II. 2. 4. Результаты анализа опросника А.А.Романова «Ребенок глазами взрослого»
Была проведена беседа с воспитателем Ольгой Викторовной, которая сообщила о том, каким образом проявляется агрессивность детей в группе и как часто наблюдается. При выборе ответа она руководствовалась схемой:
–(0) нет проявлений агрессивности;
– (1)проявления агрессивности наблюдаются иногда;
–(2) часто;
– (3)почти всегда;
– (4)непрерывно.
Результаты опроса приведены в следующей таблице.
Имена детей | М А Ш А М. | Я Р О С Л А В М. | Б О Г Д А Н С. | П О Л И Н А Т. | Н А С Т Я Ф. | А Р И Н А С. | А Л Е Н А О. Н А О. | Н А С Т Я З. . | В А Л Я Р. . | Д А Ш А М. М | |
Вегетативные признаки проявления агрессивности | |||||||||||
Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева | |||||||||||
Облизывает губы в состоянии раздражения, гнева | |||||||||||
Внешние проявления агрессивности | |||||||||||
Кусает губы в состоянии раздражения | |||||||||||
Сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева | |||||||||||
Сжимает губы, кулаки, когда обижают | |||||||||||
Тревожное напряжение разрешается гневом | |||||||||||
Длительность агрессии | |||||||||||
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 5 минут | |||||||||||
После агрессивной реакции не успокаивается в течение минут | |||||||||||
Чувствительность к помощи взрослого | |||||||||||
Помощь взрослого не помогает овладевать собственной агрессией | |||||||||||
Помощь взрослого не помогает успокоиться | |||||||||||
Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии | |||||||||||
Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии | |||||||||||
Чувство неприязни к другим не корректируется извне | |||||||||||
Особенности отношения к собственной агрессии | |||||||||||
Говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно | |||||||||||
Не воспринимает собственные агрессивные действия, как таковые | |||||||||||
Недостаточность в проявлении гуманных чувств | |||||||||||
Стремится делать назло другим | |||||||||||
Проявляет безразличие к страданиям других | |||||||||||
Стремится причинить другому страдание | |||||||||||
Не возникает чувства вины после агрессивных действий | |||||||||||
Реакция на новизну | |||||||||||
Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности | |||||||||||
В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции | |||||||||||
Реакция на ограничение | |||||||||||
Яростно сопротивляется при попытке удержать его в состоянии гнева | |||||||||||
Реактивность (чувствительность к агрессии других) | |||||||||||
Проявляет агрессивные реакции первым | |||||||||||
Первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка | |||||||||||
Проявляет агрессивные реакции на действия других | |||||||||||
Толкается | |||||||||||
Бьет других детей, если его случайно толкнули | |||||||||||
Чувствительность к присутствию других | |||||||||||
Щиплется на глазах у всех | |||||||||||
Толкает сверстника на глазах у всех | |||||||||||
Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение | |||||||||||
Физическая агрессия, направленная на предмет | |||||||||||
Ломает постройку на глазах у все | |||||||||||
Стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку | |||||||||||
Бросает предмет об стенку | |||||||||||
Стремится бросить мяч сильнее, чем это требуется по правилам игры | |||||||||||
Отрывает кукле руки, ноги | |||||||||||
Физическая агрессия, направленная на животных | |||||||||||
Щиплет кошку | |||||||||||
Выкручивает хвост кошке | |||||||||||
Специально наступает на лапы собаке | |||||||||||
Физическая агрессия, направленная на сверстников | |||||||||||
Толкает других детей в состоянии раздражения | |||||||||||
Походя ударяет встречных | |||||||||||
Бьет других детей в состоянии раздражения | |||||||||||
Ударяет детей и внезапно успокаивается | |||||||||||
Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) | |||||||||||
Кусает других детей в состоянии раздражения | |||||||||||
Агрессия, направленная на себя | |||||||||||
Просит стукнуть себя еще раз | |||||||||||
Берет на себя вину других | |||||||||||
Рвет на себе волосы | |||||||||||
Щиплет себя в состоянии раздражения | |||||||||||
Кусает себя в состоянии раздражения | |||||||||||
Агрессия, направленная на взрослого ( дошкольный возраст) | |||||||||||
Бьет воспитателя по руке за то, что он не дает кидать игрушки | |||||||||||
Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки | |||||||||||
В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком | |||||||||||
В состоянии пониженного настроения бьет воспитателя кулачком | |||||||||||
Царапает взрослого | |||||||||||
Беспричинное недоброжелательное отношение к члену детского коллектива | |||||||||||
Вербальная агрессия | |||||||||||
Говорит обидные слова детям | |||||||||||
Говорит обидные слова взрослым | |||||||||||
Говорит нецензурные слова детям | |||||||||||
Говорит нецензурные слова взрослым | |||||||||||
Агрессивность в виде угрозы (невербальная) | |||||||||||
Замахивается, но не ударяет другого | |||||||||||
Пугает другого | 3 3 | ||||||||||
Агрессия разных видов и направленности | |||||||||||
Агрессия (физическая, словесная, скрытая в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.) | |||||||||||
Другие проявления агрессии | |||||||||||
Плюется в состоянии раздражения | |||||||||||
Сводная таблица результатов анализа опросника А.А.Романова «Ребенок глазами взрослого».
№ | Ребенок | Балл агрессивности |
Настя Ф. | ||
Полина Т. | ||
Богдан С. | ||
Даша М. | ||
Валя Р. | ||
Алена О. | ||
Настя З. | ||
Ярослав М | ||
Маша М. | ||
Арина С. |
Выводы.
Так как ребята набрали небольшое количество баллов, то, вероятнее всего, у них нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; они самостоятельно овладевают собственной агрессивностью.