастания возраста (разговаривать запрещено)

2."Прогулка слепых" в парах

3."Восковая палочка"

4.Передача веревки по кругу. Группа стоит в кругу, держась за руки. На плече у одного участника - веревка, связанная кольцом. Задание группе - необходимо, чтобы веревка обошла весь круг. Задание выполняется до тех пор, пока группа не сообразит, что для выполнения этого задания необходимо просто обежать круг.

2.МВД (метод взаимодействия)

ПРОЦЕСС И СОДЕРЖАНИЕ

Прежде чем решить, кто будет вести собрание, важно вспомнить о разнице между процессом и содержанием. По сути дела, процесс - это "как", а содержание - это "что". Важно понимать разницу между ними, чтобы не запутывать собрание заявлениями, представляющими из себя комментарии по проведению, когда другие думают о предмете обсуждения и наоборот. В собраниях одинаково важны как результаты, так и способы их достижения. Лидеру приходится иметь дело со многими вопросами, плюс у него всегда есть свой интерес к результатам собрания - все вместе это может помешать следить ему и за ходом, и за содержанием разговора. Для этого и существует роль нейтрального ведущего, добивающегося продвижения к результатам оптимальным способом и незаинтересованного в них - что позволяет группе направлять все усилия только на разговор по теме собрания.

ПОЧЕМУ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

* Собрания - прекрасный способ начала перемен к лучшему;

* Совместная работа людей в небольших группах - ключ к успеху крупных организаций;

* Эффективный способ проведения собрания дает практические результаты;

* Не существует единственно верного способа проведения собрания;

* На собраниях имеется редкая возможность создать атмосферу безопасности и сотрудничества, позволяющую участникам реализовать свои лучшие способности;

* Большинство людей обладает высоким творческим потенциалом, который, как правило, недостаточно используется.

ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ МЕТОДА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

* Люди поддерживают то, что создают сами;

* Качество принимаемых решений повышается, если они основаны на общем согласии (консенсусе);

* Равенство вклада и участия каждого члена группы повышает производительность группы в целом.

РОЛИ УЧАСТНИКОВ СОБРАНИЯ

Ведущий.

* Помогает группе достичь желаемых результатов;

* Остается нейтрален (лишь спросив разрешение группы, может выходить из роли ведущего и делать свои замечания по теме)

* Удерживает членов группы от подавления и критики идей друг друга;

* Создает атмосферу безопасности для открытой дискуссии;

* Добивается максимального (но в разумных пределах!) участия от всех членов группы;

* Не дает группе уклоняться от поставленной цели;

* Направляет собрание в нужное русло - предлагает ход его проведения и, при необходимости, - альтернативы;

* Дает возможность летописцу успевать записывать все важное;

* Находит человека, чтобы следить за временем;

* Начинает собрание с примерно следующего объяснения своей роли: "Я буду нейтральным ведущим, свои идеи буду предлагать, только если вы мне позволите. Моя задача - не дать вам уклониться от поставленной задачи и помочь достичь нужных результатов. Это ваше собрание - я хочу сделать так, чтобы оно принесло вам пользу".

Летописец.

* Записывает на плакатной бумаге все, что происходит на собрании;

* Остается нейтрален (лишь спросив разрешение группы, может выходить из роли летописца и делать свои замечания по теме);

* Отдает предпочтение ключевым словам и сочетаниям, а не целым предложениям;

* Разделяет самостоятельные идеи с помощью:

- письма чередующимися темными цветами (синим, зеленым, фиолетовым, черным, коричневым);

- выделения/подчеркивания яркими цветами (красным, оранжевым, желтым, розовым);

- использования "пулек" (*) вместо номеров;

* Начинает с примерно следующего объяснения своей роли: "Я здесь для того, чтобы вести летопись собрания. Я не буду предлагать своих идей без вашего разрешения. Если я пропущу что-то важное или запишу что-нибудь неверно - подскажите мне, пожалуйста. Это будет память вашей группы".

Член группы.

