Показатели развитости общения
Понятие формы общения открывает возможности для раскрытия качественных сдвигов, происходящих в развитии общения детей со сверстниками в рамках дошкольного детства. Оно позволяет проследить развитие содержания контактов, т. е. взаимосвязи с общей жизнедеятельностью ребенка, с типом ведущей деятельности и ее особенностями. Именно через формы общения мы можем понять их последовательную смену в онтогенезе как частный случай диалектического взаимодействия форм и содержания» (М. И. Лисина, 1978, 1985). Но при рассмотрении смены форм общения специально не выделяются и не прослеживаются функционально-динамические аспекты самого общения. Форма общения не позволяет выявить степень овладения ребенком этой деятельностью, а также меру его направленности на партнера по общению. Это побудило нас разработать понятие уровня развитости общения, охватывающего ряд важных для его характеристики параметров комплексного выражения развитости самого общения.
Для характеристики формы общения в качестве основных мы использовали 4 его параметра: дату появления, содержание потребности, ведущие мотивы и средства; остальные (из перечисленных в начале главы) выступали как сопутствующие. Для характеристики уровня развитости общения ведущими становятся ситуативность, выделенность общения и др., а также несколько дополнительных, отражающих меру развитости самого общения, взятого как бы (условно) в изоляции от других сторон жизнедеятельности ребенка.
Изучение возрастной динамики параметров уровня развитости общения у детей со взрослым и со сверстником выявило ее различия в двух сферах контактов (Л. Б. Митева, 1984). Во всех возрастных группах внеситуативных и внедеятельностных контактов намного больше у детей в общении со взрослым, чем со сверстником. Особенно значительны эти различия у младших дошкольников (3—4 лет), когда практически все высказывания детей, адресованные сверстнику, включены в их игровую деятельность. В то же время, общаясь со взрослым, дети обсуждают темы, не связанные с конкретной ситуацией и с деятельностью. В старшем дошкольном возрасте показатели выделенности в двух сферах общения сближаются за счет резкого возрастания внеситуативных и внедеятельностных высказываний, адресованных сверстнику (см. табл. 24).
В сфере общения со сверстником преобладают деловые контакты. Хотя с возрастом число личностных контактов увеличивается, доминирующими остаются деловые. В первой сфере общения, начиная с 5-летнего возраста, превалируют личностные и познавательные контакты. Таким образом, уже по своему содержанию общение со взрослым более разнообразно и развито.
При анализе контактов детей с точки: зрения их функции наблюдалась противоположная картина. Преобладающая функция контак- 164
тов с взрослым информативная: дети либо сообщали что-то о себе, либо задавали вопросы. В сфере общения со сверстником эти функции разнообразнее: встречаются и побуждения к деятельности, и контроль сверстника, и оценка себя и партнера, и информативные сообщения.
Анализ значимости общения со взрослым и со сверстником показал, что младшие дошкольники отдают предпочтение взрослому. Однако, начиная с 4 лет, все бурные проявления радости и других положительных эмоций направлены уже на сверстника. В среднем дошкольном возрасте дети начинают предпочитать ровесника в качестве партнера по общению и получать большее удовлетворение от контактов с ним.
По параметру гибкости отношения к партнеру на протяжении дошкольного детства происходят существенные сдвиги в сфере общения со сверстником. Если у младших дошкольников преобладают негативные контакты (возражения, конфликты, упрямство), то у старших существенно возрастает число конструктивных предложений, согласий, помощи и т. п. В сфере общения со взрослым гибкость остается практически неизменной на протяжении всего дошкольного возраста: негативные контакты со взрослым практически отсутствуют.
* * *
Итак, возникнув в конце 2-го — начале-3-го года жизни, коммуникативная деятельность ребенка в дальнейшем претерпевает ряд изменений. В рамках дошкольного детства последовательно сменяются три качественные ступени в общении детей с ровесниками, названные нами формами общения,— эмоционально-практическая, ситуативно-деловая и внеситуативно-деловая. Форма общения характеризует изменения содержательной стороны коммуникативной деятельности дошкольников, обусловленные развитием жизнедеятельности ребенка.
На протяжении пяти лет (от 2 до 7) изменяется и мера развитости собственно коммуникативной деятельности ребенка. Возрастает отделенность общения от других типов взаимодействия дошкольника с детьми, направленность его активности только на сверстника как субъекта, внеситуативность общения, чувствительность к воздействиям ровесника, гибкость в контактах с ним и значимость общения с равным партнером среди других видов взаимодействия с ним.
Часть третья
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ.
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКА
Глава восьмая
Развитие образа себя, образа сверстника
и взаимоотношений детей в процессе общения