* Вносит идеи;

* Следит за правильностью записей летописца;

* Открыто делится, если чем-то недоволен;

* Помогает создать соглашения группы и придерживаться их;

* Способствует активному участию других членов группы;

* Придерживается поставленной задачи и не уходит в сторону;

* Берет на себя часть ответственности за принятие решений.

Лидер группы (председатель).

* Организует собрание;

* Находит ведущего;

* Вносит идеи;

* Ведет себя, как член группы, позволяя ведущему следить за ходом собрания.

Летопись (лист плакатной бумаги на стене).

* Показывает, что все идеи услышаны и записаны;

* Позволяет группе сосредоточиться на идеях, а не друг на друге;

* Помогает придерживаться поставленной цели;

* Позволяет избежать повторений;

* Помогает быстро сориентироваться опоздавшим;

* Способствует активному участию группы;

* Фокусирует внимание на одном предмете - помогает не отвлекаться.

ИНСТРУМЕНТЫ ВЕДУЩЕГО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОГЛАСИЯ

ОТКРЫТИЕ СУЖЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для сбора идей и информации Чтобы организовать информацию Чтобы прийти к согласию
  • Мозговой штурм
  • Прояснение
  • Объединение сходных идей
  • Отбор идей
  • Голосование (N/3)
  • "Дополни/отбрось"
  • "Возьми обе"

* Мозговой штурм

- Летописцы вешают плакатную бумагу

- Группа договаривается о времени штурма (не более 10 минут, потом можно добавить)

- Собирается и записывается максимум идей

- Идеи не обсуждаются

- Настройся на успех и работай творчески!

* Прояснение

Добейтесь того, чтобы все члены группы понимали смысл всех предложений.

* Объединение

С одобренья все группы объединяются похожие идеи, чтобы избежать повторений

* Голосование (постановка приоритетов)

Общее число идей делится на 3, чтобы получить число голосов на каждого члена группы. Затем, участники голосуют за наиболее понравившиеся идеи, число голосов проставляется рядом с ними. Если идея не находит сторонников, она не вычеркивается, а отмечается нулем или оставляется без рейтинга.

* Отбор идей

Группе предлагается определить "точку среза": расположив идеи по количеству полученных голосов, ищут такую, на которой можно остановиться, и все следующие за ней исключить из рассмотрения.

Имеет смысл ориентироваться на разницу между соседними идеями: например, если голоса распределились как 10, 10, 9, 8, 4, 4, 3, то точкой среза может стать идея с восемью голосами.

* "Дополни/отбрось"

Попытайтесь дополнить главные идеи подробностями и, таким образом, отказаться от менее важных предложений.

* "Возьми обе"

Избегайте решений типа "либо-либо", подумайте, нельзя ли работать с несколькими из оставшихся идей одновременно.

Матрица критериев.

ИДЕИ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИТЕРИЕВ ИТОГО
           
               
               

Если, в конечном итоге, необходимо остановиться на одной идее, используется "матрица критериев". В данную таблицу заносятся оставшиеся идеи и группа определяет по каким существенно важным признакам (критериям) их можно ранжировать (например: простота исполнения, временные затраты, денежные затраты, и т.п.) Для каждой идеи по каждому критерию ведется голосование. У каждого члена группы в этом случае неограниченное количество голосов. Затем подсчитывается общее количество голосов для каждой идеи (ИТОГО). Оставляют идею, набравшую большее число голосов.

ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮ

Продуманная подготовка места проведения собрания может значительно повысить эффективность работы группы. Помните также, что дискомфорт может стать сильным отвлекающим фактором и сбивать группу с цели. Подготовка рабочей комнаты окажется полезной, если предусмотрит:

* Наличие плоской стены или подставки для летописи;

* Расстановку стульев, позволяющую всем участникам сидеть лицом к ведущему, летописи и другим членам группы;

* Достаточно свободного места, чтобы участники не чувствовали себя стесненными. При этом расстановка полукругом без столов обладает следующими преимуществами:

* Отсутствие барьеров между людьми;

* Возможность работы с большими группами;

* Летопись всегда на виду.

Что понадобится:

* Плакатная бумага;

* Плоская стена;

* Скотч;

* Маркеры.

С чего начать...

Часто у членов группы нет четкого представления о том, чего они хотят от собрания. Но чем яснее цель, тем проще решить, как к ней продвигаться, поэтому в самом начале стоит поговорить об ожиданиях группы от сегодняшней встречи. Лучше всего сформулировать свои ожидания, как если бы они уже сбылись. Затем ради создания спокойной и рабочей обстановки членам группы надо подумать о том, что могло бы им помешать и как они хотят, чтобы к ним относились во время собрания. Например, если кому-то мешают посторонние разговоры, надо сказать об этом. Из этих замечаний строятся соглашения группы на время совместной работы.

*********************************************************************

* 1.НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА . *

* ................... *

* . . . *

* . ............ . *

* . . 9. . . *

* ........................................... . Р . 2 . *

* .5.РЕСУРСЫ.8.ЗАДАНИЯ 4.ЗАДАЧИ . А . . *

* . . . Д . В . *

* . . . И . И . *

* . . 3.ЦЕЛИ . . Д . *

* . . . Ч . Е . *

* . . . Е . Н . *

* . . . Г . И . *

* ........................................... . О . Е . *

* 6.КРИТИЧЕС. . . . . . . *

* КИЕ ФАКТО-................................. ............ . *

* РЫ УСПЕХА . . . . . . . . . *

* . . . . . . ................... *

* 7.ПРЕПЯТСТ- . . . . . . . *

* ВИЯ ......... ......... ......... *

* *

*********************************************************************

1.Как это не банально, начать надо с названия проекта. Потом это поможет и тем, кто не сможет не опоздать, и тебе самому, если на планирование уйдет больше одного захода.

2.На следующем шаге важно подумать, чего же мы, собственно, хотим, а точнее, каким мы хотим видеть результат исполнения проекта, который мы только начинаем планировать. Надо во всех деталях описать, каким стало (вернее станет) то, что заставило всех здесь собраться, после того, как план уже сработает.

3.Теперь, имея в четкой форме "видение", можно приступать к выписыванию целей. На этом шаге важно определить общие направления будущей работы. Они не должны быть слишком конкретными, их задача - описывать "конечные точки".

4.Поле "задачи" предназначено для того, чтобы в нем конкретно расписать составляющие всех пунктов в поле "цели". Важно не упустить ни одну деталь при такой конкретизации.

5.Задумаемся о ресурсах, т.е. о том, что есть в нашем распоряжении. Это исключительно важно, чтобы потом не делать лишнего.

6.Пока не возвращаясь в центр стрелки, заметим, что некоторые аспекты проекта просто обязаны быть обеспечены. Выпишем их в поля "критические факторы успеха", чтобы потом все время держать их на виду. Это вещи, без которых проект не сработает; то, что важно настолько же, насколько человеку - любой из его органов.

7.Рядом есть и поле "препятствия". Запишем в него то, что может стать непреодолимым препятствием для всего проекта в том виде, какой мы выбрали. Это позволит сэкономить время и быстрее переформулировать постановку задачи так, чтобы проблема, о которой идет речь, перестала бы иметь отношение к делу или нашла бы решение.

8."Задания". Оно же и самое главное. В нем для каждого пункта "задач" рассматриваются все необходимые шаги для их выполнения. Здесь же каждому шагу назначается время и человек, за него ответственный.

9.Гораздо позже у тебя и твоей группы почти наверняка возникнет необходимость убеждать в необходимости этого проекта власти, спонсоров и т.п., - так что теперь не помешало бы и самим решить, что же делает проект таким важным и ценным. Проведите мозговой штурм тех положительных перемен, к которым он приведет и других его достоинств.

4.Детектив. Сейчас я вам раздам по несколько полосок бумаги. Это части одного детектива. Вы должны разгадать его, пользуясь следующими правилами: полоски бумаги с текстом нельзя показывать друг другу и складывать вместе. Детектив считается разгаданным, если определен убийца и объяснено, из чего это следует. Начинайте!

Раздаточный материал:

Наши рекомендации